Руководство многих компаний постоянно сталкивается с проблемами, которые связаны с необходимостью формирования стратегии при наличии дефицита имеющихся ресурсов, потребности в удовлетворении ожиданий покупателей, стремлении быть более успешными по сравнению с конкурентами. Управление компанией в значительной степени зависит от информации, которая позволяет оказывать влияние на будущие решения. Именно стратегический подход к управлению компанией играет ключевую роль в осознании важности учетных данных для принятии управленческих решений.
Считается, что «стратегический управленческий учет стал известен в конце 1980-х годов как один из целого ряда новых методов и подходов, разработанных, чтобы восстановить утерянную релевантность управленческого учета» [8, с. 156]. Если «традиционный» управленческий учет направлен на управление затратами организации и грамотное краткосрочное размещение ресурсов, то стратегический управленческий учет решает вопросы долгосрочного распределения ресурсов и предоставления информации для формирования стратегии компании.
В то же время стратегическая и оперативная направленность управленческого учета не являются взаимоисключающими, что может затруднять классификацию методов управленческого учета в части отнесения их к оперативному или стратегическому управленческому учету. Так, выбор определенного метода управленческого учета для информационной поддержки стратегических изменений в компании является стратегическим шагом, но получаемая информация может использоваться и для решения текущих задач. Кроме того, многие методы, относимые к стратегическому управленческому учету, представляют собой улучшенные, расширенные или долгосрочные версии методов традиционного управленческого учета.
Стратегический управленческий учет тесно взаимосвязан со стратегией компании. Если на оперативном уровне специалисты по управленческому учету не рассматривают детально деловую и институциональную среды, в которых функционирует компания, то специалисты по стратегическому управленческому учету обеспечивают руководство организации информацией, связанной как с «внутренними», так и «внешними» факторами, влияющими на деятельность самой компании, ее контрагентов и конкурентов. «Выбор и использование различных методов стратегического управленческого учета в стратегиях является стремлением компаний развивать свои конкурентные позиции в конкурентной борьбе» [7, с. 12], поскольку стратегический управленческий учет располагает возможностями для предоставления следующей информации:
- информации о цепочке создания стоимости;
- информации, связанной с покупателями;
- информации, связанной с конкурентами.
Информация о цепочке создания стоимости. На оперативном уровне управленческий учет сконцентрирован на калькуляции себестоимости продукции и снижении издержек компании, что позволяет говорить о том, что данный вид учета в большей степени ориентирован на бухгалтерские проблемы, чем на управленческие решения, принятию которых должна способствовать предоставляемая им информация. Безусловно, снижение издержек в рамках компании не должно выходить из поля зрения, но для достижения конкурентного преимущества компании необходимо стать лидером по издержкам, т.е. стремиться не просто к снижению издержек, а к обеспечению их на уровне ниже, чем у конкурентов.
Для достижения этой цели система стратегического управленческого учета предоставляет информацию о цепочке создания стоимости, для чего применяется метод «учет цепочки создания стоимости» (value chain costing). С помощью данного метода можно увидеть, как создается стоимость продукта на всех этапах, начиная от его проектирования и заканчивая его распространением. Предоставляемая информация включает анализ видов деятельности, добавляющих или не добавляющих стоимость продукции, связанных с ними затрат, а также факторов, определяющих структуру и величину этих затрат.
Анализ факторов, определяющих структуру и величину затрат, может привести как к росту затрат, так и к их сокращению. Например, по мере того, как увеличиваются масштабы деловой активности компании, наблюдается снижение удельных затрат (положительный эффект), но в определенный момент валовые затраты начинают расти быстрее, чем объем деловой активности (отрицательный эффект). То, какой выбор сделает компания относительно факторов, определяющих величину затрат, и их относительной важности, окажет непосредственное влияние на уровень ее затрат.
Анализ цепочки создания стоимости предполагает также анализ зависимости между эффективностью одного вида деятельности и затратами на осуществление другого. Цепочка создания стоимости компании тесно связана с цепочками создания стоимости поставщиков и покупателей, поэтому анализ взаимозависимостей должен проводиться не только во внутриорганизационной цепочке создания стоимости, но и между компанией и ее поставщиками и покупателями. Именно эффективное использование таких взаимосвязей приводит к лидерству по издержкам.
Для целей анализа цепочка создания стоимости разбивается на стратегически важные звенья с тем, чтобы можно было сделать упор на снижение затрат в каждом таком звене. Большая часть звеньев цепочки создания стоимости — это потенциальные источники для дифференциации продукции, так как они непосредственно влияют на спецификации, качество продукции и ее эксплуатационные характеристики. Специализация на определенных продуктах — один из путей компании к достижению конкурентного преимущества.
Анализ цепочек создания стоимости часто осуществляется совместно с методом ABC, который используется при анализе связей с поставщиками. Изначально метод АВС был разработан для более точного расчета себестоимости выпускаемой продукции, особенно в части распределения косвенных производственных расходов (за счет использования усложненного подхода к распределению). Однако дальнейшее развитие данного метода существенно расширило его возможности. В частности, метод АВС «рассматривает отдельные виды деятельности» [1, с. 48], что позволяет определять затраты на различные виды деятельности, связанные с поставщиками, например, на проведение переговоров с поставщиками, оформление заказа на поставки, поиск новых потенциальных поставщиков, получение заказа, его проверка, возврат, перемещение, хранение и т.п. Если стоимость закупок рассматривать совместно с «сопутствующими» затратами, то результаты анализа покажут, с какими поставщиками следует строить долгосрочные отношения и контракты с которыми гарантируют обозначенные в них уровни качества, сроки поставки и цену.
Анализ цепочек создания стоимости может дополняться оценкой эффективности цепей поставок (supply chain). «Управление цепями поставок является важной стратегической концепцией, влияющей на долгосрочную деятельность компании и конкурентные позиции с фундаментальной межорганизационной ориентацией» [3, с. 1].
Управление цепями поставок представляет собой метод, который направлен на установление сотрудничества между компаниями-продавцами и компаниями-покупателями в целях достижения оптимальной организации видов деятельности, создающих конечный продукт. Оценка эффективности цепей поставок очень важна, «поскольку интересы между компаниями в цепи поставок нередко противоречивы. Конфликт возникает, когда покупатель хочет снизить свои издержки при сохранении должного уровня качества, а поставщик желает назначить как можно более высокие цены ... Поэтому в основе цепочки поставок кроется нестабильность» [9, с. 76].
Информация, связанная с покупателями. Для достижения конкурентного преимущества компаниям необходимо иметь информацию о характеристиках продукции, делающих ее привлекательной для покупателей (качество, эксплуатационные характеристики, надежность, обеспечение доставки, гарантийное обслуживание и др.). На основе этой информации компании приступают к производству продукции, обладающей требуемыми характеристиками. Производимая продукция должна быть не просто востребована на рынке, но и продаваться по той цене, которую покупатель готов за нее платить, при условии, что затраты на производство такой продукции окажутся на конкурентоспособном уровне.
Одним из способов достижения поставленных задач является нормирование затрат, для чего в стратегическом управленческом учете существует ряд методов, в том числе метод калькулирования себестоимости по целевым затратам «таргет-костинг» (target-costing). Целевые затраты, исчисляемые по целевым нормам, концептуально отличаются от нормативных затрат, рассчитываемых в соответствии с методом «стандарт-кост», который обычно относится к традиционному управленческому учету. Нормативные затраты устанавливаются на основе анализа производственного процесса, т.е. являются внутренне ориентированными. Целевые затраты определяются путем анализа ситуации, сложившейся на рынке, т.е. являются внешне ориентированными.
При использовании метода «стандарт-кост» затраты остаются на уровне, установленном стандартами (нормативами). Контроль затрат происходит посредством выявления ежемесячных отклонений фактических затрат от нормативных. Иначе говоря, основная контрольная функция метода «стандарт-кост» заключается в проверке того, как следуют рабочие предписанным процедурам. Для метода «таргет-костинг», наоборот, характерно постоянное совершенствование норм затрат, которое обычно практикуется во взаимосвязи с другими методами калькулирования себестоимости, например, с методом «кайзен-костинг», предоставляющем информацию о непрерывном совершенствовании производительности, т.е. о показателях производительности, связанных с качеством, временем и затратами.
Целевые затраты могут устанавливаться для всего жизненного цикла продукта. Иными словами, метод «таргет-костинг» нередко применяется совместно с методом калькуляции себестоимости жизненного цикла продукции (life cycle costing), включающем целый набор различных способов стоимостной оценки продукции, которая рассматривается на протяжении всего жизненного цикла (стадии разработки, внедрения на рынок, роста, зрелости, спада). Исчисляемые затраты включают полную себестоимость продукта (производственная себестоимость продукции плюс непроизводственные расходы), а также затраты, возникающие после продажи продукта, например, затраты на поддержку продукта на рынке, стоимость послепродажного обслуживания, затраты на утилизацию и др. В отличие от традиционных методов, которые минимизируют затраты, выраженные в цене продаж, целью метода калькуляции себестоимости жизненного цикла продукции является минимизация затрат в течение всего жизненного цикла продукта как для производителя (затраты на разработку, производство, маркетинг, распространение и др.), так и для потребителя (совокупная стоимость владения продуктом).
Следует иметь в виду, что характеристики, на которые обращают внимание покупатели, не всегда совпадают с техническими характеристиками продукта. Поэтому более предпочтительным является исчисление целевых затрат по функциональным возможностям продукции, что может осуществляться с помощью функционального метода учета затрат (метода АВС), который используется не только для анализа связей компании с поставщиками, но и с покупателями. Метод АВС позволяет определить наиболее важные функции продукта, а также выявить виды деятельности, добавляющие и не добавляющие стоимость продукции (не улучшающие потребительские свойства в глазах покупателя), с целью дальнейшего снижения себестоимости продукта.
В отличие от большинства методов традиционного управленческого учета, функциональный метод учета затрат дает возможность компании сконцентрироваться на покупателях, оценить связанные с покупателями виды деятельности и вклад каждого покупателя в прибыль компании. При этом также используются возможности данного метода учета распределять расходы на продажу между отдельными покупателями, в отличие от традиционных методов учета, где расходы на продажу рассматриваются как затраты отчетного периода, которые ежемесячно в полной сумме списываются на себестоимость продаж. Анализ затрат, связанных с конкретным покупателем, позволяет компании выравнивать свою стратегию по отношению к группам покупателей как являющихся, так и не являющихся частью целевой аудитории для данной компании.
Основой конкуренции на рынке становится качество продукта, направленное на удовлетворение потребностей покупателей. Компании, которые не обеспечивают необходимый уровень качества своей продукции, не смогут не только добиться успеха, но и выжить в жесткой конкурентной борьбе. Высокое качество продукции способствует улучшению репутации компании, что, в свою очередь, позволяет компании устанавливать более высокие цены на аналогичную продукцию, чем конкуренты. Разработка стандартов качества может осуществляться на основе метода калькуляции затрат на качество (quality costing), с помощью которого могут отслеживаться, классифицироваться и анализироваться затраты, связанные с качеством продукции.
Информация, связанная с конкурентами. Для того чтобы получить преимущество над конкурентами, необходимо обладать как можно большей информацией об их деятельности. Прежде всего следует сказать, что стратегический управленческий учет имеет свои корни в расчете и анализе финансовых показателей деятельности конкурентов в рамках традиционного управленческого учета. Информация о конкурентах компании, предоставляемая системой стратегического управленческого учета, по сути, представляет собой усовершенствованные подходы к сравнительному анализу деятельности организации и ее конкурентов, позволяющие компании принимать решения с учетом возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Для предоставления информации о существующих и потенциальных конкурентах компании, выявления их стратегии производства и продаж, анализа и управления конкурентной ситуацией в стратегическом управленческом учете был разработан ряд методов под общим названием «учет, ориентированный на конкурентов» (competitor-focused accounting или CFA). Учет, ориентированный на конкурентов, вносит реальный вклад в принимаемые стратегические решения, планирование и контроль деятельности компании, однако является достаточно сложным и весьма дорогостоящим. Безусловно, компании, ведущие учет, ориентированный на конкурентов, смогут обеспечивать себе лучшие конкурентные позиции, чем те, которые такой возможности не имеют.
По вопросу о том, какие методы включает учет, ориентированный на конкурентов, на сегодняшний день существуют различные мнения. Так, Крис Гилдинг выделяет пять методов: оценка издержек конкурентов (competitor cost assessment); мониторинг конкурентных позиций (competitive position monitoring); конкурентная оценка, основанная на публикуемой финансовой отчетности (competitive appraisal based on published financial statements); стратегическое калькулирование (strategic costing); стратегическое ценообразование (strategic pricing) [4, с. 584]. В свою очередь, Хамза Аль-Мавали называет только три метода: оценка издержек конкурентов; мониторинг конкурентных позиций; конкурентная оценка (competitive appraisal) [2, с. 132)].
Оценка издержек конкурентов предполагает получение доступной информации об издержках конкурентов (особенности производственной деятельности, технологический дизайн продукции, используемые материалы, организация и оплата труда, взаимоотношения с поставщиками и др.), которая должна тщательно изучаться и анализироваться. Информация об издержках конкурентов позволяет не только регулярно оценивать структуру затрат конкурентов, но и помогает компании в управлении собственными затратами и инвестициями. Источники получения информации об издержках конкурентов могут быть самыми различными, например, общие продавцы и покупатели, бывшие сотрудники конкурентов и др. Для проведения сравнительного анализа собственных издержек и издержек конкурентов необходимо учитывать объемы производства и особенности производимой продукции. Оценка и анализ издержек конкурентов должны проводиться таким образом, чтобы можно было прогнозировать, когда конкуренты начнут снижать издержки и к какому результату это приведет.
Мониторинг конкурентных позиций — представляет собой анализ позиций конкурентов в рамках отрасли через отслеживание и оценку тенденций, «особенно в отношении доходов от продаж конкурентов, занимаемой ими доле рынка, объема продаж и себестоимости единицы продукции» [5, с. 187]. Важной является также информация о доходности продаж (операционной эффективности), денежных потоках, каналах распространения, качестве продукции, клиентской базе, программном обеспечении, репутации компании, командном духе, умениях и навыках персонала и др. Иными словами, анализ проводится по тем позициям, которые являются ключевыми факторами успеха в отрасли. В соответствии с полученной информацией компания может оценить собственную позицию по отношению к основным конкурентам, и, соответственно, формулировать свою стратегию.
Конкурентная оценка, основанная на публикуемой финансовой отчетности, представляет собой сочетание традиционных и современных подходов к сравнительному анализу (в том числе с помощью анализа коэффициентов). Происходящие в настоящее время процессы гармонизации и стандартизации (означающей подведение порядка формирования отчетности под более узкие правила — стандарты) в значительной степени облегчают проведение конкурентной оценки. В публикуемой финансовой отчетности компаний содержится информация, которую можно использовать для стратегических целей. Анализ коэффициентов, проводимый по показателям отчетности конкурентов, является частью оценки их конкурентных преимуществ, прочности занимаемой на рынке позиции, финансовой устойчивости, рентабельности инвестиций и др. Для увеличения уровня производительности компаниям целесообразно проводить бенчмаркинг, сравнивая собственную деятельность с деятельностью ведущих компаний в отрасли.
Компании, которые стали шире применять методы стратегического управленческого учета в анализе деятельности конкурентов, с большей вероятностью будут использовать стратегическое калькулирование и стратегическое ценообразование.
Стратегическое калькулирование — это система учета затрат и калькулирования себестоимости, которая встроена в процесс стратегического управления компанией, или, иначе, система калькулирования должна ориентироваться на стратегию компании и способствовать достижению долгосрочного конкурентного преимущества. В частности, концепция релевантных затрат (будущие затраты, которые, с одной стороны, влияют на принимаемое решение, а, с другой стороны, их величина зависит от принимаемого решения) в системе стратегического калькулирования применяется для «внешних» целей, например, при определении сумм, которые тратят конкуренты на обеспечение рекламной политики, политики ценообразования, обеспечение качества и др.
Стратегическое ценообразование основано «скорее на ценности продукта для покупателя, чем на себестоимости продукции. Такой подход признает, что люди часто совершают покупки, исходя из психологии, а не логики, и что наиболее ценный в глазах покупателя продукт не обязательно будет самым дорогим для производителя» [6]. Стратегическое ценообразование направлено на достижение как можно большей прибыльности компании и является таким сочетанием стратегии маркетинга, финансов и конкурентной стратегии, которое позволяет находить оптимальное соотношение между нуждами покупателей и возможностями поставщиков. Отличительной особенностью стратегического ценообразования является упор на использование информации о конкурентах (ответная реакция конкурентов на изменение цен, эластичность цен и др.).
Подводя итог, заметим, что стратегический управленческий учет тесно связан со стратегией компании и играет важную роль в предоставлении информации об издержках, рынках, конкурентах, поставщиках и покупателях. «Внешняя» и направленная на будущее информация, предоставляемая системой стратегического управленческого учета компании, является основным источником для анализа конкурентной позиции компаний, стратегического планирования, стратегического ценообразования и принятия стратегических управленческих решений. Система стратегического управленческого учета также обеспечивает компанию «внутренней» информацией относительно имеющихся ресурсов и производственных мощностей в целях поддержки ее конкурентоспособности и определения собственных источников устойчивого конкурентного преимущества с тем, чтобы в дальнейшем развивать стратегически важные виды деятельности и достичь лидерства в затратах.
Литература
1. Улина Г.В. Функциональный метод учета затрат // Финансовый бизнес. — 2003. — № 5. — С. 45-53
2. Al-Mawali H. Contingent factors of strategic management accounting / H. Al-Mawali // Research Journal of Finance and Accounting. — 2015. — Vol. 6. — No. 11. — P. 130-137
3. De Koster R. Supply chain management: European perspectives / R. De Koster, W. Delfmann. — Copenhagen: CBS Press, 2005. — 309 р
4. Guilding C. Competitor-focused accounting: an exploratory note / Ch. Guilding // Accounting, Organizations and Society. — 1999. — Vol. 24. — Issue 7. — P. 583-595
5. Hertati L. Just in time, value chain, total quality management, part of technical strategic management accounting / L. Hertati, R. Sumantri // International journal of scientific and technology research. — 2016. — Vol. 5. — Issue 4. — P. 180-191
6. Marzec E. What is strategic pricing? [Электронный ресурс] / E. Marzec. — URL: https:// smallbusiness.chron.com/strategic-pricing-11751.html (дата обращения: 21.10.2017)
7. Novianty I. Strategic management accounting: challenges in Accounting Practices / I. Novianty // Research Journal of Finance and Accounting. — 2015. — Vol. 6. — No. 9. — P. 7-13
8. Roslender R. In search of strategic management accounting: theoretical and field study perspectives / R. Roslender, S.J. Hart // Management Accounting Research. — 2003. — Vol. 14. — P. 255-279
9. Seal W. Disembedding the supply chain: institutionalized reflexivity and inter-firm accounting / W. Seal, A. Berry, J. Cullen // Accounting, Organizations and Society. — 2004. — Volume 29. — Issue 1. — P. 73-92