Стоимость финансовой функции*

Финансовый менеджмент
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 10 января 2018

Мариса Браун (Marisa Brown), старший научный руководитель исследований по направлению финансового менеджмента и управления цепочками поставок в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся деловыми исследованиями и анализом

По материалам: CFO

Начало нового года – отличное время для того чтобы оценить, какую роль финансовый департамент играет в обеспечении успеха вашей организации. Однако мы сегодня живем в условиях, когда от финансовых директоров ожидают выполнения большего за меньшие сроки – тем важнее отслеживать, сколько средств уходит на поддержание финансовой функции.

На основе изучения данных по компаниям исследовательская организация APQC определила наиболее и наименее эффективных участников рынка с позиции того, какой процент выручки у них уходит в качестве расходов на финансовые функции - а сюда входят, в том числе, расходы на персонал, на поддержание систем и все прочие затраты, обеспечивающие ежедневные финансовые операции.

Источник: APQC

Если оперировать сегодняшним показателем, то к топовым организациям следует отнести те, которые принадлежат к нижнему квартилю данной выборки – потому что наименее эффективные, которые, напротив, принадлежат к верхнему квартилю, тратят приблизительно в 2.5 раза больше на обеспечение своей финансовой функции. Из 1515 компаний в выборке, которые предоставили данные, самые эффективные направляют 0.7% своей выручки или даже меньше на обеспечение функционирования этой жизненно важной функции, а медианный показатель – 1.2%.

Хотя сама метрика довольно проста по сути (а кому-то покажется вообще примитивной), тем не менее, это неплохая отправная точка для того, чтобы начать анализировать, во сколько вашей организации обходится содержание финансового департамента. В свою очередь, финансовым директорам в конечном итоге придется сбалансировать расходы со стратегической стоимостью для компании, которую им необходимо создавать.

В идеальном мере выручка вашей компании всегда будет расти быстрее расходов на финансовую функцию, но в реальном мире это, разумеется, не так. Однако по мере роста организации относительные расходы на финансы как процент от выручки действительно будут снижаться – это случай из разряда “размер имеет значение”. Поэтому самые эффективные и при этом крупные компании с годовой выручкой свыше $1 млрд. будут тратить всего лишь 0.4% от нее на финансовую функцию, а самые эффективные, но не очень крупные с ежегодной выручкой менее $1 млрд. – уже 0.9%.

Чтобы оценить, где именно ваша компания находится среди этих более чем полутора тысяч участников исследования, потребуются определенные, но довольно простые вычисления:

  • Рассчитайте общие расходы на обеспечение финансовой функции как процент от выручки
  • Сравните данные за самый последний, только что завершившийся год с тремя предыдущими. В каком направлении вы двигались – росли ли финансовые расходы вместе с выручкой или, напротив, снижались?
  • Сравните фактические расходы за только что завершившийся 2017 год с прогнозными показателями по выручке и расходам на финансовую функцию на 2018 г. На основе этого, ожидаете ли вы движения в благоприятном направлении в наступившем году?
  • Сравните исторические данные и текущие прогнозы с данными таблицы. К какому квартилю вы себя относите?

Отталкиваясь от этих данных, оцените роль финансовой функции в обеспечении конкурентных преимуществ вашей организации. Если есть возможности для улучшения, постарайтесь, чтобы и другие члены команды были в курсе этой базовой логики и работали над улучшениями вместе.

Как это сегодня принято, все стараются продать свои услуги по наилучшей цене, но в равной мере справедливым будет также задаться вопросом, эффективно ли используются при этом ресурсы. Например, если удастся упорядочить процессы, возможно, это позволит сэкономить ресурсы, сократив количество работников на закупках. Тогда нужно ли здесь снижать расходы на закупки путем сокращения штата, или же лучше будет перераспределить обязанности занятых в настоящий момент специалистов, чтобы ты лучше оценивали потенциальных поставщиков и товары, которые закупаются? Это непростые оценки, которые могут учитывать в качестве переменных общее число поставщиков на рынке, количество поставщиков для товаров каждой категории, которые вам нужны, объемы. Но именно такие вычисления позволят финансовым директорам в конечном итоге получить наилучшие из всех доступных скидки от поставщиков, снизить объемы устаревающих запасов и добиться экономии, которая суть производная от заработной платы меньшего количества людей, работающих теперь на закупках.

В современном мире компании постепенно улучшают свои конкурентные позиции путем более активного использования финансовых команд. Например, многие начинают активно подключать их к продажам, используя гибкие условия кредитования для привлечения клиентов. А кто-то направляет часть своих финансовых специалистов в “полевые” офисы, чтобы те на месте максимально быстро и эффективно оценивали новых клиентов. А кто-то может просто пересадить сотрудников на более современные электронные устройства для облегчения подготовки отчетности, что тоже будет иметь свой положительный результат.

Возможностей много, как это и показали ответы участников опроса. Поэтому так важно выставлять правильные приоритеты на основе трех критериев: стратегическая ценность для организации, легкость внедрения и существенность самой возможности для улучшения. Составьте на основе этого новогодний план наиболее приоритетных улучшений на наступивший 2018 год, которые не только реализуемы, но при этом также окажут наибольшее влияние в плане эффективности и снижения расходов на финансовую функцию в вашей компании!


*См. также: Общая стоимость финансовой функции (от 16 марта 2016 г.)

________________________________________

Другие материалы этого автора:

Теги: финансовая функция  стоимость финансовой функции  финансовый департамент  финансовые расходы