Введение
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. определены основные требования к квалификации аудитора, в том числе условия и порядок получения претендентом квалификационного аттестата аудитора. Вместе с тем, предусмотрено, что отдельные функции, связанные с профессиональной подготовкой и непрерывным повышением квалификации аудиторов выполняются различными субъектами аудиторской деятельности. Законом установлены своего рода «рамочные» основные требования и указаны ответственные за выполнение тех или иных функций. Безусловно, государственное регулирование аудиторской деятельности, в том числе и в этой области, возложено на уполномоченный федеральный орган – Минфин России, который в пределах своей компетенции принимает необходимые нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность.
Исполнителями функций могут быть как непосредственно Минфин России, так и Совет по аудиторской деятельности, рабочий орган совета по аудиторской деятельности, саморегулируемые организации аудиторов и другие органы, определенные названным федеральным законом или Минфином России.
Так, если ранее уполномоченным федеральным органом – Минфином России осуществлялись как организация проведении квалификационного экзамена, так и надзор при его осуществлении, то с 01 января 2011 года экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создана совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Минфином РФ. Деятельность единой аттестационной комиссии должна основываться на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности.
Перераспределение функций в области связанной с профессиональной подготовкой и непрерывным повышением квалификации аудиторов предполагают наличие соответствующим этим функциям нормативных документов. Так, в течение 2010-2011 гг. была утверждена нормативная правовая база проведения квалификационного экзамена. За основу взят порядок, действовавший до 2011 года, но с учетом новых требований.
Анализ, как указанной нормативной базы, так и других документов свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования. До настоящего времени в полной мере не определены ни требования к практическому опыту будущих аудиторов, ни порядку организации и проведения квалификационного экзамена, ни к формам и методам непрерывного повышения квалификации аудиторов, остаются вопросы к образованию претендентов.
Необходимо подготовить ряд новых документов, которые должны соответствовать международной практике проведения аналогичных квалификационных испытаний, а также современным требованиям к аудиторской профессии. Необходимо сблизить нормативную правовую базы по вопросам квалификации российских аудиторов с регламентами Международной федерации бухгалтеров (IFAC), устанавливающими требования к образованию аудиторов.
О требованиях к образованию претендентов
Федеральным законом №307-ФЗ установлено, что к квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Однако при этом, возможно несоответствие знаний, полученных разными претендентам в разных высших образовательных учреждениях вопросам, предлагаемым на квалификационном экзамене.
Теперь на законодательном уровне отсутствует требование об обязательном высшем или среднем бухгалтерском или юридическом образовании.
При этом законом установлено, что претендент должен иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Предполагается, что претендент должен получить такие знания в течение названного срока производственной деятельности, включая и работу в аудиторской организации, что можно определить как его стажировку. Такая стажировка должна обеспечить как получение необходимых теоретических, так и практических знаний. Регламенты прохождения таких стажировок на сегодняшний день нигде не описаны.
При привлечении претендента к выполнению аудиторского задания ему должны быть четко определены и доведены до его сведения обязанности. В аудиторской организации должны быть установлены процедуры оценки навыков и профессиональной компетентности своих работников, включая сотрудников начального уровня.
Законом не предъявляются никакие требования по внутреннему системному обучению в аудиторской организации.
Международная практика говорит о необходимости ответственности при подготовке к квалификационному экзамену не только претендента, но и аудиторской организации, в которой он работает. Так, сотрудник аудиторской организации, только принятый на работу, является профессиональным сотрудником начального уровня, при наличии у него высшего образования, дающего основу для приобретения требуемых технических знаний, профессиональных ценностей и навыков. Такие профессиональные сотрудники начального уровня должны пройти программу обучения в рамках аудиторских организаций, входящих в СРО аудиторов, для получения необходимых знаний и опыта. При этом каждому начинающему специалисту утверждается индивидуальная программа профессиональной подготовки с учетом требований специальных знаний, которыми должен обладать претендент, готовясь к квалификационному экзамену.
Актуальность таких программ проверяется при проведении их периодического мониторинга. В случае изменения требований к областям знаний, или других объективных причин в программы могут вноситься изменения и дополнения.
Выполнение названной программы претендентом ежегодно проверяется и учитывается при оценке профессиональных навыков работников; их профессиональной компетентности, профессиональном развитии и, как следствие, повышении в должности сотрудников начального уровня.
Было бы целесообразно, если совет по аудиторской деятельности установит порядок стажировки и для российских специалистов, которые предполагают сдавать квалификационный экзамен. Это в значительной степени упорядочит процедуры подготовки к сдаче экзамена, даст возможность претендентам на системной основе получить необходимые знания и опыт.
Об организации и проведении квалификационных экзаменов
Федеральный закон № 307-ФЗ установил основные общие условия для аттестации аудитора. Так, принято, что проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий, в том числе, порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом, т.е. Минфином России. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
Анализ сложившегося в настоящее время порядка проведения экзаменов свидетельствует о необходимости осуществления значительной системной работы, которая будет учитывать как соответствующую международную практику, так и особенности российской юрисдикции, и в итоге должна привести к подготовке новых документов, регламентирующих порядок проведения экзаменов.
При этом должны быть решены следующие задачи:
- разработка новой схемы проведения квалификационного экзамена, приближенной к международно-признанной практике;
- совершенствование процедуры проверки экзаменационных работ и процедуры разработки экзаменационных заданий;
- внесение изменений в экзаменационные процедуры и регламенты, которые сами по себе не требуют обязательного совершенствования, но должны быть приведены в соответствие с новым порядком проведения квалификационного экзамена.
При реализации первой задачи необходимо предусмотреть проведение квалификационного экзамена, целями которого являются:
- проверка теоретической подготовки в рамках отдельных областей профессиональных знаний;
- проверка навыков подготовки аналитических выводов и заключений в рамках отдельных областей профессиональных знаний;
- проверка готовности синтезировать имеющиеся профессиональные знания и навыки и комплексно применять их в практической ситуации.
При этом экзамен состоит из нескольких испытаний.
В рамках первой задачи также необходимо разработать:
- перечень и количество испытаний в рамках проведения квалификационного экзамена;
- форму и продолжительность проведения испытаний. Если предложенные формы будут отличаться от компьютерного тестирования, письменной работы и решения комплексной задачи, необходимо дополнительное детальное обоснование такого решения с рассмотрением всех преимуществ и недостатков;
- широкую шкалу оценки экзаменационной работы, обеспечивающую учет всех ее аспектов;
- порядок определения результатов прохождения отдельных испытаний в рамках квалификационного экзамена и квалификационного экзамена в целом;
- решения о целесообразности или нецелесообразности разрешения использования справочно-нормативных документов на каждом из испытаний в рамках квалификационного экзамена;
- условия и порядок зачета знаний, полученных претендентом в ходе обучения по программам высшего профессионального образования, в счет отдельных испытаний;
- решение о целесообразности или нецелесообразности предоставления претенденту выбора необходимого количества областей знаний для прохождения испытаний из более широкого перечня;
- периодичность проведения испытаний в рамках квалификационного экзамена и возможность единовременного прохождения нескольких испытаний;
- срок, отводимый претенденту на прохождение всех испытаний в рамках квалификационного экзамена, и каждого из них в отдельности.
При решении второй задачи целесообразно разработать и обосновать:
- процедуры, обеспечивающие реальную конфиденциальность экзаменационных заданий на этапе их разработки, утверждения и вплоть до объявления в ходе квалификационного экзамена;
- решение о целесообразности или нецелесообразности создания открытого банка экзаменационных материалов для испытаний;
- порядок и сроки утверждения экзаменационной программы и ее актуализации в соответствии с изменениями нормативной базы;
- требования к форме и содержанию экзаменационных заданий, порядок утверждения и актуализации экзаменационных заданий в соответствии с изменениями нормативной базы, порядок ознакомления претендентов с нормативными и иными материалами (официальными комментариями, методическими рекомендациями, инструкциями и т.п.), на которых основываются экзаменационные задания;
- решение о целесообразности или нецелесообразности опубликования состава экзаменационных заданий после окончания очередной сессии;
- решение о целесообразности или нецелесообразности получения всеми претендентами в ходе испытаний одинаковых экзаменационных заданий. В случае принятия решения о нецелесообразности – дополнительное детальное обоснование с рассмотрением всех преимуществ и недостатков;
- процедуры, исключающие внесение правок в экзаменационные работы после окончания очередного испытания;
- процедуры, обеспечивающие объективный и унифицированный подход к проверке экзаменационных работ;
- решение о целесообразности процедур апелляции;
- порядок повторного прохождения испытания в случае предшествовавшей не успешной попытки, условия и сроки допуска к повторному прохождению испытания.
При решении третьей задачи необходимо рассмотреть:
- права и обязанности сторон, задействованных в процедуре организации и проведения экзамена;
- порядок регистрации и допуска претендентов на квалификационный экзамен, перечень документов, представляемых претендентами для получения права сдачи квалификационного экзамена в целом или отдельного испытания в рамках экзамена, в т.ч. повторно;
- обеспечение квалификационного экзамена оборудованными помещениями и техническими средствами;
- порядок поведения претендентов и прочих лиц, принимающих участие в квалификационном экзамене, в ходе проведения испытания, и контроль за его соблюдением;
- порядок уведомления претендентов о месте и времени проведения очередного испытания, результатах прохождения испытания;
- последствия неявки претендента на квалификационный экзамен;
- взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими предэкзаменационную подготовку, по вопросу статистики успешного прохождения претендентами квалификационного экзамена;
Подготовка документов по совершенствованию порядка проведения квалификационного экзамена должна проводиться после тщательного мониторинга существующего состояния системы аттестации, обобщения опыта проведения квалификационных экзаменов в 1995 – 2010 годах и международной практики, собранной в «Белой книге» по новой концепции системы аттестации аудиторов в Российской Федерации.
Все предлагаемые процедуры и решения в части порядка проведения экзамена должны подлежать анализу на предмет соблюдения требований российского законодательства, принципов деятельности Единой аттестационной комиссии и соответствия международным стандартам образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов, принятых Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), в том числе стандарте «Образовательные требования для профессиональных аудиторов» (IES 8);.
О формах и методах непрерывного повышения квалификации аудиторов
Система аттестации аудиторов не должна кончаться сдачей квалификационного экзамена в установленном порядке. Не менее важной задачей является организация непрерывного повышения квалификации аудиторов. Причем это касается не только прохождения так называемого внешнего обучения по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Такой вид обучения, безусловно, важный и учитывая постоянные изменения в тех областях знаний, которыми должен обладать аудитор, просто необходим.
Вместе с тем, это саморегулируемая организация аудиторов может рекомендовать допустимые для ее членов формы повышения квалификации аудиторов, включая; внутрифирменное обучение; стажировку в уполномоченных аудиторских организациях; участие в конференциях выступление в качестве лектора, преподавателя или руководителя семинара, работа в комитетах и комиссиях СРО аудиторов, написание статей, работ или книг по областям знаний, необходимых для аудитора, участие в деятельности рабочего органа совета по аудиторской деятельности и пр.