Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) в российском правовом поле

Налоговые отношения с...

Автор:
Источник: Журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке" №9-2012
Опубликовано: 18 Сентября 2012

Принятие Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) — очень неприятная проблема, о значении которой в банковском сообществе России пока мало кто задумывается, в то время как в Европе и в банках, и на государственном уровне в связи с вступлением в силу FATCA уже внедряются соответствующие меры. Попытаемся ответить на актуальный для российских кредитных организаций вопрос, можно ли выполнить требования FATCA, не нарушив при этом российское законодательство.

Принятый в США Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 г., предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Применение FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальные соглашения с налоговой службой США (далее — IRS) о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных банках, и об информировании о них налоговой службы США.

Целью FATCA является внедрение механизма, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. В связи с этим США хотят, чтобы на уровне внутреннего законодательства других государств были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCA. Закон о налогообложении иностранных счетов ужесточает требования к представлению отчетной информации в IRS, применяемые к иностранным финансовым учреждениям и другим финансовым посредникам, получающим определенные виды доходов из источников выплат в США.

Соблюдение FATCA: преимущества и риски

Неучастие в FATCA российских банков может создать для них дополнительные репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов. Банки и финансовые институты, не участвующие в данной системе, будут рассматриваться в международном сообществе как потенциально рискованные контрагенты, которые могут быть вовлечены в преступления, связанные с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и т.д.

Кроме того, ведение дел с неприсоединившимися банками потребует от банков — участников FATCA дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения определенных административных функций, и может вызвать у них желание поддерживать деловые отношения только с аналогичными себе. И чем больше банков примкнет к FATCA, тем сложнее будет функционировать тем, кто отказался от такого участия.

Но основное противоречие заключается в следующем. Выполнение требований FATCA связано с нарушениями российского законодательства о банковской, налоговой тайне и персональных данных. Также существуют законодательные ограничения, связанные с выполнением обязательств банка перед клиентами, — легитимность удержания 30% налога.

Позиция российских ведомств

По мнению МИДа России и Банка России, FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств и противоречит российскому законодательству, которое не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США, зато содержит положения об ответственности, в том числе о возмещении ущерба, за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями. Министерство иностранных дел России считает недопустимым «заключение российскими банковскими структурами каких-либо прямых договоренностей со Службой внутренних доходов США относительно выполнения требований закона FATCA». Об этом говорится в письме МИДа России, опубликованном в апреле в ответ на запрос Ассоциации российских банков.

Минфин России в письме от 24.04.2012 № 03-08-07 отмечал, что и в ОЭСР не сформировано солидарной позиции ее членов относительно FATCA. При этом финансовое ведомство принципиально исходило из того, что взаимный обмен информацией с американской стороной должен строиться не на основе какого-либо специального межправительственного соглашения, а строго в рамках уже действующего Договора между РФ и США от 17 июня 1992 г. об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и подвергаться всем ограничениям, которые установлены в отношении подобного обмена российским законодательством, изменение которого ради выполнения требований FATCA должно быть абсолютно исключено. Данное соглашение предусматривает ограниченный перечень случаев, когда доходы могут облагаться налогами в одном из договаривающихся государств у источника выплаты. В этой связи спорной является законность требования одностороннего введения дополнительного 30%-ного налога, взимаемого у источника, в отношении всех платежей в адрес российских резидентов.

Позиции европейских стран

Между тем пять экономических лидеров Европы — Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания — уже заключили соглашение с США. По американскому закону банки стран — партнеров FATCA освобождаются от необходимости заключать отдельные соглашения с IRS, так как служба будет получать информацию от государственных регуляторов этих стран. С операций банков из партнерских юрисдикций не будут безакцептно списывать 30%, запрещено закрывать счета их клиентов. Кроме того, США станут передавать европейским налоговикам информацию об американских счетах граждан из стран — партнеров FATCA. По информации The Financial Times, присоединиться к соглашению хотят Ирландия и Люксембург.

А в июне нынешнего года был сломлен и такой столп банковского дела, как Швейцария, которая сделала далеко идущее заявление о своей готовности достичь с США такого же соглашения. Правда, Швейцария выбрала несколько иную тактику, чем другие европейские страны, стремясь получить для себя несколько выигрышных баллов.

Приводим перевод коммюнике между Швейцарией и США от 21 июня 2012 г. о рамочном соглашении о сотрудничестве при реализации закона FATCA. Текст этого документа весьма любопытен.

1. Общие положения.

Исходя из взаимоотношений в области налоговой политики Швейцария и США стремятся усилить и углубить сотрудничество по противодействию международному уклонению от налогов.

Восемнадцатого марта 2010 г. США приняли Закон о налогообложении иностранных счетов, возлагающий на иностранные финансовые институты (далее — FFI) обязанность информирования об определенных счетах. Однако принятые в Швейцарии некоторые законодательные или договорные ограничения могут привести к невозможности для швейцарских FFI исполнять свои обязанности по информированию, налогообложению и закрытию счетов.

Межгосударственное сотрудничество по облегчению реализации требований FATCA в состоянии преодолеть такие законодательные или договорные ограничения, а также снизить возникающие у FFI расходы.

Для целей поддержки целей FATCA США готовы достичь с заинтересованными государствами либо межгосударственного соглашения о прямых мерах по реализации FATCA (включая передачу информации от FFI их собственным правительствам и последующую автоматическую передачу информации США), либо соглашения о межгосударственном сотрудничестве по облегчению реализации FATCA (включая прямые сообщения от FFI в США согласно предписаниям FATCA в сочетании с обменом информацией по соответствующей заявке).

В надежде внести свой вклад в улучшение сотрудничества в налоговой сфере с США Швейцария выступает за создание рамочного соглашения по реализации FATCA.
Исходя их этого, Швейцария и США выражают намерение выработать рамочное соглашение о сотрудничестве по обеспечению эффективного и надлежащего применения FATCA швейцарскими FFI.

2. Основные положения рамочного соглашения.

A. Швейцария и США заключают Соглашение (о Кооперации), на основании которого Швейцария, оставляя за собой право на некоторые условия, соглашается:

  1. всем швейцарским финансовым институтам, которые еще не соответствуют требованиям FATCA или не освобождены на основании данного Соглашения о Кооперации от их исполнения, дать указание заключить с Налоговой Службой США (IRS) соответствующее соглашение, касающееся FFI;
  2. дать возможность указанным швейцарским финансовым институтам путем предоставления им согласия, как указано в ст. 271 Швейцарского уголовного кодекса, выполнять требования FATCA и соглашения с FFI, в том числе в части передачи IRS информации об американских счетах;
  3. на основании ст. 3 Протокола от 23 сентября 2009 г. безоговорочно принимать групповые заявки от соответствующей американской организации на дополнительную информацию о счетах клиентов из США, названных швейцарскими финансовыми институтами в агрегированной форме, как вероятно существенную, а также быстро оказывать им соответствующую официальную помощь.

B. С учетом вышесказанного США соглашаются:

  1. в рамках Соглашения о Кооперации установить определенные категории швейцарских FFI, считающихся соответствующими требованиям FATCA или освобожденными от FATCA (в частности, некоторые мелкие, локальные FFI или организации/планы в области страхования);
  2. отказаться от предусмотренного FATCA взимания американского налога при платежах швейцарскими FFI, признав их все в качестве участников или отвечающих требованиям FATCA;
  3. согласовать некоторые другие меры с целью уменьшения расходов и упрощения применения FATCA.

C. Кроме того, швейцарские финансовые институты на основании Соглашения о Кооперации не обязаны:

  1. закрывать счета владельцев, не поддерживающих FATCA;
  2. вычитать налог при транзитных переводах на счета не поддерживающих FATCA клиентов либо на счета других FFI в Швейцарии или в других странах, с которыми США заключили соглашения о присоединении к FATCA.

D. Будет выработан образец Соглашения о Кооперации, отвечающий данным элементам межгосударственного сотрудничества по внедрению FATCA; понятия и условия этого Соглашения должны применяться как Швейцарией, так и другими заинтересованными государствами.

E. Швейцария и США договариваются о быстрой и конструктивной выработке и подписании Соглашения о Кооперации.

В день заключения межправительственного рамочного соглашения Союз швейцарских банкиров (г. Базель) выступил с заявлением, в котором приветствовал его подписание, но при этом особо указал на то, что «необходимый обмен информацией от швейцарских финансовых институтов должен происходить не через некий центральный банк данных, как это было согласовано с пятью крупнейшими европейскими государствами, а напрямую с налоговым ведомством США. Тем самым будут учтены особенности Швейцарии как одного из финансовых центров».

Интересно, что на претензии других стран (Германии, Австрии, Франции), граждане которых хранят свои деньги в швейцарских банках, Швейцария ответила межправительственными соглашениями об отчислении этим странам части дохода от использования таких капиталов. И по такому соглашению для Германии, в частности, гораздо удобнее и комфортнее получать от Швейцарии известную фиксированную сумму компенсации (Abschlagszahlung), чем самой разбираться со счетами своих «непатриотичных» граждан. При этом и Швейцария сохранила свое лицо, не пожертвовав святостью банковской тайны.

Однако в отношении США, как видим, так не получается, и Швейцария постепенно отходит со своих прежде столь незыблемых позиций. Тем более что и США постоянно упрекают маленькую альпийскую страну в том, что она помогает американцам скрываться от налогов.

Адаптация российских правил к FATCA

И вот теперь очевидно лед тронулся и в России. В июле НП «Национальный платежный совет» в своем письме предложил премьеру Дмитрию Медведеву возможные варианты урегулирования указанной проблемы на межгосударственном уровне, а также мероприятия по организации централизованного контроля за указанными счетами в рамках платежной системы Российской Федерации.

Cделаны первые шаги по снятию законодательных ограничений. Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»» расширены полномочия налоговых органов, а именно согласно новой редакции ст. 86 Налогового кодекса РФ «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков» «…налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

В соответствии с новой редакцией ст. 26 «Банковская тайна», принятой Законом № 97-ФЗ: «Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

Из изменений в приведенные статьи ясно, что были добавлены именно такие положения, которые позволяют передавать информацию иностранным ведомствам в случаях, если Россия заключила со страной нахождения этого ведомства соответствующее международное соглашение. Возможно, FATCA будет первым опытом подобного механизма контроля страной налогообложения своих граждан на глобальном уровне.

Внедрение в банках процедур работы по FATCA

Время летит быстро, и дата вступления в силу FATCA — 1 января 2013 г. — стремительно приближается. Изменение законодательства — лишь первый и при этом не самый затратный шаг в присоединении к требованиям Закона о налогообложении иностранных счетов. Гораздо более трудоемким будет отработка конкретных мероприятий непосредственно в банках. Российским банкам, ведущим бизнес на международном уровне, следует серьезно рассмотреть участие в системе FATCA. Вот лишь некоторые проблемы, на которые указывают аналитики и которые нужно будет решить после того, как Минфин России, Банк России и ФНС России определятся со стратегией:

  • назначить сотрудников, которые будут отвечать за внедрение требований FATCA;
  • проанализировать клиентскую базу и виды продуктов, с которыми работает банк, чтобы определить, какой вариант соответствия FATCA является наиболее предпочтительным; 
  • определить порядок дальнейшей работы с контрагентами банка с учетом требований FATCA; 
  • проанализировать расхождения между требованиями FATCA и той информацией, которая есть у банка, о существующих клиентах, а также между процедурами по приемке новых клиентов, предписываемыми FATCA, и существующими процедурами в банке; 
  • продумать возможные варианты взаимодействия с налоговой службой США или российским регулятором; 
  • оценить затраты банка на перестройку бизнес-процессов для исполнения требований FATCA;
  • провести сравнение затрат банка на перестройку бизнес-процессов с объемом выручки от рынка США;
  • определить новые функциональные требования к ИТ-системам банка;
  • разработать алгоритмы поиска счетов лиц США, осуществляющих инвестирование средств через офшор, анонимное участие в иностранном партнерстве, инвестирование средств в активы вне территории США;
  • определить порядок представления отчетности в IRS аффилированными структурами российских кредитных организаций, в том числе дочерними компаниями, находящимися за пределами России в странах, имеющих различный порядок взаимодействия с IRS по FATCA, поскольку требования по представлению отчетности относятся и к членам группы FFI. Членами группы FFI являются лица, принадлежащие материнской компании по крайней мере на 50%; если какой-то FFI из группы не заключил договор с IRS, то эту отчетность делают остальные члены группы; если они не смогут отчитаться за этот FFI, это будет означать, что они не выполняют свои соглашения с IRS;
  • протестировать процесс сбора данных с точки зрения целостности отчетности для IRS.

Задуматься об этом стоит уже теперь, поскольку реализация проекта по внедрению требований FATCA в крупном банке может занять от трех до шести месяцев.

Автор:

Теги: ностранные финансовые институты  FFI  банковская тайна  Foreign Account Tax Compliance Act  FATCA  налогообложение иностранных счетов  иностранные финансовые организации  избежание двойного налогообложения