Объединение госпредприятий по IPSAS 40 – вебинар

IPSAS - международные...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 19 Марта 2018

Источник: IFAC

Эта небольшая веб-презентация рассказывает о ключевых требованиях к представлению информации по международному стандарту финансовой отчетности для организаций общественного сектора IPSAS 40 “Объединение организаций общественного сектора”. В стандарте используется модифицированный метод объединения интересов, и, поскольку он не требует представления сравнительной информации, требования к раскрытию могут и отличаться от других вариантов использования данного метода, которые компании могли применять ранее.

Здравствуйте, и добро пожаловать на вебинар по теме IPSAS 40: Объединение организаций общественного сектора – представление информации. Меня зовут Пол Мейсон (Paul Mason), я директор Международного совета по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSASB). Это первый из серии небольших вебинаров, на которых будут рассматриваться специфические вопросы IPSAS 40; они идут в дополнение к вебинару “Введение в IPSAS 40 “Объединение организаций общественного сектора”, который был опубликован в 2017 году.

Мы обсуждаем представление информации по объединениям, поскольку IPSAS 40 использует модифицированный бухгалтерский метод объединения интересов. В отличие от обычного метода объединения интересов (pooling of interests method), также известного как “метод слияния” (merger accounting), модифицированный метод объединения интересов - и вам это, наверное, известно – не рассматривает объединенную организацию так, как если бы объединяемые операции были объединены на начало самого раннего из представленных периодов. Вместо этого они отражаются на дату слияния, и это отличие имеет влияние на представление.

Объединение ведет к образованию результирующих организаций, коих IPSAS 40 различает два вида. Первый вариант – это “Новая организация”, которая получается, когда ни одна из объединяемых операций не получает контроля над другой объединяемой операцией или операциями в рамках объединения организаций общественного сектора. Объединение двух и более муниципалитетов является типовым примером этого.

Второй тип – это так называемая “Продолжающаяся организация”, которая в IPSAS 40 еще называется “Не новая организация”. Она получается, когда одна из объединяемых операций получает контроль над другой или другими объединяемыми операциями, представляющими собой экономическую сущность объединения организаций общественного сектора. Типичный пример этого – ситуации, когда функция передается от одного правительственного департамента другому, но при этом правительственный департамент продолжает функционировать в прежнем режиме.

Для этих двух типов результирующих организаций в IPSAS 40 разные требования к раскрытию. Есть речь идет о “Новой организации”, требования к представлению информации изложены в параграфе 50, который требует от результирующей организации отражать: a) отчет о финансовом состоянии на дату объединения, b) отчет о финансовом состоянии на дату отчетности, c) отчет о финансовых результатах за период с даты объединения до даты отчетности, d) отчет об изменении чистых активов или капитала за период с даты объединения до даты отчетности, e) отчет о движении денежных средств за период с даты объединения до даты отчетности, f) (если организация публикует свои бюджеты) сравнение статей бюджета за период с даты объединения до даты отчетности в виде либо отдельной дополнительной формы отчетности, либо в виде бюджетной колонки в других формах отчетности, и g) примечания, включающие описание существенных учетных политик и других разъяснений.

Согласно параграфу 52, IPSAS 40 организации разрешено (хотя от нее и не требуется) представлять финансовую отчетность за периоды до даты объединения. Тот факт, что от организаций не требуют представления сравнительной информации за более ранние периоды – ключевое отличие между модифицированным методом объединения интересов IPSAS 40 и другими вариациями метода объединения интересов, также известного как “метод слияния”, которые могут использоваться где-либо еще.

Если организация решает все-таки представить сравнительную отчетность за предыдущие периоды, требования на этот случай изложены в параграфе 54. Дополнительная отчетность, которая представляется в этом случае, следующая: отчет о финансовом состоянии на дату окончания предыдущего периода или периодов, отчет о финансовых результатах за предыдущий период или периоды, отчет об изменении чистых активов или капитала за предыдущий период или периоды, отчет о движении денежных средств за предыдущий период или периоды, и примечания, включающие описание существенных учетных политик и других разъяснений.

Эти формы отчетности представляются по каждой из объединяемых операций. При подготовке этой отчетности важно помнить, что результирующая организация не пересоставляет отчетность за предыдущие периоды, поскольку IPSAS 40 требует отчетность на дату объединения, а переподготовка отчетности за предыдущие периоды по своему эффекту означало бы признание объединения в более ранние периоды. Вместо переподготовки отчетности новая организация раскрывает информацию на той же основе, что и финансовую отчетность объединенной организации.

Поскольку объединенные операции следуют новым учетным политикам, от новой организации требуется раскрыть базис, на котором происходит представление данной информации. Есть много способов раскрыть эту информацию, и следующие два слайда иллюстрируют два возможных способа представления, однако организация должна выбрать тот способ, который лучше отвечает ее условиям.

В данном примере рассматриваются две статьи из отчета о финансовом состоянии, хотя тот же принцип можно применить в отношении любых форм отчетности. Как вы можете видеть, результаты на 31 декабря 20х1 двух объединяемых операций не дают в сумме баланс открытия новой организации на 1 января 20х2 – это из-за отличия учетных политик, используемых объединяемыми операциями и новой организацией. В этом примере отличия объясняются в примечаниях отдельно по каждой из статей. Первое примечание объясняет отличия в учетных политиках в отношении основных средств. Объединяемая операция А использовала метод исторической стоимости, в то время как объединяемая операция B свои активы переоценивала. Новая организация также переоценивает свои основные средства, и отличия между 31 декабря 20х1 и 1 января 20х2 относятся как раз на переоценку активов объединяемой операции А.

Второе примечание к отчетности объясняет отличия в учетных политиках, относящиеся на наличность и денежные эквиваленты. Объединяемая операция B внедрила у себя политику, в рамках которой инвестиции рассматриваются как денежные эквиваленты, если у них срок действия не превышает двух месяцев. В то же время объединяемая операция А и результирующая организация используют в качестве критерия трехмесячный период действия. Отличия в продолжительности объясняют отличия в результатах на 31 декабря 20х1 и 1 января 20х2.

Второй пример рассматривает те же две статьи в отчете о финансовом состоянии. Опять-таки, такой же подход можно использовать в отношении любых форм отчетности. В данном примере объяснения предоставляются на базисе исключений, подчеркивая учетные политики объединяемых операций, которые отличаются от учетных политик новой организации. Подход может быть полезным, если есть лишь небольшое число отличий в учетных политиках объединяемых операций и учетной политики новой организации.

Если же результирующая организация представляет собой “Продолжающуюся организация” (или “Не новую организацию” в терминологии IPSAS 40), требования к представлению изложены в параграфе 51. Организация раскрывает: а) признаваемые величины по всем основным типам активов и обязательств и компоненты чистых активов или капитала объединяемых операций, которые теперь включены в состав результирующей организации; b) Любые корректировки в компонентах чистых активов или капитала должны согласовывать учетные политики объединяемых операций с учетной политикой результирующей организации; c) Любые корректировки, сделанные с целью устранения транзакций между объединяемыми операциями.

Рассмотрим пример. В данном примере Министерство образования является “Продолжающейся организацией”. По ходу своего финансового года она поглощает Школу транспорта, которая до этого была отдельной организацией под контролем государства. Транзакцию причисляют к объединениям, поскольку она производится под общим контролем и инициируется государством. Пример иллюстрирует требуемые раскрытия. Раскрытия потребуются по каждому основному классу активов, обязательств, компонент чистых активов или капитала в отчете о финансовом состоянии госорганизации.

Первая строка – это основные средства. Школа транспорта учитывала свои активы по исторической стоимости, а Министерство образования использовало модель переоценки. Активы Школы транспорта должны быть скорректированы для модели переоценки, и эта коррекция добавляется в чистые активы/капитал.

Вторая строка – это торговые счета к получению. Транзакции между двумя организациями до слияния устраняются. Аналогичные корректировки проводятся в торговых счетах к уплате.

“Продолжающиеся организации” также должны подумать и о других раскрытиях, чтобы отразить тот факт, что объединение происходит уже по ходу отчетного периода. В данном примере рассматривается отрывок из иллюстративного примера к IPSAS 17 “Основные средства”. Для пользователей отчетности может быть полезным, если организации отдельно покажут добавления в результате приобретения активов и добавления в результате объединения. В зависимости от элементов, включенных в объединение, аналогичные раскрытия могут потребоваться по каким-то другим статьям. При определении полезности таких раскрытий организация должна ориентироваться на критерии существенности.

Теги: IPSAS 40  объединение госпредприятий  объединение организаций общественного сектора  представление информации  метод объединения интересов  IPSASB  merger accounting  pooling of interests method  метод слияния  отчет о финансовом состоянии  отчет о финанс