Профессиональное обучение на рабочем месте и участие малого бизнеса

Системы профессионального...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 3 Февраля 2020


На протяжении последних нескольких лет условия прохождения профессионального обучения без отрыва от практики существенно изменились. В этой небольшой статье приведен обзор сегодняшней ситуации в Великобритании применительно к обучению в бухгалтерской области. Подготовлено по материалам: AAT Comment.

Бухгалтерское образование на рабочем месте позволяет обучающимся – вчерашним выпускникам школ – получать квалификации, одновременно нарабатывая необходимые навыки и зарабатывая опыт. В зависимости от личных достижений они затем получают щедрые освобождения от ряда экзаменов ICAEW, ACCA, ICAS, CIPFA или CIMA*, если вдруг решают продолжать свое профессиональное образование ради полноценного сертификата.

*Институт сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW); Ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, учета и аудита (ACCA), Институт сертифицированных бухгалтеров Шотландии (ICAS); Институт государственных финансов и бухгалтерского дела (CIPFA); Международная ассоциация специалистов в области управленческого учета (CIMA)

Воспользоваться этой схемой обучения может любой, кому исполнилось 16 лет, и кто при этом не обучается на очной форме. Теперь в Великобритании условия подразумевают действующих сотрудников и выпускников университетов, в случае если предполагается значительный по объему материал к освоению. Лиз Себаг-Монтафьор (Liz Sebag-Montefiore), директор консалтинговой компании в сфере HR “10Eighty”, объясняет, что можно поставить на бухгалтерское профессиональное обучение на рабочем месте выпускника школы медсестер, но не обладателя бухгалтерской степени. И поскольку верхних ограничений по возрасту нет, все чаще можно встретить людей уже в возрасте, желающих таким образом поменять карьеру.

Финансирование профессионального обучения на рабочем месте и расходы на него

Чтобы стимулировать компании к более активному привлечению новых сотрудников именно таким образом, 6 апреля 2017 года британское правительство ввело специальный сбор с компаний, чьи ежегодные платежные ведомости превышают 3 млн. фунтов. Дополнительный 0,5%-й сбор взимается с зарплат абсолютно со всех работодателей, чьи ежегодные выплаты по ним превышают 3 млн., причем даже вне зависимости от того, есть ли у них сотрудники на этой схеме обучения.

Этот сбор направляется на поддержку малого и среднего бизнеса, ведь у него зарплатные отчисления не находятся, как правило, на таком высоком уровне. В этом случае расходы на профессиональное обучение сотрудников они делят с правительством, и это имеет название “соинвестирование”. Совладелица небольшой компании “Busy Books” Наташа Пенни (Natasha Penny) говорит: “Мы получаем 90% финансирования по нашей текущей программе профессионального обучения AAT* от колледжа Уилтшира и платим лишь оставшиеся 10%. Только подумайте об экономии на расходах на курс обучения по сравнению с тем, как если бы нам пришлось оплачивать его независимо”.

**Британская ассоциация технических специалистов (Association of Accounting Technicians - AAT)

Эта ставка соинвестирования в прошлом году изменилась для новых программ профессионального обучения на рабочем месте, начинающихся с 1 апреля (2019 года). С тех пор компании могут оплачивать лишь 5% расходов на обучение, а правительство оплатит оставшиеся 95% при соблюдении максимального лимита по финансированию на одного стажера в £8,000. Если же, предположим, у вас менее 50 человек персонала, а вашему стажеру еще нет 19, то не придется платить даже этих 5%! В случае если обучающиеся в компании находятся в возрастных пределах от 19 до 24 лет, полное финансирование их обучения правительством все равно возможно, но в случае участия стажеров в программе “Education, Health and Care” (EHC) – подчеркивает тонкий нюанс руководительница “10 Eighty”.

Конечно, стажерам все равно нужно платить зарплату, но зато можно при этом платить по сокращенной ставке для обучающихся на рабочем месте в первый год их обучения - £3.90 в час на данный момент (правда, с апреля этого года ставку поднимут до £4.15). А вот уже после первого гда придется платить не ниже минимального уровня заработной платы, который составляет: £8.21 для сотрудников возрастом свыше 25 лет, £7.70 – для тех, кому от 21 до 24, £6.15 – для тех, кому от 18 до 24, и £4.35 – для сотрудников ниже 18 лет. “Стажерский” оклад, как уже было сказано, составляет до апреля этого года £3.90. Платить его работодателям необходимо, если 1) стажерам меньше 19 лет, либо 2) им есть 19 лет или больше, но это их первый год обучения на рабочем месте.

По словам владелицы “Busy Books” Наташи Перри, лично для нее в 2014 году это была единственная схема трудоустройства, которую она на тот момент могла себе позволить. На полную рабочую ставку тогда просто не было средств, поэтому сокращенная ставка оплаты труда в первый год обучения помогла не просто устоять, но и развиться из индивидуального делового консультанта в полноценную компанию.

4 основных шага по организации обучения на рабочем месте:

  1. Привлечение финансирования
  2. Поиск “провайдера” – лицензированного учебного заведения, по программе которого будущий сотрудник будет обучаться в вашей компании 
  3. Регистрация стажера
  4. Подписание соглашения

Другие преимущества профессионального обучения на рабочем месте

Данные государственной статистики показывают, что 88% работодателей подтверждают успешное развитие необходимых конкретно их организации навыков у обучающихся, а 78% к тому же отмечают рост производительности.

90% успешно прошедших обучение стажеров продолжают работать дальше - важный фактор для тех, кто опасается, что после обучения талантливого молодого кадра он переметнется к конкурентам. Таня Хэмилтон (Tanya Hamilton), партнер по персоналу в McBrides Chartered Accountants, говорит: “Вы приводите персонал, стремящийся и готовый к обучению, который при этом с большей вероятностью примет культуру и ценности компании с самого начала и останется с вами в долгосрочном периоде”.

У самой компании McBrides в данный момент двое обучающихся на сертификацию AAT – одному 19 лет (молодой человек пришел сразу после школы), второму 21 год (сменил карьеру с розничной торговли на бухгалтерское дело). Использование схем обучения на рабочем месте, таким образом, помогает компании несколько “освежить кровь”. С представителями молодого Поколения Z это может быть очень важно, поскольку помогает членам коллектива перенимать современный сленг и новые технологии – те знания, которых так не хватает более великовозрастным сотрудникам.

Но есть и…

Потенциальные сложности с профессиональным обучением на рабочем месте

Довольно распространено мнение, что администрирование и оценка величины финансирования обучения на рабочем месте очень сложны, однако владелица “Busy Books” Наташа Пенни уверяет, что это далеко не так. Лично у нее в колледже Уилтшира есть знакомые, которые помогают со всей рутинной работой по заполнению форм.

А вот что может вызывать обоснованные, если подумать, опасения, так это нехватка рабочего опыта у совсем юных обучающихся сотрудников. “Большинство стажеров даже никогда не вели деловой переписки, а их познания в Excel и IT в целом могут быть очень базовыми. Нужно быть к этому годовыми и провести необходимый тренинг”, - говорит Фарид Гасанов (Farid Gasanov), директор Q Accountants.

Таня Хэмилтон добавляет, что если взять для сравнения выпускников университетов, то те как раз приходят уже достаточно “зрелыми”, что позволяет им быть во фронт-офисе уже на стадии обучения. У стажеров, получающих образование, навыки работы с клиентами тоже довольно быстро развиваются, но третий вызывающий беспокойство момент – это что делать, если выяснится, что для компании они все же не подходят? Все равно оставлять их у себя и помогать завершить обучение? По словам Наташи Пенни, со своим единственным на данный момент стажером они проводят оценку результатов на ежегодной основе по каждому пройденному уровню. Каждый уровень обучения проходится как раз за 1-2 года. Если в силу каких-то причин молодой человек перестанет справляться, либо просто изменит свое отношение к работе в данной компании, видеться с ним на протяжении всего учебного курса до самого конца никто не обязан. Если нужно, прекращение сотрудничества здесь проходит как обычно.

Самая большая выгода от использования программы обучения на рабочем месте из личного опыта? Фарид Гасанов: “У нас было два стажера по программе AAT, которые завершили Уровень 2, и еще один, который только что сдал экзамен. Многие сказали бы, что ключевое преимущество здесь в снижении расходов на привлечение персонала, но я бы подчеркнул, что именно комбинирование работы и обучения приносит наилучшие результаты. Стажеры сразу же применяют полученные знания на практике, что помогает им закрепить только что полученные знания”.

Теги: профессиональное обучение  обучение на рабочем месте  бухгалтерское образование  ICAEW  ACCA  ICAS  CIPFA  CIMA  профессиональное образование  AAT  соинвестирование  Британская ассоциация технических специалистов  Association of Accounting Technicians  По