Совершенствование образования в сфере налогообложения в условиях глобальных изменений в экономике

Системы профессионального...
Источник: Журнал “Аудитор” №8-2016
Опубликовано: 31 Августа 2016

В статье рассматривается текущая ситуация, сложившаяся в высшем образовании с подготов­кой специалистов для налоговой сферы как для государственных, так и для коммерческих структур. Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения, по мнению автора, должен занимать анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Подготовка специалистов в сфере на­логообложения является важной ча­стью подготовки экономистов во всех веду­щих вузах Российской Федерации. Они востребованы как в государственном секторе экономики (особенно — в налоговых органах), так и в коммерческом секторе: в ауди­торских компаниях, в финансовых и бухгал­терских службах любой организации. Сле­дует отметить также растущую потребность в налоговых консультантах, которые гото­вятся в структурах дополнительного обра­зования и более детально изучают основные вопросы налогообложения и налогового администрирования.

В настоящее время все большее внимание в системе высшего образования уделяется «обратной» связи с работодателями, ожи­даниям которых должны соответствовать выпускники вузов. Профиль «Налоги и на­логообложение» соответствует направлению обучения «Экономика», именно такие вы­пускники бакалавриата востребованы на рынке услуг в сфере налогообложения. От качества подготовки бакалавров напря­мую зависит их место на рынке труда и уро­вень предлагаемой заработной платы. В со­ответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] работодатели и их объединения являются участниками отношений в сфере образования, они впра­ве проводить профессионально-обществен­ную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Представители работодателей (причем и органов государственной власти, и коммерческих структур) выделяют следующие основные проблемы, возникающие при при­нятии на работу выпускников-бакалавров, которые теоретически должны быть реше­ны при формировании и реализации соответствующих компетенций:

  • неумение «говорить и писать» (см. ОК-6 «Способен логически верно,аргументировано и ясно строить устную и письменную речь»);
  • «рамочное мышление» (см. ОК-1 «Вла­деет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»);
  • неактуальные знания (см. ОК-5 «Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности»);
  • сложности в работе «в команде» (см. ОК-7 «Готов к кооперации с коллегами, ра­боте в коллективе»);
  • неумение связать знания по бухгалтер­скому учету, налоговому учету, анализу финансовой отчетности и праву (см. ПКП-7 «Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую отчетность организаций различных форм собственно­сти, оценивать налоговые последствия кон­кретных хозяйственных операций в рамках существующего налогового законодательства и планируемых его изменений для принятия финансовых решений»);
  • отсутствие четкой аргументации в от­стаивании своей точки зрения (см. ПКП-10 «Способен анализировать налоговое зако­нодательство, сопоставлять положения отдельных норм, выявлять несоответствия и осуществлять разработку рекомендаций по его совершенствованию»);
  • недостаточное знание информацион­ных технологий (см. ОК-13 «Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в гло­бальных компьютерных сетях»).

Если обучение осуществлялось по заоч­ной форме (в том числе с использованием дистанционных технологий), добавляются следующие проблемы:

  • невозможность установления тесного взаимодействия с другими обучающимися;
  • отсутствие тесной взаимосвязи с пре­подавателями;
  • акцент на самостоятельную работу, что требует высокой самоотдачи студентов.

Целью настоящего исследования явля­ется выработка предложений по совершенствованию системы подготовки специали­стов в сфере налогообложения на основе анализа сложившейся в Российской Феде­рации ситуации, а также с учетом зарубеж­ного опыта. Система подготовки специали­стов включает в себя методы и инструмен­ты образовательного процесса, позволяющие наиболее полно сформировать компетенции, выделенные в матрице компетенций по соответствующей дисциплине.

Одним из важнейших инструментов по­вышения эффективности подготовки специалистов следует выделить создание ме­тодических материалов, позволяющих наи­более полно сформировать компетенции. При этом подготовка студентов по налоговым дисциплинам предполагает определен­ный комплекс мероприятий, который на­правлен на качественное усвоение учебно­го материала и обеспечивает не только аудиторную, но и самостоятельную работу студентов. Для успешного изучения дисциплины студенту следует:

  • посещать лекции и семинары;
  • на лекциях внимательно слушать лек­тора, записывать определения, примеры (с учетом того, что законодательство о на­логах и сборах меняется достаточно интен­сивно, а учебники не всегда выпускаются оперативно);
  • задавать вопросы преподавателю на се­минарских занятиях по наиболее сложным вопросам, а также посещать индивидуаль­ные консультации, что позволит полностью сформировать знания по данной дисцип­лине;
  • на семинарах стараться разобраться в теме, задавать вопросы, на второй половине семинара пытаться решать подобные задачи самостоятельно, отвечать на вопро­сы преподавателя;
  • в конце каждого семинара записать за­дания для домашнего задания, решая которые студент закрепляет пройденный ма­териал.

Каждый семинар начинается с ответа на вопросы по домашнему заданию (проводится в форме устного или письменного опроса по ключевым понятиям и наиболее важным аспектам изученной темы).

Лектору целесообразно заблаговременно обеспечить студентов раздаточным материалом, который включает базовые основы лекционного курса, с тем чтобы оптимизи­ровать время работы на занятии и не до­пустить нерационального использования времени, которое затрачивается студентами на переписывание слайдов с экрана или конспектирование НК РФ. Однако студен­там важно осознать, что раздаточный ма­териал не повторяет текст лекции, поэтому только активная работа на занятии позво­лит усвоить новый материал.

При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя, использовать основную литературу из рабочей програм­мы дисциплины. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «до­полнительная».

Обязательным условием качественной организации самостоятельной работы является оценивание каждого выполненного студентом задания.

При разработке заданий для самостоя­тельной работы преподаватели руководствуются требованиями рабочей программы. Профилирование заданий предусматрива­ет их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности. Выполнение индивидуальных и самостоятельных работ по дисциплине должно быть тесно увязано с аудиторной работой.

Текущий контроль работы студентов про­водится преподавателем регулярно в процессе проведения всех видов занятий, вы­полнения контрольных и практических работ, тестов. Если формой промежуточ­ного контроля является экзамен, студентов следует заранее обеспечить критериями выставления экзаменационных оценок, типичными практико-ориентированными за­даниями и на консультации обратить внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки при ответах на вопросы.

Особое место в подготовке специалистов в сфере налогообложения занимает анализ практических ситуаций, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов в процессе камераль­ных налоговых проверок. Отметим, что при изучении дисциплины «Организация и ме­тодика проведения налоговых проверок» со студентами следует подробно рассмотреть организацию работы налоговых органов, что позволит при дальнейшем трудоустройстве продемонстрировать студентам высо­кий уровень практических знаний.

В 2015 г. в опытно-эксплуатационную ра­боту введен программный комплекс «Автоматизированная система контроля НДС-2» (далее — АСК НДС-2), а уже в ноябре были выставлены первые автотребования по вы­явленным расхождениям в налоговых де­кларациях контрагентов. По данным ФНС России, по проведенным камеральным налоговым проверкам по НДС в 2015 г. сумма доначислений (в расчете на одну проверку) составила 53 тыс. руб. по сравнению с 49 тыс. руб. в 2014 г. В большинстве слу­чаев ошибки налогоплательщиков связаны с заполнением книг покупок и продаж: но­мера счетов фактур, ИНН и другие рекви­зиты могут различаться в документах — по­яснениях продавца и покупателя.

Теоретически работа АСК НДС-2 выгля­дит следующим образом: налогоплательщик получает автотребование, направляет кви­танцию о его получении в налоговый орган, через формализованную форму ответа ис­правляет свои технические ошибки, в случае реального отсутствия расхождений представляет пояснения или подтверждающие документы, при наличии определен­ных оснований представляет уточненную декларацию. В результате «разрыв» должен быть устранен, бюджет пополнен. Отмечается, что выявление «налоговых разрывов» производится до 5-6 звена контрагентов, что позволяет выявить «выгодополучателей» и доказать получение необоснованной на­логовой выгоды в дальнейшей работе.

Пояснения от налогоплательщика тре­буются при камеральной проверке при на­личии следующих оснований:

  • нарушены контрольные соотноше­ния — если вычеты и налог в разделах 8 и 9 не соответствуют данным разделов 2-6. Если организация не отразила счет-фактуру в разделе 8, нужно исправить отчет, если расхождения возникли из-за округления, достаточно дать пояснения;
  • имеются расхождения по сравнению с отчетностью продавца — в реквизитах счетов-фактур, кодах операций;
  • отсутствует счет-фактура у контраген­та-продавца, если компания показала вычет;
  • доля налоговых вычетов выше средне­го значения (89%);
  • выручка различна в декларациях по НДС и по налогу на прибыль, что может быть связано с несовпадением момента отгрузки и момента перехода права собственности.

Истребование документов налоговый орган осуществляет в следующих случаях: если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию к уменьшению за пе­риод старше двух лет; если данные в декла­рации не совпали со сведениями в отчет­ности контрагентов; если налог указан «к возмещению». На основании истребованных документов налоговый орган про­водит «всесторонний углубленный анализ деятельности» (анализируются копии книги продаж, книги покупок, журнала учета по­лученных и выставленных счетов-фактур (у посредников), выставленные счета-фактуры). При подаче уточненной налоговой декларации сначала формируется дополни­тельный лист книги покупок. В него пере­носятся итоговые данные из книги покупок. Затем неверная запись отражается в книге со знаком «минус». После чего делается вер­ная запись с положительным значением. Подводится итог, далее формируется раздел 8.1 и подается уточненная декларация. Все раз­делы, которые были в первичной декларации, выгружаются в уточненную декларацию.

Кроме того, студенты должны знать, в каких случаях налогоплательщики впра­ве подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию — это связано с обнаружением недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Примеры: неверные номера документов в счетах-фактурах у покупателя, указание поставщиком неправильного ИНН контрагента, неверное округление. Понимание студентом того, что устанавливается особый порядок подачи налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи (в том числе по налогу на добавленную стоимость) позволит организации в дальней­шем избежать штрафных санкций за несвоевременное предоставление декларации (если выпускник будет работать в налоговой службе организации).

Таким образом, четкое усвоение функ­ционирующих мероприятий с заполнением форм, утвержденных приказами ФНС Рос­сии, позволит выявить наиболее проблемные ситуации, которые связаны с неодно­значностью действующей редакции Нало­гового кодекса Российской Федерации.

Одним из направлений развития системы подготовки специалистов в сфере налогообложения является использование зару­бежного опыта по внедрению новейших методов обучения. Для европейской системы профессионального образования характерны гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обу­чение, обучение в форме накапливаемых «кредитов», неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). Вместе с тем, традиционными формами американского образования являют­ся интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, система по­стоянного контроля успеваемости и полу­ченных знаний и навыков, тесная интегра­ция с общественными профессиональными организациями.

В рамках эффективного взаимодействия вузов с работодателями, позволяющего повысить качество подготовки специалистов в об­ласти налогообложения, представляется це­лесообразным решить следующие задачи в об­ласти подготовки бакалавров по экономике:

  • предоставление образовательных услуг высокого качества (при этом важны не толь­ко оценка получаемых знаний студентами, которые не всегда способы оценить уровень преподавания, но и оценка работодателями выпускников различных образовательных организаций с выделением наиболее кон­курентоспособных программ и дисциплин);
  • совершенствование образовательного стандарта в сфере налогообложения с учетом изменений в области законодательства (в том числе важна оценка научным сообществом рабочих программ дисциплин с обязательным привлечением в качестве рецензентов пред­ставителей работодателей. При этом надо от­давать себе отчет в том, что подготовка осу­ществляется не только в интересах конкретной организации, но и в интересах той или иной отдельной отрасли и государства в целом);
  • повышение качества обучения путем со­вершенствования учебно-методического обеспечения дисциплины: опыт показывает, что эффективность обучения, безусловно, вырас­тет при активном участии студента в учебном процессе, в том числе в деловых играх, при подготовке докладов, эссе [3, с. 64]. В то же время повышаются роль самостоятельной работы, понимание необходимости самосто­ятельного освоения определенной части учеб­ного материала, к чему в настоящее время готовы далеко не все студенты. Нельзя не от­метить важность развития системы профес­сиональной ориентации школьников, меро­приятия которой позволят сформировать понимание необходимости серьезного под­хода к обучению по выбранному направлению;
  • усиление практической направленности дисциплин, успешное изучение которых позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Решением дан­ной задачи может являться приглашение специалистовпрактиков для освещения наи­более проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности государствен­ных служащих и работников коммерческих организаций. Также важна периодичность стажировки преподавателей в коммерческих организациях, налоговых органах, что позволит удачно реализовать совмещение чет­кой методики преподавания и использование новейших практических достижений в целях повышения качества образования;
  • поддержка тесной связи с выпускни­ками, отслеживание их карьерных достижений и выделение основных направлений совершенствования преподавания тех дис­циплин, которые направлены на реализацию их потенциала (опросы выпускников по­казывают, что для них важна углубленная подготовка по налоговым дисциплинам на основе выполнения различных домашних заданий, опросы же студентов свидетель­ствуют о том, что для многих из них предпочтительнее отсутствие заданий для само­стоятельной работы);
  • разработка программ послевузовской подготовки, позволяющих развить и углубить компетенции, наиболее важные в прак­тической деятельности;
  • стимулирование научной работы сту­дентов-бакалавров, в том числе помощь в подготовке научных статей и докладов, а также привлечение к участию в конференциях по актуальным экономическим вопросам (положительным опытом явля­ется непрерывная работа со студентом, на­чиная с руководства курсовой работой по налогообложению, затем — выпускной квалификационной работой, магистерской диссертацией и в дальнейшем — диссерта­цией на соискание ученой степени канди­дата экономических наук) [3, с. 74].

Развитие системы подготовки специали­стов в сфере налогообложения неразрывно связано с совершенствованием законода­тельства о налогах и сборах, с одной стороны, и с актуализацией рабочих программ налоговых дисциплин, с другой стороны. Ввиду вышеизложенного представляется крайне важным для образовательных ор­ганизаций осуществлять деятельность в по­стоянной взаимосвязи с представителями работодателей, а также с научным сообще­ством, актуализируя все необходимые методические материалы с учетом постоянно меняющихся требований.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Смирнова, Е.Е. Особенности преподавания финансовых дисциплин в свете Болонского процес­са // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 6. — С. 63-64.
  3. Смирнова, Е.Е. Проблемы и перспективы развития послевузовского образования // Налоги и на­логообложение. — 2009. — № 5. — С. 73-75.

Теги: образование в сфере налогообложения  подготовка специалистов в сфере налогообложения  налоговые консультанты  НК РФ  НДС  налогу на прибыль