Вебинар по Таксономии МСФО – 2017 (ч.1)

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 24 Апреля 2017

Источник: IFRS

9 марта этого года Фонд МСФО представил новую версию Таксономии для подготовки электронной отчетности с учетом всех последних международных стандартов, выпущенных IASB на 1 января 2017 года – в том числе тех, что пока не вступили в силу. Пользоваться этим набором электронных тегов могут все – как те компании, которые используют полный комплект МСФО, так и те, кто придерживается их варианта для малых и средних предприятий - IFRS for SMEs. Помимо двух обновлений к прошлогодней версии новая Таксономия 2017 также вобрала в себя окончательный вариант третьего обновления, которое было посвящено “традиционным практикам” отчетности в выбранных отраслях (ритейл, сельское хозяйство и т.д.). По ходу данного вебинара, “расшифровку” которого мы предлагаем нашим читателям, член Совета по МСФО Гари Кабурек (Gary Kabureck) и старший технический менеджер Бартек Чайка (Bartek Chajka) отвечают на вопросы составителей отчетности по Таксономии МСФО 2017. Ввиду большой продолжительности вебинара итоговый материал мы решили разбить на две части.

Добро пожаловать на наш вебкаст по Таксономии МСФО, спасибо что вы с нами. Меня зовут Гари Кабурек, я член Совета по МСФО из Соединенных Штатов, а моя бывшая жена много работала c XBRL (электронным языком деловых отчетов), поэтому я лично знаком с тонкостями XBRL. Со мной сегодня Бартек Чайка (Bartek Chajka) – старший технический менеджер, возглавляющий нашу команду по XBRL.

План

  • Таксономия МСФО
  • Разработка Таксономии МСФО
  • Главные изменения по сравнению с Таксономией 2016
  • Статистика
  • Вспомогательные материалы
  • Файлы по Таксономии МСФО
  • Грядущие обновления в Таксономии
  • Обратный отклик

Гарри Кабурек:

В отношении плана сегодняшних обсуждений. Я не буду обсуждать каждый его пункт, но в общих чертах опишу первые два, чтобы представить слушателям нашу деятельность по XBRL, после чего передам слово Бартеку, который будет говорить об основных темах на сегодня – то есть, в основном, о главных изменениях по сравнению с Таксономией 2016 и о том, что нас ждет в 2017 году.

Мы предполагаем, что все здесь понимают, что такое XBRL, и в этой области Таксономия МСФО – это глобальный стандарт, использующийся для подготовки электронной отчетности в соответствии с МСФО. Наша Таксономия отражает все стандарты, которые мы выпустили, и она также включает некоторые общие характеристики отчетности, которые мы видели в финансовых отчетах по МСФО, не оговоренные прямо нашими стандартами.

Совсем недавно мы выпустили Таксономию 2017, которая охватила все стандарты, в том числе те, которые были опубликованы, но еще не вступили в силу (большая часть стандартов разрешает досрочное применение, поэтому даже если официально они еще не действуют, большая их часть доступна для использования).

Нашей Таксономии уже 8-9 лет, однако в глобальном масштабе ее использование до сих пор было ограничено. Это скоро для нас изменится весьма существенно, поскольку за последние насколько месяцев произошли два воодушевляющих события. Во-первых, ESMA – европейский регулятор рынка ценных бумаг – потребовала от составителей отчетности представлять электронные отчеты на основе Таксономии МСФО за отчетные периоды, начиная с 1 января 2020 г. Это коснется всех организаций с публичной отчетностью в Европейском Союзе. А во-вторых – буквально несколько недель назад – Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявила, что частные иностранные эмитенты должны будут представлять свою отчетность по МСФО в XBRL с применением Таксономии МСФО. В этом она заходит даже дальше, чем ESMA в Европе, ведь здесь говорится о требовании, тогда как ESMA лишь говорит, что таксономия должна основываться на Таксономии МСФО. Для сдаваемой в SEC отчетности это начнется с годовых периодов после 15 декабря 2017 г., и это только для ежегодной отчетности – так называемая Форма Form 20F. Таким образом, я думаю, с учетом этих двух инициатив Таксономия XBRL авторства IFRS скоро будет более широко распространена в практике.

Переходим к следующему слайду – что именно входит в практику. Вкратце я отмечу все, что IASB успел опубликовать – т.е. это наши сборники стандартов, включенные в Таксономию. Помимо стандартов это также все, что может быть найдено в руководствах к применению, иллюстративных примерах, “базисах для умозаключения” и так далее. А во-вторых, наша Таксономия содержит то, что мы назвали “традиционной практикой” – по сути своей то, что эти слова и означают. Не то, чего стандарты прямо требуют, но раскрытия, соответствующие нашим стандартам, которые часто можно обнаружить в основных отчетах и примечаниях к ним у организаций, применяющих МСФО.

На следующем слайде мы видим дерево принятия решений. Первый вопрос - влияет ли какой-либо элемент на финансовую отчетность по МСФО, и ответ на него может быть как “да”, так и “нет”. Если это не входит в отчетность по МСФО, то это не наша Таксономия, но если все-таки “да”, то следующий вопрос – “Походит ли элемент напрямую из сборника МСФО?”, иначе говоря, из официальных стандартов. Если ответ “да”, то этот элемент попадает в охват Таксономии – например, это могут быть элементы признания и измерения, это могут быть элементы примечаний к отчетности, это могут быть отдельные раскрытия или примеры, и так далее. Если ответ был “нет”, и найти этого элемента в сборниках стандартов нельзя, тогда нам нужно подумать о проекте по традиционной практике отчетности: если мы часто видим это в практике, и это соответствует стандартам МСФО, даже если прямо они такого и не оговаривают; если это рассчитывается согласно нашим стандартам, часто включается в проходящие аудит разделы, то мы также отнесем это к Таксономии (чуть позже Бартек расскажет о процессе, как это туда попадает).

Следующий слайд иллюстрирует наши активные проекты по обновлению Таксономии в течение года – это типовое расписание на годы 2016-2017. В общем случае у нас два или три обновления, иногда отражающие новые стандарты, которые мы выпустили, иногда – отражающие нашу работу в рамках ежегодных обновлений, а иногда – с учетом нашей работы по исследованию и изучению традиционной практики. Думаю, с этого момента можно передать слово Бартеку, а я вернусь чуть позже ближе к концу.

Бартек Чайка:

Главные изменения

Спасибо, Гарри, за эти уточнения по Таксономии. Немного подробнее о расписании работы над обновлениями. В прошлом году мы опубликовали первое обновление по Таксономии в последние дни марта, и практически сразу мы начали работу над Таксономией-2017. В январе 2016 года были опубликованы изменения к IAS 7, и уже в апреле того года мы представили обновление к Таксономии. Чуть позже были опубликованы изменения к IFRS 4, и с учетом их мы также опубликовали сначала промежуточные, а потом и итоговые обновления к Таксономии под номером два. Наконец, третье обновление по традиционным практикам было опубликовано в декабре. На следующем слайде я поговорю подробнее о каждом из этих обновлений.

По итогу все эти обновления вошли в Таксономию МСФО 2017 – это было 9 марта уже этого года, и сейчас мы уже начинаем работу над Таксономией следующего года. Как только выйдут обновления к каким-либо стандартам, мы планируем тут же представить соответствующие обновления к Таксономии в окончательном варианте. Первым из них, полагают, станут “Страховые контракты”, которых мы ждем где-то в мае этого года.

Теперь – подробнее о каждом из обновлений, которые мы внесли в промежутке между Таксономией 2016 и Таксономией 2017. Как я говорил выше, первое обновление касалось стандарта IAS 7 по отчетам о движении денежных средств. Оно вышло в апреле, и надо отметить, что это был довольно необычный процесс с точки зрения самой Таксономии МСФО, поскольку мы не проводили консультаций до публикации окончательной версии изменений – точнее, консультации проводились на стадии промежуточного документа (IAS 7). Это было частью процесса работы над Таксономией: было сделано допущение, что мы проведем консультации по Таксономии чуть раньше – на стадии промежуточного документа по стандарту, а не на стадии готовности итогового его варианта. Однако по такому подходу мы получили довольно негативный отклик, поэтому его решено было отменить. Забегая вперед – в дальнейшем мы будем консультироваться по обновлениям к Таксономии только после выпуска итогового стандарта, а не на стадии готовности промежуточных версий.

Возвращаясь к обновлению по IAS 7– в окончательном варианте оно вышло в апреле 2016 г., в результате чего в Таксономии прибавилось 17 новых элементов. Эффективной датой выбрали 1 января 2017 года с возможностью досрочного применения – эта причина, почему они были добавлены в Таксономию практически сразу после публикации (стандарта).

Второе обновление Таксономии касалось изменений в IFRS 4 по страховым контрактам, которые вышли в сентябре 2016 г., а мы представили предварительный вариант обновления буквально в тот же самый день. Документ ввел в практику две вещи: первая – это опциональный “подход наложения”, который позволил страховщикам реклассифицировать определенные величины между прибылями и убытками и прочим совокупным доходом, а вторая – это опциональное временное исключение из IFRS 9 для страховщиков. Мы представили окончательный вариант обновления 8 декабря 2016 года.

Чуть подробнее о “подходе наложения” и временном исключении, поскольку они отличаются способом применения. Для “подхода наложения” датой вступления в силу является дата первого применения IFRS 9 страховщиком (в том числе досрочного применения IFRS 9). Как следствие, единственные элементы, относящиеся к “подходу наложения”, были немедленно добавлены в Таксономию МСФО, поэтому они доступны для использования даже теми страховщиками, кто хочет применять страховой стандарт до даты его официального вступления в силу. Они повлияют на основные формы отчетности, а равным образом и примечания. Мы добавили 67 новых элементов Таксономии, из которых 23 денежных элемента и 8 таблиц.

Ситуация в случае с временным исключением из IFRS 9 была немного другая, поскольку досрочное применение в его случае не разрешено, и новые элементы не будут внесены в Таксономию для даты официального вступления стандарта в силу, что значит – до 1 января 2018 г. То есть эти элементы, можно сказать, находятся “в режиме ожидания”, и мы добавим их в следующем году. Они повлияют только на примечания, хотя объем их сопоставим с теми, что в случае с “подходом наложения” – 62 элемента по временному исключению. Такое случилось впервые, чтобы они (IASB) выпустили что-то, что нельзя сразу применить, поэтому это также новый опыт для Таксономии МСФО.

Наконец, последнее обновление, которое мы представили в 2016 году – это предварительный вариант обновления, вышедший в декабре и касающийся традиционной практики. Наверное, вы уже в курсе, но просто чтобы напомнить: с 2012 года в Таксономии МСФО есть элементы, которые отражают традиционную практику отчетности по МСФО. Мы анализируем различные отрасли и разные стандарты и добавляем новые элементы на основе эмпирического анализа реальных финансовых отчетов. В выборке обычно от 50 до 60 организаций.

В 2016 году мы выбрали 5 видов деятельности – или отраслей, если угодно – для анализа. Это были сельское хозяйство, индустрия развлечений, франчайзинг, розничная торговля и финансовые институты. Кроме элементов, специфических для этих отраслей, наше изучение традиционной практики также обнаруживает общие элементы, характерные для более общей отчетности. В данном случае элементы, которые отвечают определению “общности”, также добавляются в Таксономию.

Что касается деталей по третьему обновлению Таксономии, то здесь было добавлено от 1 до 28 новых элементов в зависимости от отрасли, что доказывает, что разным отраслям требуется разное количество общих “традиционных” элементов в Таксономии. Важное замечание по этому обновлению по традиционным элементам: мы так и не опубликовали финальной его версии, поскольку оно вышло слишком поздно в прошлом году, поэтому мы решили добавить окончательные изменения напрямую в новую версию Таксономии 2017, которая теперь включает в себя все эти элементы Таксономии по традиционной учетной практике.

В Таксономии МСФО были также и другие изменения, но они очень незначительные. Так, мы обновили отсылки в случае со стандартами, вступившими в силу – или, напротив, прекратившими действие – с 1 января 2017 г. Во-первых, они касались обновлений к стандартам IFRS for SMEs” 2015 года – с 1 января они вступили в силу. В результате мы обновили 152 ссылки, и под “обновленными” я имею в виду те ссылки, которые прекратили действие либо вступили в силу с 1 января 2017 г. Кроме того, 11 элементов Таксономии стали неактуальны в результате и были удалены.

Далее, была “Инициатива по раскрытиям”, относящаяся на стандарт IAS 7, о котором я говорил, рассказывая о первом обновлении Таксономии. Эти изменения также вступили в силу с 1 января 2017 г. Все отсылки к 17 новым элементам, введенным вследствие обновления Таксономии, были обновлены.

Наконец, было также решено, что никакие элементы Таксономии не должны ссылаться исключительно на Часть B стандартов (т.е. сопутствующие материалы), потому что раскрытия, показанные в наших примерах и иллюстративных руководствах, всегда касаются самих стандартов либо руководств к их применению. Следовательно, должны быть правильные отсылки к Части А (самим стандартам) в случае всех элементов Таксономии МСФО. Мы не удаляли отсылки к Части В – они остались, где и были – но просто добавили дополнительные 257 ссылок на Часть А стандартов.

Касательно архитектуры Таксономии: мы старались поддерживать здесь стабильность, и никаких существенных изменений в технической структуре Таксономии МСФО в период 2016-2017 гг. не вносилось. Как улучшение, относящееся к техническому указателю, можно назвать добавление индексного каталога и файлов для соответствия спецификации Taxonomy Packages 1.0 – это делает навигацию среди файлов Таксономии МСФО намного проще, а также объясняет наши“входные точки” к финансовой отчетности по “полному комплекту” стандартов МСФО и менеджерским комментариям.

Статистика

Отчетность, как известно – это не только цифры, поэтому позвольте сказать пару слов о статистике Таксономии МСФО 2017 года. Как мы можем видеть, общее число элементов увеличилось по сравнению с прошлым годом только лишь на 117, и это произошло в результате прошлогодних публикаций IASB и анализа традиционной практики, о которой я говорил чуть раньше. Около половины этих элементов было связано с публикациями IASB, а вторая половина – с традиционной практикой. Вы также можете убедиться, что общая структура элементов, в целом, осталась той же.

В плане IFRS for SMEs”, как я рассказывал раньше, стало на 11 элементов меньше, потому что они прекратили свое действие вместе со вступлением в силу изменений в стандартах IFRS for SMEs” 2015 года.

Вы также можете обратить внимание на относящуюся к традиционной практике часть Таксономии МСФО – теперь она составляет около 20% общей Таксономии, тогда как основная часть – это требования к раскрытию информации в Части А сборника стандартов, а примеры (Часть В сборника) – это наименьшая часть Таксономии.

Гари Кабурек:

Бартек, позвольте Вас прервать на секунду для нескольких вопросов касательно традиционной практики.На протяжении последних пяти лет мы изучали несколько отраслей. Элементов непосредственно МСФО в Таксономии – около трех тысяч. Элементов традиционной практики – тысяча. Я бы хотел, чтобы Вы здесь немного поговорили о процессе “отсеивания”. Если Вы проводите выборку компаний в отрасли и видите, как одна из них делает что-то – очевидно, само по себе это еще не становится Таксономией. Расскажите о процессе отсеивания не с позиции цифр, а с точки зрения причин “почему”.

Бартек Чайка:

Вы абсолютно правы, Гарри. Намерения, которые мы имеем в процессе проведения анализа традиционной практики, ни в коем случае не сводятся к тому, чтобы охватить все раскрытия, которые компании делают в финансовых отчетах. Мы не стремимся добавить в Таксономию каждый специфический для той или иной организации элемент отчетности. На самом деле у нас довольно строгие правила для определения того, что может считаться “общим” и быть добавленным в Таксономию МСФО. Мы взяли 10%-й порог для элементов традиционной практики, что означает, что только если какой-то элемент находит отражение в отчетности, как минимум, 10% организаций в выборке, только тогда он добавляется в Таксономию. Есть некоторые исключения, но таково общее правило. Что удивительно, мы обнаружили, что и 10% – это довольно высокий порог для компаний, и когда мы сталкиваемся с элементами, повторяющимися, скажем, в отчетности 1-5% компаний – это значит, что их все еще недостаточно много; “10%” - это правило. Поэтому-то число добавленных нами элементов не такое уж высокое. Мы в курсе, что обязательно будут специфические элементы отчетности, не охваченные Таксономией, но это как раз то, к чему мы в данный момент стремимся.

Конец первой части

Теги: Фонд МСФО  Таксономия  Таксономия МСФО  электронная отчетность  IASB  международные стандарты  “IFRS for SMEs”  МСФО  Таксономия 2017  традиционные практики  XBRL  электронный язык деловых отчетов  ESMA  электронные отчеты  SEC  Form 20F  финансовая отче