Отмена обязательной отчетности по МСФО для некоторых банков

Идеология МСФО и US GAAP
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 9 апреля 2018

В рамках обсуждения одной из недавних новостей мы поинтересовались у экспертов, как они восприняли предложение Анатолия Аксакова об отмене обязательной отчетности по МСФО для банков, не являющихся участниками банковских групп. В частности, каковы могут плюсы и минусы этого, и пойдет ли ЦБ на послабление требований.

Алисен Алисенов, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС:

Считаю, освобождение кредитных организаций, в том числе не входящих в банковские группы от необходимости представления отчетности по МСФО мерой необоснованной и нецелесообразной, идущей в ущерб интересам пользователей финансовой отчетности. Да, действительно, предлагаемый законопроект позволит снизить издержки коммерческих банков на подготовку и аудит финансовой отчетности по МСФО.

К основным проблемам применения международных стандартов финансовой отчетности в России в целом, и в частности, в кредитных организациях относят следующее:

  • недостаток информации и сложность восприятия действующих и новых стандартов специалистами МСФО из-за отсутствия методических указаний и разъяснений по вопросам правоприменительной практики отдельных положений МСФО;
  • отсутствие обобщенного анализа правоприменительной практики применения МСФО российскими компаниями;
  • высокая степень обучения для получения международных сертификатов по МСФО;
  • высокая стоимость услуг, оказываемых аудиторскими и консалтинговыми компаниями;
  • недостаток квалифицированных кадров и специалистов по МСФО;
  • высокая стоимость автоматизированных программ ведения учета и отчетности по МСФО, а также их обслуживание и сопровождение.

Вышеназванные проблемы, как правило, негативно отражаются на качестве представляемой отчетности по МСФО, составляемой российскими компаниями, и ставит под сомнение ее достоверность, а в конечном счете - влияет на снижение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских банков.

Может быть, этими же соображениями и руководствовались разработчики данного законопроекта. Однако подобная практика больше напоминает попытку избежать существующие проблемы, чем предпринять соответствующие меры, направленные на решение этой значимой проблемы. Считаю, что подобные изменения негативно отразятся на качестве представляемой информации в интересах широкого круга пользователей.

Дело в том, что финансовая отчетность, подготовленная по международным стандартам, отличается в более выгодную сторону от отчетности, подготовленной по РСБУ. МСФО становится частью системы управления в крупнейших коммерческих компаниях и корпорациях с участием государства, а прогнозирование становится наиболее чувствительным вопросом при формировании финансовой отчетности по МСФО. При этом информация, содержащаяся в финансовой отчетности по МСФО, отличается наибольшей уместностью (полезностью) для всех групп пользователей.

Следует отметить, что само понятие уместности в РСБУ нет. В связи с чем понятие уместности в МСФО представлено шире, чем в РСБУ. А отсутствие в РСБУ концепций капитала и справедливой стоимости не позволит внешним пользователям надежно определить реальное имущественное и финансовое состояние коммерческих банков и, следовательно, принять экономически обоснованные решения.

Думаю, что Центральный банк Российской Федерации не пойдет на подобные послабления для коммерческих банков. Это связано м тем, что сам процесс глобализации мировой экономики обусловил необходимость гармонизации учетных стандартов и правил, направленных главным образом на обеспечение прозрачности информации обо всех участниках рынка. Российская Федерация, являясь частью мировой экономики, не может стоять в стороне от глобализационных тенденций в мировой экономике. А для успешной интеграции страны в мировое экономическое хозяйство необходимо унифицировать учетные стандарты и правила, сделав их понятными всем участникам этого рынка. Отчетность, составляемая по требованиям МСФО, в наибольшей степени отвечает требованиям современного рыночного механизма, является сопоставимой, а раскрываемая в ней информация является для ее пользователей уместной (полезной), надежной и достоверной.

Главная черта надежной финансовой отчетности — ее прозрачность. Высокое качество международных учетных стандартов в полной мере обеспечивает для их пользователей необходимую прозрачность финансовой отчетности. Таким образом, можно резюмировать вышесказанное, что решение одной проблемы – оптимизация издержек коммерческих банков - спровоцирует возникновение другой и более значимой проблемы: качество представляемой информации в интересах широкого круга пользователей.

Теги: отчетность по МСФО  послабление требований  финансовая отчетность  применение МСФО  инвестиционная привлекательность  РСБУ  справедливая стоимость  прозрачность информации  требования МСФО