Обособленные подразделения в рамках УСНО

Статьи и аналитические материалы по Налогам

Автор:
Источник: Журнал “Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение” №8-2021
Опубликовано: 25 августа 2021

Наличие у “упрощенца” обособленного подразделения (не филиала) не является противопоказанием для применения им УСНО, но налагает дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством, – проинформировать налоговую инспекцию о создании такого подразделения, правильно рассчитать и внести “зарплатне” платежи[1], а также подать отчеты по ним. Неисполнение этих обязанностей чревато для организации налоговыми штрафами. Чтобы их избежать, нужно четко понимать, когда и в каком случае у нее возникает обособленное подразделение (ОП), о котором надо сообщить налоговикам.

Обособленное подразделение – не помеха для УСНО

В силу пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы, не вправе применять УСНО.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 и 3 ст. 55 ГК РФ). Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Сведения о филиалах указываются в ЕГРЮЛ.

Таким образом, организация, применяющая УСНО, в случае создания филиалов больше не вправе применять данный спецрежим. А при создании ОП, не являющихся филиалами, она вправе продолжать применение УСНО при соблюдении прочих условий, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ. Минфин в Письме от 28.04.2021 № 03‑11‑06/2/32518 подчеркнул: само по себе создание обособленных подразделений (рабочих мест) вне места нахождения налогоплательщика не является препятствием для применения УСНО, если подразделениям не придан статус филиалов.

Признаки обособленного подразделения

В целях применения Налогового кодекса под обособленным подразделением организации в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Место нахождения обособленного подразделения российской организации – это место осуществления ею деятельности через свое ОП.

При этом территориальная обособленность подразделения организации определяется несовпадением места его нахождения с адресом головной организации (см. Письмо Минфина России от 26.07.2019 № 03‑03‑06/1/56159).

Адрес, в свою очередь, представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Закона № 443‑ФЗ[2]). Сведения о нем вносятся в государственный адресный реестр.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (см., например, Письмо Минфина России от 06.08.2020 № 03‑02‑07/1/69827). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Однако сам термин “рабочее место” раскрыт не в Налоговом, а в Трудовом кодексе. Так, в ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Как указал Минфин в Письме от 31.05.2019 № 03‑02‑07/1/41780, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, объектами, территорией, необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

К сведению

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется данное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ)

Таким образом, признаки ОП следующие (см. Письмо Минфина России от 25.10.2019 № 03‑02‑07/1/82265):

  • Есть стационарные рабочие места. То есть созданы условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. При этом форма организации работ и срок нахождения конкретного работника на таком рабочем месте не имеют значения (см. письма Минфина России от 28.04.2021 № 03‑02‑11/32762, от 06.08.2020 № 03‑02‑07/1/69827).
  • Рабочее место создано на срок более месяца (при этом не имеет значения характер работы на этом месте – периодически или постоянно она ведется). Ведь в ст. 209 ТК РФ говорится о месте, где сотрудник должен находиться, но не находится по факту.
  • Место, где находится рабочее место (помещение, объект, территория), подконтрольно головной организации.
  • Организация осуществляет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения.
  • И еще. С сотрудниками, которые работают на стационарных рабочих местах, должны быть заключены трудовые договоры. Этот нюанс важен. К примеру, организация оказывает услуги на территории заказчика. Можно ли говорить о стационарных рабочих местах и обособленном подразделении организации-исполнителя? Пожалуй, нет, поскольку рабочие места в данной ситуации подконтрольны именно заказчику, а не исполнителю. Такой вывод был сделан АС ЗСО в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014.

Со своей стороны, считаем уместным привести еще несколько ситуаций. По мнению чиновников и арбитров, не возникает стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, и, соответственно, обособленных подразделений:

  • при работе в полевых условиях, носящей разъездной характер. При этом установить относимость работника к тому или иному месту проведения работ как стационарному рабочему месту не представляется возможным (см. Постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2270/2016 по делу № А42-8726/2014, письма Минфина России от 01.03.2012 № 03‑02‑07/1-50, от 03.11.2009 № 03‑02‑07/1-493);
  • в месте, куда сотрудник направлен в командировку, – направление сотрудника в командировку для выполнения работ не является созданием в месте командировки обособленного структурного подразделения (см. Постановление АС УО от 16.06.2015 № Ф09-3302/15 по делу № А60-35435/2014, Письмо Минфина России от 25.12.2009 № 03‑02‑07/1-572).

О создании обособленного подразделения нужно сообщить в ИФНС

При наличии по месту деятельности организации всех признаков обособленного подразделения (определенных п. 2 ст. 11 НК РФ) она в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязана сообщить в налоговый орган о создании ОП на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) для целей постановки ее на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего подразделения[3].

Чтобы исполнить эту обязанность, организация в течение месяца со дня создания подразделения должна направить налоговикам по своему местонахождению сообщение по форме С-09‑3‑1, которая утверждена Приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@[4] (п. 5 Порядка[5]).

Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ). Но есть два исключения:

  • если создаются несколько подразделений в одном городе (муниципальном районе, городском округе, Москве, Санкт-Петербурге), их все можно поставить на учет в одной ИФНС – по месту нахождения любого из подразделений;
  • в инспекции, где уже числится одно из обособленных подразделений, можно поставить на учет подразделение, открываемое в том же городе.

Обратите внимание

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение организации от исполнения установленной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязанности, если обособленное подразделение расположено на территории (в муниципальном образовании), подведомственной налоговому органу, в котором на налоговом учете состоит сама организация (см. Письмо Минфина России от 26.07.2019 № 03‑03‑06/1/56159). Исключением являются ситуации, когда адрес организации совпадает с местом нахождения ее ОП.

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность по законодательству РФ. Правда, какая именно санкция и за какие деяния будет применена в отношении организации, которая не сообщила о создании обособленного подразделения, в данной норме не уточнено.

Наказание за несообщение о созданном обособленном подразделении

В рассматриваемой ситуации возможны два правонарушения.

  • Нарушение организацией срока подачи в инспекцию сообщения по форме С-09‑3‑1 о создании обособленного подразделения. За это ей грозит штраф по п. 1 ст. 116 НК РФ в размере 10 000 руб.
  • Неподача организацией сообщения по форме С-09‑3‑1 о создании обособленного подразделения. В этом случае организация будет оштрафована на основании ст. 126 НК РФ – штраф в размере 200 руб.

Обратите внимание

Пункт 2 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность в случае ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе самой организации, а не ее подразделений. Следовательно, такое наказание в отношении организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения, не применяется. Сказанное обусловлено в том числе выводами из определений ВС РФ от 23.10.2017 № 304КГ17-8872 по делу № А70-6845/2016, от 26.06.2017 303КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Момент создания обособленного подразделения

Итак, организация обязана в течение месяца после создания обособленного подразделения уведомить об этом факте налоговый орган по своему местонахождению. В противном случае ей грозит штраф.

Между тем дата, с которой ОП считается созданным (то есть момент, с которого отсчитывается указанный месяц), налоговым законодательством не определена.

Некоторые арбитры (см., например, постановления АС ЗСО № Ф04-20325/2015, ФАС УО от 27.10.2008 № Ф09-7766/08‑С3 по делу № А60-2706/08), исходя из совокупности налоговых норм (в частности, п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 83 НК РФ), считают, что отправной точкой для исчисления срока для постановки на учет при создании обособленного подразделения является дата создания в нем стационарных рабочих мест. Есть также Письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03‑02‑07/1–265, в котором представлена схожая точка зрения.

Однако есть и иной подход. К примеру, из постановлений ФАС СЗО от 05.02.2010 по делу № А56-10280/2008, ФАС ЦО от 12.07.2011 по делу № А14-8856/2010/337/28 следует, что дата создания обособленного подразделения определяется на основании приказа руководителя о начале деятельности подразделения или приказа о принятии на работу руководителя ОП.

Заслуживают внимания и постановления ФАС УО от 03.12.2008 № Ф09-9013/08‑С2 по делу № А71-4289/084, ФАС СЗО от 16.09.2003 по делу № А56-1995/03, в которых сделан следующий вывод: датой создания обособленного подразделения является фактическая дата начала производственной деятельности. Кстати, в Письме Минфина России от 19.02.2016 № 03‑02‑07/1/9377 также изложено мнение, что месяц для подачи сообщения исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее ОП.

С учетом всего перечисленного для решения вопроса о моменте создания обособленного подразделения организации, очевидно, имеет смысл обратиться за разъяснениями в свою налоговую инспекцию.

Возникает ли подразделение при переводе сотрудника на дистанционную работу? Данный вопрос стал особенно актуальным в период пандемии из‑за коронавирусной инфекции. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы. В статье 209 ТК РФ приведено определение понятия рабочего места – это место, в котором работник должен находиться или в которое ему нужно прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В свою очередь, дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного (структурного) подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования Интернета для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением (ст. 312.1 ТК РФ). А согласно ст. 312.2 ТК РФ в качестве места заключения трудового договора о дистанционной работе, соглашений об изменении определенных сторонами условий такого договора указывается место нахождения работодателя.

Как видно, определение понятия дистанционной работы отличается от определения понятия “обособленное подразделение организации” из п. 2 ст. 11 НК РФ. На это обстоятельство Минфин обращал внимание еще в письмах от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 01.12.2014 № 03‑04‑06/61300.

Таким образом, создавать обособленное подразделение в случае заключения трудового договора с дистанционным сотрудником организации не нужно, дистанционная работа осуществляется вне какого‑либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места (см. также Письмо Минфина России от 29.05.2019 № 03‑15‑06/38981).

Обратите внимание

Прием сотрудника на дистанционную работу не приводит к возникновению у организации обособленного подразделения, имеющего статус филиала. Следовательно, прием на работу такого сотрудника не является в силу пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ основанием для утраты права на применение УСНО.

______________________________________ 

[1] К примеру, по месту учета обособленного подразделения организация должна уплачивать НДФЛ за работников такого подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ) и подавать расчет по форме 6‑НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 443‑ФЗ “О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

[3] При отсутствии по месту осуществления деятельности организации признаков ОП основания для постановки на учет в налоговом органе организации по соответствующему месту осуществления деятельности отсутствуют. Это следует из Письма Минфина России от 24.12.2020 № 03‑02‑07/1/113546.

[4] Форма применяется с 25 декабря 2020 года.

[5] Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 29.12.2020 № 329н.

Автор:

Теги: УСНО  обособленные подразделения  ОП  “упрощенец”  филиал  Налоговый кодекс  создание обособленного подразделения  дистанционная работа  налоговый орган