В обсуждение недавней новости мы решили поинтересоваться мнением участников рынка в отношении планов регуляторов по созданию в России отдельного списка криптоинвесторов с целью усиления прозрачности и контроля. Хотя сами по себе намерения, может, и благие, но не станет ли это препятствием для инвестиционной активности, и не запорет ли в России на корню саму идею криптовалют как инструмента, подразумевающего анонимность транзакций?
Михаил Королев, криптовалютный энтузиаст, CEO крупнейшего российского майнинг пула 2Miners.com:
Для начала надо понимать, что анонимность большинства киптовалют, если не сказать всех, очень мнимая. И, по слухам, спецслужбы без проблем могут найти владельца любого кошелька. Да и выход в фиат или покупка любой дорогой вещи, будь-то машина, ноутбук или дом приведет к полному раскрытию владельца кошелька.
Да и просто в современных государствах не может существовать две экономики, анонимная и обычная. Тут создателям и фанатам криптовалют придется или совершать переворот в государственном строе и строить анархию, или смирится, что с любых финансовых инструментов, в том числе и криптовалюты, надо платить налоги, а это в, свою очередь, ставит жирный крест на анонимности.
Венера Шайдуллина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации:
Я лично, как юрист, отношусь нейтрально. В любых отношениях есть несколько составляющих: субъект, объект, содержание. Отсутствие информации о субъекте (анонимность) влечет за собой невозможность перехода отношения в правоотношение. Т.е. в условиях анонимности не представляется возможным соблюдение AML-процедур, налогообложение, установление инвестиционных отношений и пр.
Идентификация держателей криптовалюты не повлияет на инвестиционную активность, т.к. в условиях сложившейся зарубежной практики регулирования данные технологии уже не являются анонимными, что не повлияло на желание добросовестных инвесторов вкладываться в криптопроекты и криптовалюту.
Максим Тарасенко, управляющий партнёр и директор по инвестициям фонда GT Blockchain Investments:
Налогообложение и деанонимизация сделок с криптовалютами
сложно реализуемы чисто технически. Если далеко не все платят налоги даже в рублях, то представьте себе, каких усилий будет стоить реализовать схему по налогообложению анонимных, не отслеживаемых, децентрализованных валют. В ближайшие годы государству едва ли удастся выстроить адекватно работающую систему по лишению инвесторов анонимности в этой сфере.
Вячеслав Золотухин, идеолог и основатель умной системы управления задачами с функцией мотивации сотрудников на технологии Blockchain EvoDesk.ru:
Попытка обязать всех криптоинвесторов вступить в специальный реестр - дело отчаянное, потому что те, кто захотят остаться анонимными, могут пойти двумя направлениями:
- криптоинвесторы просто перестанут инвестировать, или
- пойдут к фондам, которые станут некой прослойкой, собирающей всех тех, кто не хочет светиться.
Что касается собранных ими денег, то, с большой долей вероятности можно предположить, что они будут инвестироваться в какие-то целенаправленные криптовалюты, ICO и т.п. Выгода фонда в том, что за данные транзакции он может брать свою комиссию. То есть, с точки зрения обычного инвестора (частного), его доходность немножко упадет, возможно, добавятся сложности при входе в сами фонды, если они установят высокие планки. Но, скорее всего, законодательство будет направлено и в сторону регулирования фондов, с целью того, чтобы они не набирали кого попало. Хотя, это все касается исключительно России, на Западе такого не будет.
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», Президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия:
По поводу криптоинвесторов – у нас в Госдуме на данный момент рассматриваются три законопроекта. Все они предполагают возможность криптоинвестора вкладывать в один проект не больше установленной законом суммы. Это сделано в первую очередь для исключения непрофессиональных инвесторов из проектов с высокой степенью риска.
В любой инвестиционной деятельности в России существует большое количество ограничений. Эти ограничения либо установлены законодательно, либо прописаны в рамках договора между инвестором и тем, кто управляет его деньгами. В рамках озвученного договора чаще всего также прописано, что управляющий инвестициями ни за что не отвечает. Поэтому «страховка» криптоинвесторов от необдуманных действий абсолютно понятна.
«Страхуют» сейчас установлением рамок по стоимости процента и сумме долга. Государство пытается защищать инвесторов. И это правильно, поскольку крипторынок нестабилен, непрогнозируем. Это не контроль самого инвестора, это соблюдение порядка на рынке.