Новые раскрытия нефинансовой информации в ЕС: пример Польши

Зарубежный опыт
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 2 декабря 2016

По материалам: INFOR.PL

Готовящееся принятие правительством Польши нового указания о подготовке отчетности введет в практику требования к раскрытию нефинансовой информации для крупных организаций, представляющий общественный интерес. Новые правила в первый раз компании применят в отношении своей отчетности за годовой период, который начнется 1 января 2017 года. Законопроект принят на рассмотрение польским Сеймом 17 ноября, а уже на следующий день был перенаправлен в финансовый комитет.

Внедрение Директивы ЕС

Основной целью проектных изменений в положении об отчетности является внедрение новой Директивы 2014/95/UE, принятой Европарламентом 22 октября 2014 г., которая меняет собой Директиву 2013/34/UE и вводит в обязательную практику раскрытие нефинансовой информации и данных о многообразии органов управления крупных организаций и групп компаний. До 6 декабря этого года Польша, будучи страной ЕС, также должна внедрить европейские правила в свое финансовое законодательство.

Какие изменения несет с собой Директива? Прежде всего, она вводит новые требования к раскрытию информации в отчетах о результатах деятельности, в описательной форме. Есть необходимый минимум существенной информации, касающейся, по меньшей мере, социальных и трудовых вопросов, окружающей среды, соблюдения прав человека, мер противодействия коррупции и взяточничеству – иначе говоря, отчетность в области социальной ответственности бизнеса.

Новые правила регулирования распространяются на крупные организации, представляющие общественный интерес – то есть организации, работающие в основном на финансовом рынке, среди прочего банки, страховые компании, эмитенты ценных бумаг, допущенных либо претендующих на допущение к публичным торгам на рынках ЕС, крупные группы компаний, в которых материнская структура представляет общественный интерес. В годовом периоде, за который они будут составлять отчетность, а также в предыдущем годовом период они должны соответствовать следующим критериям:

  • Среднегодовая численность сотрудников – больше 500 человек, и
  • Сумма активов по балансу больше 20 млн. евро, либо чистая выручка с продаж товаров и услуг превышает 40 млн. евро.

Кроме этого, Директива также предписывает внедрение новых раскрытий относительно корпоративной политики гендерного разнообразия. Это означает, что организации, подпадающие под новое регулирование раскрытия нефинансовых данных и данных о разнообразии, должны будут отныне соответствовать принципу “выполняй либо объясни, почему этого не делаешь”. Таким образом, если по одному или нескольким вопросам информации в отчете не будет, компании должны сей факт сообщить регуляторам и подать уважительную причину несоответствия.

Проектные изменения в положении об отчетности

В проекте изменений к положению об отчетности, как сказано в пояснительной записке, подход к внедрению Директивы касательно раскрытия нефинансовых данных опирается на действующий сегодня порядок раскрытия нефинансовой информации польскими организациями.

Сегодня организации, составляющие отчет о результатах деятельности, обязаны (в соответствии с действующими требованиями к раскрытию информации) отражать в отчетности оговоренный минимум данных относительно: финансовых и нефинансовых показателей вместе с данными, касающимися влияния на окружающую среду и трудоустройства, а вместе с этим дополнительные пояснения некоторых показателей финансовой отчетности.

Вместе с тем расширенные раскрытия в отчетности нефинансовых показателей имеют пока что полностью добровольный характер, и факт раскрытия зависит от индивидуальных решений отдельных организаций. Часть из них полностью добровольно составляет так называемые отчеты на тему социальной ответственности бизнеса – они имеют аббревиатуру CSR (от Corporate Social Responsibility). Как правило, это биржевые организации, чьи ценные бумаги используются для расчета индекса RESPECT на Варшавской фондовой бирже – специального индекса социально ответственных компаний.

В проекте изменений новые требования распространяются на организации, оговоренные в положении об отчетности, а именно:

  1. Организации, осуществляющие свою деятельность на основе банковского права, правил обращения ценных бумаг, правил деятельности инвестиционных фондов, правил страховой деятельности и перестрахования, правил организации и функционирования пенсионных фондов
  2. Организации, собирающиеся подавать заявление либо уже подавшие заявление на ведение деятельности на основе правил, перечисленных в предыдущем пункте
  3. Эмитенты ценных бумаг, допущенные к торгам, собирающиеся подавать заявление либо уже подавшие заявление о допуске к торгам на одном из биржевых рынков Евросоюза
  4. Эмитенты ценных бумаг, допущенных к торгам на альтернативном рынке ценных бумаг
  5. Национальные платежные системы
  6. Операторы электронных платежей

Все они обязаны быть группами компаний, обществами с ограниченной ответственностью либо такими организациями, у которых все владельцы с неограниченной ответственностью являются группами компаний, ООО либо иностранными организациями схожей правовой формы, причем в текущем годовом отчетном периоде и предыдущем годовом отчетном периоде средняя численность сотрудников должна превышать 500 человек, а сумма активов по балансу должна быть выше 85 млн. злотых, либо чистая выручка от продаж товаров и услуг – выше 170 млн. злотых.

По данным правительственной комиссии финансового надзора за 2015 год, таких сегодня насчитывается 131 организация.

Кроме того, новые требования касаются организаций, обозначенных в п.1 вышеприведенного списка, если они составляют – будучи главными структурами в группе компаний – консолидированную финансовую отчетность и имеют в текущем годовом отчетном периоде и предыдущем годовом отчетном периоде среднее число сотрудников больше 500 и сумму активов по балансу выше 85 млн. злотых, либо чистую выручку от продаж товаров и услуг выше 170 млн. злотых. По данным правительственной комиссии финансового надзора, таких насчитывается 148 организаций.

Принимая во внимание тот факт, что европейская Директива содержит череду общих требований и принципов раскрытия нефинансовой информации вместо узконаправленных правил и одновременно обеспечивает структурам, на которые распространяются ее требования, определенную свободу, какие именно стандарты или специфические правила использовать для обеспечения этого рода отчетности, будет зависеть от национального законодательства каждого отдельного европейского государства. В проекте указания Польши, например, используется эластичный подход к представлению в отчетности нефинансовых данных. Среди прочего:

  1. Компании могут воспользоваться действующей возможностью составить отдельный отчет по нефинансовым данным вместо описания в рамках отчета о результатах деятельности. В этом случае организации, уже сейчас составляющие отчеты по теме социальной ответственности бизнеса (CSR), смогут продолжать составлять отчетность в этом привычном для них формате – и все равно выполнять новые требования Директивы 2014/95/UE (в предположении, разумеется, что содержание их раскрытий будет отвечать тому минимуму, который оговаривается национальными требованиями на основе европейской Директивы)
  2. С учетом того факта, что значительную часть нефинансовой информации любой организации можно трактовать как “коммерчески чувствительную” (часто, например, она ложится в основу деловых переговоров), а следовательно – способную пошатнуть конкурентную позицию, в проекте нового указания Польши оговорена возможность для организаций опустить в описании нефинансовых данных (либо отдельном отчете на эту тему) коммерчески чувствительную информацию, но с обязательным раскрытием того факта, что компания решила воспользоваться этой возможностью
  3. С учетом явной и отрицательной корреляции между требованием о верификации нефинансовых данных и объемом раскрытий нефинансовых данных – иначе говоря, того факта, что необходимость проведения верификации может разохотить компании раскрывать очень детальную информацию в отчете – при подготовке проекта указания решено не вводить обязанности верификации. Опрос показал, что издержки на верификацию (пока что она проводится в Польше полностью на добровольных началах) составляют несколько десятков тысяч злотых, что в сравнении с расходами на подготовку всей отчетности, причем только лишь в отношении нефинансовых данных, составляет едва ли не одну треть. Следовательно, если бы законодатели решили ввести эту обязанность для компаний, это значило бы принудительное наложение дополнительных административных расходов, для многих весьма серьезных. При этом стоит отметить, что на рынке четко прорисовывается тренд, когда все большее число организаций добровольно проводит верификацию ради большего доверия своих инвесторов, и можно допустить, что со временем проведение верификации нефинансовых данных станет хотя и не обязательным по закону, но само собой разумеющимся

Кроме изменений, связанных с внедрением Директивы 2014/95/UE, в проекте нового положения об отчетности предлагается ввести в действие изменения, необходимые с учетом изменения экономических условий ведения деятельности, а если оперировать частностями – это, например, возможность переноса отдельных бухгалтерских данных на электронные носители перед финальным утверждением финансовой отчетности. Эти данные можно хранить в течение продолжительного периода времени. Делается это для постепенного сведения воедино правил подготовки бухгалтерской отчетности и правил подготовки налоговой отчетности, а также для внедрения современных программных решений, использующих цифровые данные отчетности.

Также вводится новая форма финансовой отчетности для организаций, отдельно оговоренных в польском законодательстве о деятельности общественного значения и благотворительности (кроме групп компаний).

Наконец, предлагаются изменения в правилах подготовки отчетности, имеющие целью унификацию и уточнение текущих практик - в частности, введение в действие возможности для организации финансового сектора использовать упрощенные основы отчетности в отражении условий аренды (согласно правилам налоговой отчетности) и упрощенные способы подсчета производственных расходов для более широкого круга составителей отчетности. Все это должно сделать более однородным круг организаций, которым сегодня позволено применять упрощения в отчетности.

Теги: нефинансовая информация  Польша  Директива ЕС  подготовка отчетности  общественный интерес  Директива 2014/95/UE  бухгалтерское законодательство  отчеты о результатах деятельности  существенная информация  социальная ответственность бизнеса  нефинансовые