Мы спросили экспертов, что они думают по поводу идеи Минэкономразвития распространить о формулу “предупреждения вместо штрафов” за впервые допущенные нарушения на крупные российские компании. В данный момент такой подход используется в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, но крупные компании? Оправданно ли это?
Вячеслав Кокуркин, Международный клуб юристов “Найдем адвоката”:
Предложение о распространении нормы на крупный бизнес не поддерживаю и считаю вредительским. Существующая в настоящее время “позитивная дискриминация” в бизнес-сфере, позволяющая малому и среднему бизнесу работать и развиваться, закрепляет принципиальный “статус-кво”. Административные послабления не случайно введены именно для малого и среднего бизнеса: здесь чувствуется продолжение указания Президента, “чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес”. Малый и средний бизнес уязвим гораздо больше: издержки и так велики, и очередной штраф может просто загубить предпринимателю дело. Крупный бизнес может себе позволить мыслить иными категориями: контролирующие органы довольно часто штрафуют крупных игроков, однако они продолжают расти и развиваться. К тому же крупный бизнес изначально устроен по-другому: целые юридические департаменты, в которых работают высокооплачиваемые специалисты своего дела, день за днем следят за тем, чтобы компания не нарушала законы, отстаивают свою точку зрения в судах. Различия с малым и средним бизнесом в данном аспекте очевидны. Поэтому считаю, что с крупного бизнеса необходимо спрашивать строже - предупреждения вряд ли помогут, лишь оттягивая неизбежные штрафы, а аргумент о снижении коррупционных рисков нельзя рассматривать всерьез, не те масштабы.
Мария Артемова, финансовый директор Berkshire Advisory Group:
Идею не штрафовать за впервые допущенные непринципиальные нарушения поддерживаю, вне зависимости от размера бизнеса. Как минимум потому, что в налоговом законодательстве постоянно происходит множество изменений. Даже сами налоговики не всегда до конца понимают эти нововведения, свидетельством чему являются многочисленные выпускаемые пояснения, разработка которых требует времени. Это означает, что бухгалтер может неумышленно упустить какие-то нюансы или же допустить неточности, ошибки, исказив тем самым отчетность.
Таким образом, есть ряд вполне объективных причин, объясняющих, почему представленная в налоговый орган отчетность содержит ошибки, которые не несут в себе злого умысла. И я так думаю, что бухгалтер этот урок запомнит на всю жизнь, в следующий раз уже не допустит подобных ошибок. Тем более что предупреждение выписывают только однократно - в первый раз.
Что же касается утверждения экспертов, что эта норма приведет к росту коррупции в данной сфере – соглашусь, такое возможно. Но с другой стороны, по словам тех же экспертов уже и сейчас некоторые предпочитают “договариваться”, чтобы не платить.
Станислав Матюшов, ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ:
Несомненно, подобная инициатива Минэкономразвития заслуживает положительной оценки.
Во-первых, напомню, что действующее законодательство не содержит конкретного определения крупного предприятия. Сегодня крупным признается тот бизнес, который не выполняет критерии малого и среднего, что далеко не всегда означает, что крупное предприятие “живет” лучше малого или среднего. Даже с учетом суммарного дохода (не путать с прибылью) свыше 2 млрд. рублей не стоит забывать, что крупное предприятие обеспечивает рабочими местами более чем 250 работников.
Во-вторых, вполне логично на законодательном уровне поощрять законопослушное поведение всех без исключения хозяйствующих субъектов, поскольку претендовать на предупреждение может лишь та компания, которая не является привлеченной к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
В-третьих, такое изменение в законе никоим образом не повлияет на конкуренцию между крупными предприятиями и субъектами МСП.
Одновременно с этим Особенная часть КоАП РФ содержит множество правонарушений с формальным составом, совершение которых само по себе не влечет какой-либо общественной опасности, но карается значительным штрафом. Например, за непредставление данных в Росстат компания может быть оштрафована на сумму от 50 до 70 тыс. руб., и вполне вероятно, что и ее руководитель заплатит штраф от 10 до 20 тыс. руб., но уже из своего кармана. Санкция ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ не предусматривает предупреждение как вид наказания, соответственно, замена штрафа возможна только для субъектов малого и среднего предпринимательства, а это ставит крупные предприятия и субъекты МСП в неравные условия.
Максим Ларькин, директор по развитию бизнеса Первого ОФД:
Отсутствие излишней жесткости – безусловно, тренд, полностью соответствующий характеру демократичных преобразований. Как показывает практика, всегда наиболее эффективны те перемены, пользу которых осознают, и осмысленно им соответствуют, поэтому необходимость кого-то заставлять просто отсутствует. Благоприятный опыт по замене штрафов предупреждениями для первичных нарушений применительно к малому и среднему бизнесу, думаю, будет также успешен и для крупного ритейла.