Октябрьская встреча IASB – основные итоги

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 31 Октября 2018

 

Источник: IFRS


Основную суть проведенных Советом по МСФО обсуждений в этом месяцев по теме возможных изменений в IFRS 17 (которые пока что свелись к обсуждению критериев их принятия) рассказал недавно по ходу отдельного подкаста член IASB Даррел Скотт (Darrel Scott). Однако из традиционного ежемесячного обзора в исполнении председателя Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst) и вице-председателя Сью Ллойд (Sue Lloyd) следует, что и другим темам там тоже уделили немного внимания, в частности, IAS 12, проекту по основным формам отчетности и грядущим поправкам к практическому руководству по теме существенности. Наводящие вопросы задает, как обычно, Мэтт Тиллинг (Matt Tilling), который ранее представлялся как руководитель образовательного направления в Фонде МСФО, но теперь именует себя членом команды технических разработчиков IASB.

- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, посвященный октябрьской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Встреча прошла в Лондоне 24-25 октября. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я член технического состава разработчиков в IASB. Сегодня со мной председатель IASB Ханс Хугерворст и вице-председатель Сью Ллойд, чтобы обсудить последнюю встречу и другие события… Ханс, полагаю, нам следует перейти сразу к самой встрече. Было очень много обсуждений стандарта по страхованию IFRS 17 на этой неделе. Не могли бы Вы рассказать о них?

- (Н.Н.) В самом деле, мы основательно поговорили о IFRS 17 и его внедрении. Как большинство уже в курсе, мы сделали очень многое, чтобы популяризировать это внедрение, выпустили немало образовательных материалов. И конечно, у нас прошло несколько встреч с рабочей группой перехода (TRG). По ходу всего этого процесса мы получали массивный отклик со стороны стейкхолдеров с самого момента выпуска стандарта в мае 2017 года. Как мы всегда говорили, все замечания по поводу внедрения, которые получаем, мы рано или поздно рассматриваем – есть ли что-то, что нам необходимо сделать, чтобы способствовать дальнейшему внедрению.

Сейчас мы подошли к моменту принятия решения, делать ли что-то в ответ на полученные замечания. У нас прошли предварительные обсуждения списка 25 или 26 проблемных вопросов, на которые указывали многие – как представители самой отрасли, так и инвесторы. Так что сейчас очень много предложений относительно улучшения стандарта. Абсолютно очевидно, что мы не сможем взять на себя все 25 проблемных вопросов. На встрече Совета было решено, что если уж нам потребуется что-то сделать, это должно быть сделано в соответствии с несколькими очень строгими критериями.

Прежде всего, если будут изменения, они, очевидно, не должны приводить к снижению полезности информации для инвесторов, то есть не должны приводить к ухудшению самого стандарта. Также они не должны нарушать текущий процесс внедрения: очевидно, если вносить изменения, они не могут вредить усилиям по внедрению, которые уже приложили многие компании. И также мы не хотим провоцировать нежелательную отсрочку даты вступления стандарта в силу.

Все это означает, что пока ничего конкретного мы не решили насчет возможных изменений, но если они и будут, то это будет скорее “настройка” стандарта, а не фундаментальная его переработка. Мне сложно переоценить важность этого момента.

В ближайшие месяцы будет больше обсуждений IFRS 17. Мы знаем, что многие люди в отрасли предполагают, что мы тут вроде как уже решили отложить стандарт на пару лет. Я хочу сейчас подчеркнуть, что пока ничего такого не решено. На встрече я упомянул, что все проблемы внедрения мы на самом деле обсуждаем с тяжелым сердцем, поскольку есть ощущение, что рынку страхования сейчас, похоже, недостает осознания всей срочности этого стандарта, его необходимости. Я сказал на встрече, что Международный валютный фонд в своем прошлогоднем отчете о состоянии мировой финансовой стабильности четко отметил, что в отрасли присутствует обеспокоенность по поводу качества отчетности, особенно принимая во внимание тот факт, что низкие процентные ставки делают отрасль довольно уязвимой: это повышает страховые обязательства, заставляет заниматься поиском больших доходов. По сравнению с предыдущими периодами страховая индустрия инвестирует намного больше в облигации более низкого качества по сравнению с теми, что были раньше.

Чего бы мне очень хотелось, это чтобы стандарт уже действовал, если вдруг нам придется столкнуться с еще одним финансовым кризисом, который вполне может случиться даже раньше 2021 г. - не говоря уже о том, что нам просто будет некомфортно откладывать стандарт на два года. Если и будут какие-то задержки, мне хотелось бы максимально свести их к минимуму, чтобы инвесторы могли получать правильное представление о результатах и балансах страховых компании, особенно в кризисные времена. Это критически важно.

- (M.T.) А мы продолжим следить за ситуацией и за тем, что скажет Совет в ближайшие месяцы… Переходя к основным формам отчетности – Сью, Совет продолжает рассматривать промежуточные итоги?

- (S.L.) Так и есть. Люди, регулярно слушающие наши подкасты, в курсе, что в ходе работы над этим проектом одна из основных вещей, которыми мы до сих занимались – это согласование новых промежуточных итогов для включения в отчет о доходах. Обсуждения на эту тему продолжились в этом месяце. Мы значительно проработали предыдущие решения и смотрели уже на специальную терминологию, которая будет использоваться в новых промежуточных итогах. Думаю, самое важное решение, которое мы приняли – это решение назвать самый первый итог, который планируем сделать обязательным, “Операционной прибылью”. Именно такое теперь у него рабочее название.

Также мы оговорили использование названий для промежуточных итогов, подчеркнув при этом, что эти названия должны правдиво отражать описываемые ими измерения. Для этого момента мы решили даже включить специальные иллюстрации и выставить их на обсуждение. Иными словами, если у вас есть название “EBIT”, то оно может описывать исключительно показатель, рассчитанный как прибыли и убытки за вычетом любых процентных доходов и расходов и доходов и расходов по налогу на прибыль – это как особый пример правдивого использования названия.

- (M.T.) Давайте перейдем от EBIT к кое-чему абсолютно другому - существенности. Совет обсуждал примеры и руководство в помощь компаниям с применением четырехэтапного процесса оценки существенности в рамках практического руководства о суждениях относительно существенности учетной политики для раскрытия.

- (S.L.) Да, это развитие вещей, которые мы обсуждали в прошлом, и которые были включены в наш дискуссионный документ “Принципы раскрытий” – он включал предложения касательно отдельного руководства по определению того, какие учетные политики раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности. Это та область, которая, по заверению многих, сопряжена со “ многими страницами” теста, при этом он совершенно необязательно отражает специфику конкретной организации.

В этом месяце на встрече Совета мы обсудили предложение о применении концепции существенности для выбора учетной политики для раскрытия. В частности – как Вы упомянули во вступлении – когда мы смотрим на то, что именно нам включать, это пример применения существенности, оговоренной в практическом руководстве по этой теме. Обсуждения были длинными. Помню, Ханс на определенном их моменте даже потерял терпение. Полагаю, нашей задачей было подумать, что именно значат составляющие концепции существенности для учетной политики. Члены рабочей группы проведут дополнительный анализ и представят результаты для обсуждения на одной из более поздних встреч.

- (M.T.) Ханс, Совет обсуждал проект по гудвиллу и обесценению?

- (Н.Н.) Да. На предыдущей встрече было решено, что мы будем публиковать дискуссионный документ по гудвиллу и обесценению и последующему учету гудвилла. На встрече мы оговорили, какие именно темы собираемся включить в этот дискуссионный документ, и попросили разработчиков начинать его написание как можно скорее. Если в ходе написания у них возникнет потребность изучить какие-то аспекты более детально, им стоит поинтересоваться у участников, стоит ли это делать, однако мы считаем, что оптимальный вариант для дальнейших действий – просто садиться за написание и действовать уже по ситуации.

- (M.T.) Гудвилл возникает из объединения бизнеса, что напоминает о еще одной важной новости Совета: мы обновили определение бизнеса.

- (Н.Н.) Да, мы выпустили некоторые узконаправленные корректировки к IFRS 3 “Объединение бизнеса”, чтобы улучшить само определение бизнеса. Это поможет компаниям с определением того, является ли сделанное приобретение приобретением бизнеса или просто группы активов. Корректировки содержат руководство и опциональный для использования количественный тест в помощь с проведением такой оценки.

- (M.T.) Сью, динамического управления рисками в этом месяце не было..?

- (S.L.) К сожалению.

- (M.T.) …зато был вопрос по налогам на прибыль, который появился из обсуждений Комитета по Интерпретациям.

- (S.L.) Совершенно верно. Совет обсуждал рекомендации Комитета по Интерпретациям, которые заключаются в том, чтобы предложить узконаправленные корректировки к IAS 12 “Налоги на прибыль”. Лично мне представляет интересным, что все эти вопросы возникли у людей, применяющих новый стандарт IFRS 16 “Аренда”. Они вращаются вокруг того, что делать при признании отложенных налогов при учете таких транзакций как аренда или обязательства по выводу объекта из эксплуатации (что является одновременным признанием актива и обязательства). Совет согласился на рекомендации Комитета по Интерпретациям, так что мы собираемся предложить поправки к IAS 12, который сузят действующее ныне исключение по признанию отложенных налогов, которое он содержит.

Теги: Совет по МСФО  IASB  IFRS 17  IAS 12  налоги на прибыль  основные формы отчетности  существенность  Ханс Хугерворст  Сью Ллойд  промежуточные итоги  отчет о доходах  операционная прибыль  EBIT  учетные политики  гудвилл и обесценение  учет гудвилла  опред