Опрометчиво со стороны организации полагать, что найден способ обыграть проверяющие органы, избавив себя тем самым от ненужной бумажной волокиты. Законодатель предусмотрел возможные хитрые попытки уйти от возложенных обязательств. Так, общества с ограниченной ответственностью, являясь налогоплательщиками убеждены в том, что первые три года проверки им не грозят.
Действительно, согласно статье 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако, согласно статье 1 этого же закона, положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля.Стоит отметить, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" регламентированы основания для проведения выездных налоговых проверок. Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений в отношении срока деятельности организации при проведении выездной проверки.
Стоит отметить, что на практике такие проверки проводятся не часто, ведь логично, что чем короче срок деятельности организации, тем меньше шансов выявить нарушения, которые общество просто не успеет совершить. Основная цель проверяющих – доначисление налогов.
Тем не менее стоит обратить внимание на обстоятельства, которые могут послужить основанием для назначения выездной проверки, а именно:
- запрос органов МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты налогов или сокрытия доходов (в случае поступления жалобы и проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий);
- ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью;
- недостоверные (сомнительные) сведения, предоставленные в отчете (декларации);
- подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС (налоговые органы неохотно производят такие возмещения и воспользуются возможностью найти способ отказать).
Также основанием для выездной проверки может послужить результат камеральной проверки общества.
Как максимально себя обезопасить:
- Зная критерии, по которым налоговые инспекторы назначают выездные проверки можно минимизировать риски
- Рекомендуется всегда предоставлять пояснения при предоставлении уточненной налоговой декларации для того, чтобы налоговый орган имел представление о предпринятых обществом мер по устранению каких-либо недостатков
- Желательнее использовать безналичные расчеты для перечисления заработной платы, при этом важно отслеживать размер МРОТ
- При нулевой отчетности приветствуется справка банка в подтверждение факта отсутствия денежных средств на счете.
Стоит отметить, что основываясь на правилах статьи 89 Налогового кодекса РФ, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
_________________________________
Другие материалы этого автора: