Новый “IFRS for SMEs”: как будем обновлять?

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 9 Февраля 2020


По материалам: IFRS

Стандарт МСФО для малых и средних предприятий с упрощенными требованиями и сокращенными раскрытиям трудно назвать многострадальным. С момента выхода в 2009 году судьба его складывалась более-менее удачно. Хотя столь же масштабного распространения в мире, как оригинальные МСФО, он и не получил, согласно последним данным на сайте разработчиков в лице Совета по МСФО, по состоянию на 2018 год в 89 мировых юрисдикциях стандарт уже использовался на обязательной основе либо был просто разрешен к применению. Конечно, со 144 юрисдикциями на МСФО это все же не сравнится, но и это неплохой результат. Россия, кстати, к 89 юрисдикциям, внедрившим у себя “IFRS for SMEs”, не относится, однако указанный текущий статус - “на рассмотрении”.

2018-й год – это три года спустя после последнего на сегодня обновления, которое к тому же несколько задержалось по сравнению с плановыми сроками. В том майском обновлении после долго ожидания IASB все-таки представил подкорректированные версии 21 раздела и глоссария - правда, в пресс-релизе подчеркивался ограниченный характер охвата самих корректировок. Мол, Совет по МСФО менял их по большому счету по просьбе составителей и пользователей отчетности, которые просто желали видеть более прозрачные и четкие формулировки. Как следствие, коренная суть требований осталась прежней.

Тем не менее, “IFRS for SMEs” версии 2015 года сделал возможным использование модели переоценки основных средств, привел учет отложенных налогов к состоянию, более близкому IAS 12 (поскольку в 2009 г. важные поправки в этом стандарте не стали частью стандарта для малых и средних предприятий), а также оговорил требования для учета активов, использующихся в геологоразведочных работах. В 2015 году число мировых юрисдикций, разрешающих или требующих применения “МСФО для МСП” на обязательной основе, составляло 72. “Плюс 12 юрисдикций” к 2018 году – довольно неплохой результат. Очень может быть, что к сегодняшнему дню этот показатель уже перевалил за сотню.

Что будущее нам готовит?

В этот раз международные разработчики, судя по всему, задумали нечто грандиозное, и можно лишь гадать, как много времени у них это займет, с учетом того, что на самый первый – сегодняшний – сбор предварительной информации времени уйдет, как минимум, до 27 июля этого года. Параллельно бурно развивается еще один проект, в рамках которого Совет по МСФО может даже создать альтернативную версию стандарта с теми же самыми требованиями к признанию и измерению активов и обязательств, что и в полной версии МСФО, но с упрощенными раскрытиями. Как выяснилось, такой подход был бы намного удобнее в группах компаний, где родительская структура применяет оригинальные МСФО, но при этом в ее составе есть дочерние структуры в категории малых и средних предприятий, также отчитывающиеся по международным стандартам финансовой отчетности. Буквально в прошлом месяце по ходу проведенного заседания Совет по МСФО решил приступать к проекту немедленно и работать с ним параллельно, а не ждать окончания пересмотра “IFRS for SMEs”.

Итак, напомним: основная цель недавней публикации, с которой в оригинале можно ознакомиться здесь, заключается в сборе мнений мирового бухгалтерского сообщества по поводу того, как лучше провести новое согласование стандарта для малых и средних предприятий и полной версии МСФО. Это очень важно с учетом того, что с момента последнего на сегодня обновления в 2015 году успел выйти целый ряд важнейших для отчетности стандартов, в том числе по учету аренды и договоров страхования. Все вопросы, которые IASB задает в вышедшем документе, он лично уже обсуждал, а сама их формулировка дает понять, что спрашивают мировые разработчики по делу. Нужно ли вообще приводить “IFRS for SMEs” в соответствие с “IFRS” – сам по себе очень важный вопрос, просто разработчики, судя по всему, так и не пришли даже к предварительному мнению на этот счет и не могут в этот раз представить даже консультационный документ, а вместо этого спрашивают, как им лучше быть.

По своей структуре документ состоит из трех основных частей - A, B и C. Часть А подробно излагает сам подход к пересмотру стандарта, который Совет по МСФО решил использовать в этот раз. Часть В - это, собственно, вопросы по ряду разделов, которые можно привести в большее соответствие с полной версией МСФО и их Интерпретациями. Наконец, Часть С посвящена дополнительным темам, которые ныне стандартом “IFRS for SMEs” вообще не охвачены, но потенциально могут быть, если на желательность этого укажут обратные отклики.

Ключевые принципы в основе пересмотра

Грядущий полноценный пересмотр стандарта охватывает собой:

  1. Стандарты МСФО и Интерпретации к ним, которые вышли после первого пересмотра 2015 года;
  2. Стандарты МСФО и Интерпретации к ним, которые успели выйти до первого пересмотра в 2015 года, но не вошли в него по двум основным причинам: во-первых, разработчики решили не менять слишком сильно стандарт, считавшийся тогда относительно новым, а во-вторых - большинство внедривших у себя компаний во всем мире на тот момент сделали это совсем недавно;
  3. Корректировки, продиктованные практическим опытом внедрения “IFRS for SMEs” в практику, и проблемами, обнаруженными в процессе этого.

Совет по МСФО не будет в рамках пересмотра стандарта МСФО для малых и средних предприятий расширять его охват, поэтому этим аспектом даже не интересуется. И еще один важный момент: поскольку одной из составляющих оценки желательности приведения "IFRS for SMEs" в соответствие с полными МСФО является оценка опыта практического применения самих МСФО, полноценно сформировать тут свое мнение можно лишь на основе стандартов, вступивших в силу до 1 января 2019 года или ранее. Поэтому по более поздним стандартам, которые вступили в силу только в этом году или даже не вступили вообще (пусть даже по ним разрешено досрочное применение), Совет по МСФО вопросов не задает, за исключением двух случаев. Речь идет о новом определении бизнеса и новом определении существенности - это были поправки к, соответственно, IFRS 3 и IAS 1 & IAS 8 от октября 2018 года, которые вступили в силу как раз с 1 января этого года. Разработчики считают, что то были очень полезные прояснения ключевых понятий, поэтому их добавление в текст “IFRS for SMEs” было бы желательно.

У приведения международных стандартов финансовой отчетности в соответствие с требованиями полных МСФО есть свои сторонники и противники - и у тех, и у других имеются свои аргументы. Те, кто высказываются “за”, считают, что это окажется:

  • Эффективным (поскольку позволяет разработчикам опираться на свой собственный опыт, полученный в ходе разработки оригинальных стандартов);
  • Отвечающим ожиданиям участников, потому что и те, и другие стандарты, вообще говоря, опираются на одни и те же принципы;
  • Необходимым, потому что сами малые и средние предприятия и пользователи их отчетности ищут возможности сопоставления с более крупными организациями;
  • Способствующим переходу на полную версию МСФО, который рано или поздно случится у любого малого или среднего бизнеса, если он, конечно, до этого не прогорит; и
  • Достаточно гибким для того, чтобы по отдельности рассматривать специфические требования для МСП.

В то же время основной аргумент противников идеи заключается в том, что МСП представляют собой отдельную категорию бизнеса со своими уникальными особенностями, поэтому разрабатывать требования под нее нужно отдельно.

Какие принципы лягут в основу этой унификации требований двух наборов стандартов МСФО, если ей все-таки дадут “зеленый свет”? Совет по МСФО в качестве таковых называет три ключевых:

  1. Актуальность для МСП (то, в какой мере какой-либо стандарт МСФО, изменение к нему или Интерпретация полезны для пользователей финансовой отчетности, составленной в соответствии с “IFRS for SMEs”);
  2. Простота (принципы упрощения оригинальных МСФО уже оговорены в параграфе B16 “Базиса для умозаключений” - среди них значится пропуск отдельных тем, упрощение требований к признанию и измерению, сокращенные раскрытия и пр.);
  3. Правдивое отражение информации (экономической сущности феномена, в словах и цифрах. Если предыдущий критерий простоты ведет к нарушению критерия правдивого отражения, это может отрицательно сказаться на качестве информации и ее пользе, что недопустимо).

Если говорить в общем, что именно желает знать Совет по МСФО, задавая вопросы в своей публикации-приглашении поделиться своими мыслями, так это нужно ли ему предлагать изменения к “IFRS for SMEs”, относящиеся к стандартам “полного комплекта” МСФО, которые:

  • вышли до ее выхода
  • вступили в силу до ее выхода
  • вступили в силу, к тому же по ним уже успели провести анализ практики применения
  • вышли или вступили в силу в другие сроки

Как пример, если взять стандарты IFRS 10 “Совместная деятельность” и IFRS 11 “Консолидированная финансовая отчетность”, то они оба отвечают первым двум условиям. По стандартам IFRS 3 “Объединение бизнеса” и IFRS 13 “Оценка справедливой стоимости” к сегодняшнему дню успели провести “PIR” - оценку эффективности стандартов после их вступления в силу (в случае IFRS 10 и IFRS 11 она как раз идет сейчас). А вот по IAS 19 проводить оценку эффективности практического применения не планируют вовсе.

Если Совет по МСФО в конечном итоге что-то изменит в “IFRS for SMEs”, то эти изменения затронут следующие девять разделов:

  • Раздел 2 “Концепции и основополагающие принципы”
  • Раздел 9 “Консолидированная и отдельная финансовая отчетность”
  • Раздел 11 “Основные финансовые инструменты”
  • Раздел 12 “Прочие вопросы по финансовым инструментам”
  • Раздел 15 “Инвестиции в совместные предприятия”
  • Раздел 19 “Объединение бизнеса и гудвилл”
  • Раздел 20 “Аренда”
  • Раздел 23 “Выручка”
  • Раздел 28 “Вознаграждения работникам”

Без указания конкретных разделов Совет по МСФО также может решиться на изменения по теме справедливой стоимости. В любом случае, все, что указано в этом списке, касается изменений в требованиях к признанию и измерению полных стандартов МСФО и Интерпретаций к ним с момента выхода “IFRS for SMEs”, то есть 2009 года. Если далее IASB все-таки предложит корректировки по этим темам, он также подумает над тем, не предложить ли заодно корректировки к соответствующим требованиям к раскрытию информации.

Один из таких вопросов, которые Совет по МСФО уже адресует всем интересующимся данным проектом, касается правки "IFRS for SMEs" с учетом обновленной версии “Концептуальных основ”. Как мы помним, этот базовый для системы МСФО документ был в последний раз обновлен в 2018 году, и изменения в тот раз оказались значительными. Сами “IFRS for SME” разрабатывались на основе гораздо более “древней” версии “Основ для подготовки и представления финансовой отчетности”, которые датируются - трудно поверить - 1989 годом! Раздел 2 по концепциям и основополагающим принципам основан как раз на них. И вот сегодня одной из предложенных возможностей является соотнесение стандарта МСФО для малых и средних предприятий с позапрошлогодней версией “Концептуальных основ” - что, однако, потребует корректировки не только Раздела 2, но и других разделов в стандарте. Для примера, использующееся в Разделе 17 (по теме основных средств) определение актива опирается на определение актива в Разделе 2, но это означает, что придется менять и Раздел 17, и любой другой, где также используется понятие актива.

Другой характерный пример - понятие “чрезмерных затрат или усилий” (“undue cost or effort”). Пока что оно есть во втором разделе и применимо малыми и средними предприятиями в специфических обстоятельствах, однако в новой версии “Концептуальных основ” эквивалента ему нет. Это необязательно означает, что данное понятие будет исключено даже в случае положительного решения о приведении “IFRS for SMEs” в соответствие с обновленной версией “Основ...”. Просто это тоже можно реализовать по-разному - например, поменять прежнее определение актива на новое, но при этом сохранить понятие чрезмерных затрат или усилий, поскольку оно, мол, никому не мешает. Такие тонкие решения будут далее приниматься на основе того, что посоветуют международным разработчикам в этот период времени до 27 июля.

Что может появиться из совсем нового?

Конечно, мы не будем приводить тут все прочие вопросы по возможным будущим изменениям стандарта “МСФО для МСП” из великого их множества: их все можно увидеть в самой публикации, ссылку на которую мы приводили выше (страницы примерно с 17-й по 32-ю). Вместо этого поговорим напоследок о последней третьей части публикации (обозначенной литерой С), где авторы поднимают темы, ныне вообще никак не оговоренные в “IFRS for SMEs”.

Впрочем, правильнее будет сказать не “темы”, а “тему”, всего одну, зато интересную - “Криптовалюты”. Она актуальна для более крупных компаний и полного комплекта МСФО, где до недавнего времени оставалась проблемной по причине путаницы с тем, что именно представляют собой криптоактивы - запасы, наличность, нематериальный актив, финансовый актив или что-то еще. Довольно подробный ответ по этой теме дал в конце прошлого года Комитет по Интерпретациям, разъяснивший подходы к учету криптовалют с позиции рациональной логики.

Тем не менее, изменения в Интерпретациях МСФО все-таки имели место, поэтому в стандарт “МСФО для МСП” также могут добавить эту новую тему, но лишь в том случае, если она актуальна для малых и средних предприятий. А вот насколько она актуальна для малых и средних предприятий и их отчетности – это разработчикам МСФО предстоит решить на основе хотя бы примерных данных по доле криптоактивов среди других активов на балансе компаний, которые Совет по МСФО желает получить от них самих.

Очень может быть, что своим обратным откликом вы также сможете повлиять на работу Совета в рамках данного проекта пересмотра “IFRS for SME”. Надеемся, наши разъяснения по поводу того, о чем именно было недавно вышедшее приглашение высказаться, окажутся для вас полезными в этом.

Теги: “IFRS for SMEs”  “МСФО для МСП”  МСФО  Совет по МСФО  малые и средние предприятия  сокращенные раскрытия  переоценка основных средств  отложенные налоги  IAS 12  IFRS 10  IFRS 11  признание и измерение  международные стандарты финансовой отчетности  IFRS