Неожиданная отсрочка аудиторской реформы

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 18 Июля 2018

В обсуждение недавней новости мы поинтересовались мнением экспертов относительно возможного теперь - с учетом новых обстоятельств – исхода реформы регулирования аудиторской деятельности, попросив параллельно поделиться своим личным отношением к задержке решения со стороны законодателей.

 

Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента финансового консультирования, аудита и МСФО КСК групп:

Предполагалось, что вопрос о принятии реформы уже решен, и пока не ясно, с чем связана ее отсрочка. Безусловно, идея передать Банку России надзор только над аудиторами банков и финансовых организаций не лишена смысла, но, по нашему мнению, регулятором должен остаться Минфин. И если задержка принятия пакета реформ связана с решением этого вопроса, то мы оцениваем ее как возможное позитивное изменение законопроекта.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании “Уверенность”:

С одной стороны, реформа аудита необходима. Это понятно всем. С другой же – реформирование ради реформирования вряд ли пойдет на пользу и так дышащему на ладан рынку аудита. Ведь посмотрите, что получается: сначала вводится институт СРО, эти СРО конкурируют, постепенно налаживается контроль качества, фактически отсутствовавший во времена лицензирования аудиторской деятельности, делаются какие-то, хотя и вялые, попытки со стороны СРО начать работу по методологической помощи аудиторам. А дальше, достаточно резко, следует укрупнение СРО, в результате которого две оставшиеся саморегулируемые организации поделили всех аудиторов страны поровну.

Но ведь аудиторов мало, что означает фактическую невозможность для СРО применять к своим аудиторам сколь-нибудь серьезные меры воздействия в случае нарушений, поскольку уход любой аудиторской организации из СРО (в результате ли перехода в другую, или же вследствие прекращения ведения аудиторской деятельности) чреват для самой этой СРО. Появляются заявления о том, что СРО вообще должна быть одна на всю страну. Но, позвольте, зачем этой единственной СРО что-либо делать для аудитора, если податься все равно больше некуда? Ограничение конкуренции и монополизация никогда не идут на пользу рынку.

Дальше аудит пожелал регулировать ЦБ. Если помните, объяснялось это желание тем, что банки составляют и подают недостоверную отчетность. Конечно, проблема достоверности отчетности стоит достаточно остро, но ведь не только для банков. Так почему именно ЦБ? А потому что банки и финансовые компании общественно значимы. Поэтому ЦБ разработал собственные правила для тех, кто хочет проводить аудит общественно значимых субъектов. Чтобы попасть в реестр допущенных к таким проверкам, нужно, в числе прочего, иметь опыт проверок таких субъектов.

Но, не находясь в реестре, такой опыт получить невозможно. Иными словами, те, кто попал в реестр на этапе его формирования, там и будут, все прочие же аудиторские компании формально никогда не смогут в этот реестр попасть. Вновь усматривается ограничение конкуренции и монополизация, особенно если учесть прочие требования к аудиторам (относительно численности, запрета совместительства и т.п.). А ограничение конкуренции, повторюсь, никогда не идет на пользу, причем - прежде всего – клиенту.

С другой стороны, неожиданная задержка уже у финишной ленточки тоже настораживает. Мы наблюдаем снижение числа аудиторов и аудиторских организаций в России. Недалек тот момент, когда ни одна из существующих двух СРО не будет соответствовать критериям, указанным в законе, что приведет к невозможности проведения аудита вообще.

Что же нас ждет? Скорее всего, если законопроект погрязнет в доработках, придется вводить некие исключения из правил, позволяющие аудиторам оставаться аудиторами до момента принятия закона. Либо, под угрозой остановки аудиторской деятельности, принимать закон поскорее, со всеми недоработками, упущениями и недочетами. И то, и другое – плохо.

А вывод здесь может быть только один: занимаясь реформированием, нужно все же более детально и ответственно подходить к такой работе, пытаться предвидеть возможные последствия своих действий, и не проводить неподготовленных экспериментов на целых отраслях, ставя их существование и функционирование под угрозу.

Теги: аудиторская реформа  аудиторская деятельность  регулирование аудиторской деятельности  реформа аудита  рынок аудита  СРО  лицензирование аудиторской деятельности  недостоверная отчетность  аудит общественно значимых субъектов  ограничение конкуренции  тре