Сформированный в условиях плановой экономики, комплексный анализ обладает огромным потенциалом и непрерывно развиваясь, превратился в универсальный инструмент управления. Его методологическая концепция позволяет решать самые разнообразные задачи и в нынешних рыночных условиях, интегрировать новые методы, позволяющие обосновывать широкий спектр решений по управлению бизнесом. Использование принципов стейкхолдерского подхода и бизнес-анализа существенно развивает и саму комплексность экономического анализа по нескольким важным направлениям, которые рассматриваются в данной статье.
Особенностью отечественной школы экономического анализа деятельности предприятий является комплексный подход к изучению этой деятельности с общеэкономических, финансово-экономических, социально-экономических и технико-экономических позиций. Именно это обстоятельство позволяет считать, что комплексный анализ, как целостное научное направление, представляет собой зримое конкурентное преимущество российской научной школы экономического анализа по сравнению с подходами западных ученых. В мировой практике длительное время более применялся тематический, локальный подход к анализу отдельных бизнес-процессов, отдельных аспектов и параметров деятельности компаний и характеризующих их индикаторов. Лишь в последние годы там начинают получать развитие аналитические методики, предусматривающие комплексное изучение нескольких характеристик бизнеса (сбалансированная система показателей, бортовое табло и т.п.).
Разумеется, в иностранных университетах преподают студентам микроэкономические аналитические знания в достаточно больших объемах и часто на очень высоком уровне. Но, как правило, знания эти фрагментарны и раздроблены между многими учебными курсами. Так, элементы управленческого анализа включены в курсы управленческого учета, производственного менеджмента, микроэкономики и т.п. Финансовый анализ представлен обширными разделами курсов финансового учета, финансов, финансового менеджмента и др. Анализ рисков изучается в курсе риск-менеджмента и в различных специализированных дисциплинах. Отдельно изучаются вопросы прогнозирования экономики, проектного инвестиционного анализа и многие другие, по сути, аналитические дисциплины. Но все это не сливается в единую систему, не подчиняется единой логике, не основывается на общей теоретической базе.
В то же время представляется логичной сложившаяся в нашей стране стройная система аналитических учебных курсов, основанная на триаде теории экономического анализа, комплексного анализа хозяйственной деятельности и углубленного анализа финансовой отчетности. И нам необходимо не только сохранять достигнутое преимущество, но и всемерно его развивать, наполнять новым содержанием с тем, чтобы оно повышало реальную конкурентоспособность наших ВУЗов на международном рынке образовательных услуг.
Сегодня мы имеем еще один повод для того, чтобы отметить особую роль А.Д. Шеремета в развитии каждого из элементов упомянутой выше триады. Но не секрет, что существуют противники такого комплексного подхода к экономическому анализу, которые считают его искусственным изобретением советского периода и необоснованно противопоставляют более полезному на их взгляд, родившемуся в недрах бухгалтерского учета балансоведению или финансовому анализу. При этом они ссылаются на зарубежную практику, где под рубрикой «Экономический анализ» обычно издаются учебники по экономической теории, чаще всего по макроэкономической.
Однако думается, что претензии противников отечественного экономического анализа носят в основном терминологический характер и направлены, прежде всего, на отстаивание приоритетности тех научных и учебных дисциплин, которые они представляют (статистика, финансовый менеджмент и т.д.). Не стоило бы и противопоставлять финансовый анализ, как составную часть комплексного экономического анализа, экономическому анализу в целом, отрывать финансовую составляющую хозяйственной деятельности предприятия от ее производственной компоненты. Обособлять, отделять финансовый анализ от комплексного подхода к анализу хозяйственной деятельности, забывать о производственной и ресурсной подсистемах предприятия – равноценно тому, например, чтобы в медицине рассматривать организм человека исключительно как систему кровообращения, отказываясь изучать его как единое целое, состоящее из целого ряда и других взаимосвязанных систем – дыхательной, костно-мышечной, эндокринной и нервной систем, системы пищеварения и т.д.
Действительно, особенности исторического развития нашей страны и период развития экономики с централизованным планированием и всеобщей государственной собственностью на средства производства обусловили значительное своеобразие дальнейшего развития отечественного экономического анализа как науки. Еще в 20-е годы прошлого века популярная в то время приоритетность анализа прибыли, капитала и балансовых показателей стала отвергаться и начал развиваться более широкий подход к анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Уже тогда Н. Р. Вейцман заложил основы комплексности анализа, ориентируя его на обоснование решений по управлению предприятиями в условиях плановой экономики [1]. Развитию различных аспектов комплексного экономического анализа как научного направления, учебной дисциплины и сферы практической деятельности немало послужили работы С.Б. Барнгольц, Г.М. Тация, С.К. Татура, М.Ф. Дьячкова, М.И. Баканова, В.И. Петровой, М.В. Мельник, Э.И. Крылова, Н.П. Любушина и целого ряда других отечественных ученых.
Но нельзя переоценить огромный вклад А.Д. Шеремета в формирование систематизированных теоретико-методологических основ комплексного экономического анализа деятельности предприятий и типовой методики практического проведения такого анализа, нашедшей широчайшее применение в нашей стране. Еще в 60-х годах прошлого века А.Д. Шеремет в своих публикациях стал развивать методические и организационные принципы обеспечения системности и комплексности экономического анализа, а в 1971 году он защитил докторскую диссертацию «Теория и практика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия». С тех пор А.Д. Шеремет стал признанным авторитетом и лидером исследований в этой области, пропагандистом их результатов [2]. Не случайно, именно из под его пера вышел и первый фундаментальный учебник для вузов по комплексному анализу, который и сейчас пользуется большой популярностью, систематически дополняется и переиздается [3]. При этом А.Д. Шеремет указывает и на все новые возможности комплексного экономического анализа.
Зародившись в ответ на потребности экономики в условиях плановой системы и обладая огромным потенциалом, комплексный анализ непрерывно развивается и превратился в универсальный инструмент решения самых разнообразных задач и в нынешних рыночных условиях. Его методологическая концепция позволяет интегрировать и новые методы, позволяющие обосновывать широкий спектр решений по управлению бизнесом.
Так, в последнее время традиционная проблематика комплексного экономического анализа все теснее переплетается с задачами и возможностями бизнес-анализа как нового перспективного направления аналитической работы. В условиях конкурентного рынка критически важной способностью предприятия становится способность изменяться в соответствии с внешними условиями, требованиями его заинтересованных сторон и общества в целом. Именно такую способность и призван обеспечивать бизнес-анализ, который мы рассматриваем как закономерный этап развития комплексного экономического анализа. Причем, использование принципов бизнес-анализа существенно развивает и саму комплексность отечественного экономического анализа по нескольким основным направлениям [4, С. 124-125]:
1. Расширение целевых установок анализа от преимущественной ориентации на аналитическое обеспечение управления текущей операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью предприятий к решению задач аналитического обеспечения управления изменениями каждого из видов деятельности и бизнеса в целом, который реализуется в форме этих предприятий. При этом изменениям могут подвергаться:
- миссия, видение и стратегия предприятия;
- бизнес-модель предприятия и бизнес-планы, необходимые для реализации принятой стратегии;
- бизнес-процессы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- архитектура предприятия (организационная, имущественно-правовая, производственно-технологическая, информационная) [5].
Особое значение имеют аналитические обоснования изменений, связанных с инновациями, с новыми направлениями деловой активности, с созданием новых предприятий, с освоением новых рынков, с созданием условий устойчивого развития.
2. Использование новых баз для сопоставлений с фактическими параметрами деятельности экономических субъектов. Теперь это не только плановые, нормативные, среднеотраслевые, прогнозные или расчетные данные, показатели прошлых периодов или других сопоставимых предприятий. Базами сравнений теперь становятся выявляемые и документированные требования и ожидания ключевых заинтересованных сторон, способных оказать влияние на деятельность этих субъектов. Эти базы не отменяют, а дополняют спектр традиционных баз для сравнения, повышая комплексность анализа.
3. Расширение перечня задач комплексного анализа, среди которых на одни из первых мест выходят задачи выявления, изучения и ранжирования круга заинтересованных сторон конкретной организации, сбора, исследования и классификации их требований, определения перспективных возможностей и проблем бизнеса в результате сравнительного анализа требований и ожиданий ключевых стейкхолдеров в сопоставлении с соответствующими фактическими показателями деятельности организации, обоснования путей разрешения этих проблем и реализации возможностей развития. Если традиционный анализ исследовал причины уже произошедших изменений, то в сферу задач бизнес-анализа входят изучение причин, необходимости и направлений будущих изменений бизнеса, обоснование мер и инновационных проектов для реализации таких изменений. Сюда же можно отнести и принципиально новые задачи аналитического обеспечения устойчивого развития организаций, оценку его достигнутого уровня, выявление проблем в этой сфере в связи с невыполнением технических, экономических, социальных или экологических требований различных групп стейкхолдеров, обоснования мер по обеспечению условий устойчивого развития. Важнейшее значение имеет то, что решение подобных задач способствует устойчивому развитию не только экономических субъектов, но регионов их дислокации, отраслей и страны в целом.
4. Расширение информационной базы для проведения аналитических исследований. Принципы стейкхолдерского подхода предполагают, что теперь это не только источники информации учетного и планового, маркетингового, нормативно-правового, контрольного, проектно-конструкторского и технологического характера, но и специфические источники информации о заинтересованных сторонах компании, об их интересах и психологических предпочтениях, возможностях влиять на ее деятельность, о социальных и экологических аспектах этой деятельности. Востребованными становятся гигантские объемы зачастую неструктурированной информации, которые ранее не только становились объектами анализа, но даже просто не собирались и не хранились. А поскольку перечень стейкхолдеров может насчитывать многие тысячи и никаких систематизированных источников информации о них не существует, то эта задача становится весьма сложной технически. Поэтому для информационного обеспечения комплексного анализа теперь необходимо привлекать и технологии Big Data.
5. Радикальное расширение круга пользователей аналитической информацией, в круг которых теперь входят все заинтересованные стороны бизнеса, зависящие от него и способные оказывать на него влияние. Традиционно комплексный экономический анализ был ориентирован на потребности управления предприятиями и его информация (в отличие от финансового анализа) во многих существенных аспектах была конфиденциальной и доступной лишь ограниченному кругу внутренних пользователей. Бизнес-анализ же основан на стейкхолдерском подходе, который обусловливает прозрачность, взаимное доверие и установление тесного взаимодействия экономического субъекта с его ключевыми заинтересованными сторонами. Это предполагает необходимость отказа от закрытости ряда результатов комплексного анализа для внешних пользователей и налаживания взаимного информирования при помощи систематических контактов, публичной нефинансовой отчетности и различных каналов обратной связи.
6. Расширение методического инструментария анализа. Характерной особенностью методики бизнес – анализа является сочетание традиционных, преимущественно количественных способов и приемов классического анализа хозяйственной деятельности и экономико-математических методов с широким использованием цифровых технологий и методов качественного вербального анализа, характерных ранее для маркетинговых, социологических и экологических исследований, для стратегического менеджмента.
7. Использование новых критериев оценки эффективности бизнеса, его стоимости, управленческих решений и конкретных предпринимательских проектов. Наряду с традиционными финансово-экономическими критериями, мерилом успешности компании и обеспечения устойчивости ее развития становится оптимально сбалансированное удовлетворение экономических, технических, правовых, социальных и экологических требований и ожиданий различных групп ее заинтересованных сторон.
8. Расширение круга объектов исследования путем включения в их состав совокупности стейкхолдеров, их влиятельности, требований и ожиданий, миссии, видения и стратегии предприятий, бизнес-моделей, бизнес-процессов, бизнес-планов и различных аспектов архитектуры экономических субъектов.
9. Расширение возможностей регулирования трудовой профессиональной деятельности аналитиков в соответствии с требованиями рынка труда и отечественных работодателей. Так, требования работодателей к бизнес-аналитикам, к их уровням квалификации, знаниям и умениям, к их профессиональной подготовке и практическому опыту уже закреплены в профессиональном стандарте «Бизнес-аналитик», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2018 года №592н. и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2018 года, регистрационный №52408 [6]. В настоящее время идет разработка и комплекса оценочных средств для независимой оценки квалификации специалистов по бизнес-анализу. Очевидно, что реально сложившийся и достаточно массовый вид профессиональной деятельности специалистов по комплексному экономическому анализу также требует разработки профессионального стандарта, требования которого должны учитываться и образовательными организациями при подготовке аналитиков.
Стремительно меняющиеся реалии экономической жизни делают очевидной необходимость и дальнейшего расширения комплексности экономического анализа в соответствии с его методологическими принципами, заложенными А.Д. Шереметом.
Литература
- Вейцман, Н.Р. Счетный анализ: Основные приемы исследования деятельности промпредприятия по данным учета / проф. Н. Р. Вейцман. - 4-е изд. - Москва: Ред.-изд. упр. ЦУНХУ Госплана СССР и В/О "Союзоргучет", 1937.
- Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: вопросы методологии / А.Д. Шеремет. - М.: Экономика, 1974. - 196 с.
- Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.
- Бариленко, В.И. Методология бизнес-анализа: учебное пособие / В.И. Бариленко. – Москва: КНОРУС, 2018. – 190 с.
- Архитектура предприятия: учебник / Н.П. Любушин, В.Ю. Карпычев, Н.Э. Бабичева; под общ. ред. Д.А. Ендовицкого. – Москва: КНОРУС, 2018. – 354 с.
- Профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2018 года №592н. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2018 года, регистрационный №52408. URL: http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/8