Реформа микрофинансовых организаций – что говорят эксперты?

Российский опыт
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 29 Октября 2015


МФО хотят разделить по двум категориям и наделить их разными правами, но при этом и разными “обязанностями” (“Микрофинансовые организации по двум категориям”). Поддерживаете ли Вы идею дифференцированного надзора? Пользовались ли Вы когда-либо услугами микрофинансирования, и считаете ли Вы, что права заемщиков МФО сегодня в России достаточно защищены? Если нет, что в чем может быть проблема - то бы Вы посоветовали законодателям?


Сергей Седов, генеральный директор сервиса онлайн займов “Робот Займер”:

- Поддерживаете ли Вы идею дифференцированного надзора?

Да, безусловно, мы поддерживаем идею мегарегулятора. Те меры контроля, что ЦБ РФ применяет ко всем участникам микрофинансового рынка, трудновыполнимы новыми и небольшими МФО. Дифференцированный надзор позволит уменьшить регуляторное давление на “мелких” игроков и простимулирует крупных к развитию. Логично требовать большей ответственности от наиболее эффективных участников рынка и при этом предоставлять им более широкий спектр возможностей.

Также утверждение законопроекта позволит повысить уровень прозрачности рынка и доверия к микрофинансированию и снизить конкуренцию среди онлайн-МФО.

- Считаете ли Вы, что права заемщиков МФО сегодня в России достаточно защищены?

Действующим законодательством надежно защищены права заемщика. МФО обязаны раскрывать информацию об основных параметрах продукта “деньги до зарплаты” и условиях его предоставления, в договоре займа четко прописывают права и обязанности сторон. Кроме того, любой недовольный потребитель имеет право обратиться с жалобой на нарушение правил в соответствующие инстанции.

- Если нет, то в чем может быть проблема - что бы Вы посоветовали законодателям?

До сих пор есть проблема с существованием “теневых” МФО. Во избежание связи с мошенниками можно посоветовать заемщикам при обращении в компанию убедиться, есть ли у МФО свидетельство о госрегистрации, занесена ли она в реестр МФО ЦБ РФ, имеются ли публичные правила предоставления микрозаймов. Если хотя бы один пункт из перечисленных не соблюден, то, скорее всего, клиент имеет дело с неофициальной компанией. Законодательство, скорее, должно направить свои силы на повышение прозрачности рынка. Кроме того, до сих пор остро стоит проблема с недобросовестным рынком взыскания задолженности.


Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan:

Необходимость в дифференцированном подходе к микрофинансированию в России существует. Реформа, призванная разделить микрофинансовые и микрокредитные компании, позволит более справедливо регулировать отрасль исходя из уровня рисков организаций. Разделение рынка снимет излишнее регулирование, а особенно регулятивную нагрузку на маленькие компании, оперирующие зачастую в одном населенном пункте, а также даст возможность роста крупным компаниям.

МФО нельзя регулировать так же, как банки. Регулятор осознает это и действует совершенно правильно. А маленькие МФО не нужно так же жестко регулировать, как и большие. Дать им рамки возможностей, но меньше требований - справедливо. Если микрокредитной компании будет недостаточно рамок для роста, они всегда смогут найти возможности, попытаться увеличить капитал и перейти в новый ранг.

К сожалению, реформа не решает ключевую проблему рынка – недостаток фондирования. Разделение рынка на два сегмента, к сожалению, не отразится на возможностях крупных компаний (МФО) получать фондирование в банках, предпосылок к этому нет.

Мы сами выступали за то, чтобы "порог входа" в МФО был не ниже 70 млн. В реестре около 6500 компаний, из них реально работает не более 2500. Столько МФО не нужно стране. Капиталом более 70 млн. рублей обладают не более 25-30 компаний, в том числе MoneyMan. Сегодня для МФО действует два норматива Минфина:1) по достаточности собственных средств (НМО1) – MoneyMan превышает его в 9,6 раз, 2) норматив текущей ликвидности МФО (НМО2) – MoneyMan превышает в 4,8 раза минимальное значение. После разделения рынка на 2 подсегмента для компаний, чей капитал превышает 70 млн. рублей, будет введено еще несколько нормативных требований.

Я считаю, что после реформы увеличится доверие к МФО со стороны партнеров, населения - надеемся, что инвесторов и банков. Это даст дополнительные возможности роста, развития новых продуктов, снижения ставок вместе с понижением уровня риска.

Теги: Реформа микрофинансовых организаций – что говорят эксперты?