Аудит и консалтинг: глобальный взгляд

Теория аудита,...
Источник: http://www.rbc.ru/consulting/
Опубликовано: 15 Сентября 2005

С начала 90-х годов отрасль аудиторских и консалтинговых услуг – одна из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике: рост объемов продаж по отрасли с 1995 по 2000 годы составлял порядка 12%, а у компаний-лидеров рынка рост за тот же период достигал 18%. С другой стороны, обилие негативных новостей за последний год о лидерах мирового аудита и консалтинга даёт повод думать о грядущем переделе собственности и некотором, вероятно, краткосрочном снижении динамики роста отрасли.

Характеристика рынка аудиторско-консультационных услуг.

Компании, работающие на рынке аудиторских и консалтинговых услуг предоставляют своим клиентам, среди которых все же преобладают средние и крупные транснациональные корпорации, широкий спектр услуг, которые можно классифицировать следующим образом:

Общий объем выручки, согласно данным Министерства торговли США, в 2000 году лишь только от аудиторских услуг в мировом масштабе составил около 85 млрд. долл., а сектор консультационных услуг был еще больше – порядка 100 млрд. долл. Причем на долю услуг по консультированию в области информационных технологий пришлось почти 2/3 доходов. То есть, если говорить о масштабах рынка классического управленческого консультирования, то он оценивается на сегодняшний день примерно в 36 млрд. долл.

Флагман отрасли – «Большая пятерка».

Основу рынка аудиторских и консалтинговых услуг составляет так называемая «Большая пятерка» (Big Five). В ее состав входят такие фирмы как: Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG и Deloitte & Touche, Arthur Andersen,. Общий объем выручки этих пяти компаний в 2000 году превысил 80 млрд. долл., а их персонал составляет более 500 000 человек. Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно доминирующее положение – из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний.

Если же говорить о позициях Big Five в области управленческого консалтинга, то здесь наблюдается несколько другая ситуация. Такие фирмы как A.T.Kearney, Bain & Company, Booz-Allen & Hamilton, the Boston Consulting Group, McKinsey & Company, Mercer Management Consulting и другие оказывают достойную конкуренцию Большой пятерке на данном рынке. Но с каждым годом консалтинговые подразделения пяти крупнейших аудиторско-консультационных компаний наращивают объемы выручки именно на этом рынке. Компании «Большой пятерки» все более значительно отрываются от своих конкурентов, в связи с двузначными темпами роста, которые вызваны беспрецедентным бумом в области управленческого консультирования.

Однако за последние 2 года в стане «Пятёрки» произошло довольно много громких событий, причем большая часть из них – с негативным оттенком.

Чуть более полутора лет назад от Andersen Worldwide, составной частью которой является Arthur Andersen, отделилось её собственное консалтинговое подразделение, Andersen Consulting, заплатившее в качестве «отступных» $1 млрд. А с начала 2001 года Andersen Consulting стала носить название Accenture, для раскрутки которого было потрачено $100 млн. После скандала с банкротством многолетнего клиента Andersen, энергетического холдинга Enron, результаты аудита которого не выявляли признаков финансовой неустойчивости, положение у Anderson Worldwide стало весьма незавидным. Крупные клиенты начали всё активнее уходить к другим аудиторам. Компания стремительно распадается: так, японский филиал Asahi & Company самостоятельно обсуждает детали слияния с KPMG, ЗАО «Артур Андерсен», являющиеся российским подразделением, объявило о слиянии с «Эрнст энд Янг (СНГ) Лимитед» под именем «Эрнст энд Янг».

В то же время, консалтинговое подразделение еще одного гиганта, KPMG Consulting, решило последовать примеру Andersen Consulting и отмежеваться от материнской структуры. Причем PricewaterhouseCoopers и Deloitte & Touche готовятся провести аналогичные процедуры по отделению консалтинговых направлений и ведению этого бизнеса под новыми именами. Эта стратегия обусловлена желанием избежать ситуаций, подобных случившейся в Andersen Worlwide, так как в профессиональной среде давно вызывает споры объективность проведения консультирования и последующего аудита подразделениями одной и той же компании.

Складывающаяся ситуация своеобразного «сплита» компаний-лидеров мирового аудитора, вероятно, снизит впечатляющую динамику отрасли, а подорванную репутацию одного гиганта придется восстанавливать долгие годы остальным, которые и сами не всегда чисты на руку. В таких условиях вполне вероятно восхождение новых имен и, возможно, разрастание «Большой пятёрки».

Таблица: Результаты деятельности международных ассоциаций аудиторов-консультантов за 2001 год.

Аудиторы и консультанты в России.

2001 год российские аудиторы считали юбилейным, говоря, что 10 лет назад зародился и начал свое развитие рынок аудиторских услуг России. За свою историю российский аудит уже успел пройти 3 стадии развития. Первая стадия пришлась на период активной приватизации, когда новоявленный хозяин решал проверить, стоила ли уплаченных денег приобретенная собственность. Вторая – ознаменовалась появлением предусмотрительных инвесторов, которые стали обращаться к аудиторам до приобретения собственности. Сегодня же рынок вступил в третью стадию, когда аудитора нанимает и продавец, и покупатель предприятия, чтобы иметь независимое заключение о предмете сделки.

Эта «долька» – для ежа, а эта – для «Большой пятерки».

Российский рынок аудиторских и консалтинговых услуг представлен иностранными и российскими аудиторами

Группировка аудиторов-консультантов в России по итогам 2000г.

Таблица: Группировка аудиторов-консультантов в России по итогам 2000г.

Доминирующие позиции «Большой пятерки» отнюдь не говорят о непрофессионализме отечественных ревизоров. В российских филиалах Ernst &Young или KPMG работают преимущественно российские же специалисты. Кстати сказать, в других государствах СНГ и Восточной Европы ситуация аналогичная. В местных отделениях всемирно признанных фирм штат в основном комплектуется за счет местных специалистов-аудиторов. Причина же кроется в авторитете «Большой пятерки» в международном бизнесе. Амбициозным российским предприятиям, осваивающим западные рынки, остается лишь следовать правилам игры. Существуют на Западе и формальные ограничения. Например, для размещения ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже требуется финансовая документация, заверенная кем-либо из членов «Большой пятерки».

Предприятия, у которых амбиции в зарубежной деятельности поскромнее, обращаются к остальным иностранным, а также к ведущим российским аудиторам. Многие из россиян, кстати сказать, входят в ряды международных профессиональных объединений, таких как Horwath International, BDO Binder, PKF, Summit International. Такие объединения представляют второй эшелон мирового аудита после «Большой пятерки». Естественно, стоимость услуг компаний «Большой пятерки» в 1.5-2 раза выше, чем за аналогичную работу российского консультанта, члена международной ассоциации. За час «пятерка» просит $70-80, а отечественный аудитор – $40-50.

Всего в России зарегистрировано 13 тыс. аудиторских компаний, функционируют из которых приблизительно 3 тыс. В количественном выражении подавляющую часть из них, помимо отечественных компаний-лидеров, составляют мелкие фирмы и частные аудиторы. В основном они занимаются обслуживанием конкретных предприятий, как правило, государственных. Чаще всего у таких компаний имеются неформальные связи с руководством проверяемых и консультируемых фирм или администрацией регионов.

Существуют в России и так называемые «черные аудиторы» (их доля рынка составляет около 3%). Это фирмы—однодневки, за небольшую плату выписывающие положительное аудиторское заключение. Чаще всего «черные аудиторы» не стремятся особо заглядывать в финансовую отчетность, и достоверность их резюме невелика. Подобная ситуация сложилась из-за отсутствия в прежние годы законодательно определенного органа, контролирующего рынок аудита. Однако с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» в России появится новый [ВФ1]федеральный орган, уполномоченный контролировать деятельность аудиторских компаний.

«Большие» маленькие деньги.

Совокупная выручка консультантов в России по итогам 2001 года составила порядка $300 млн. Приблизительность оценки вызвана нежеланием «Большой пятерки» публично раскрывать свою финансовую отчетность. Лишь PricewaterhouseCoopers начал последнее время публиковать информацию о своей деятельности в России, а Deloitte&Touche – о работе в СНГ.

Доля «пятерки» на рынке постепенно снижается (за 2000 год, по сравнению с 1999 – на 3%, а за 2001 год – уже на 7%, по сравнению с 2000г.). Это объясняется более высокими темпами роста российских компаний, чем крупных международных корпораций.

В абсолютном (денежном) выражении рынок аудиторских услуг распределился следующим образом:

Источник: РА «Эксперт», РосБизнесКонсалтинг

Доходы мировых лидеров аудита в России хотя и снижаются, но впечатляют. Так, только Pricewaterhouse Coopers за 2000 год выручил $94.3 млн., а в 2001 году – $91.2 млн. (см. Рейтинг РА Эксперт «Российский аудит»), что больше совокупной выручки всех отечественных фирм. Однако доход российского отделения компании составляет порядка 5% от её мирового оборота ($19.7 млрд. по итогам 2000 г., $21.6 млрд. по итогам 2001 года). Ресурсы «материнской» компании позволяют «пятерке» в случае необходимости демпинговать в отдельных крупных тендерах в России и таким образом отсекать российских конкурентов от участия в престижных проектах.

По мнению отечественных аудиторов, если «Большая пятерка» помимо обязательного получит доступ к рынку коммерческого аудита, то российские аудиторские компании прекратят существование. Принятый в середине июля прошлого года Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», на взгляд его разработчиков, был призван отмести все опасения подобного рода и расставить все точки над i на российском рынке аудиторских услуг.

На 20 ведущих российских компаний приходится почти 60% общей выручки 200 крупнейших аудиторов, действующих в России (за исключением «Большой пятерки»). Клиентами же «Большой пятерки» являются корпорации с оборотом свыше $1 млрд., среди которых почти все отделения иностранных компаний в России. В этом сегменте рынка конкуренцию западным фирмам наши аудиторы составить в ближайшее время не смогут.

Гиганты российской экономики также являются клиентами «Большой пятерки». Однако за них могут побороться и отечественные аудиторские компании. Дело в том, что используемые западными аудиторами методики не всегда эффективны в России. Поэтому крупнейшие российские фирмы пользуются услугами «пятерки», в основном, при необходимости выхода на международный рынок. Они платят, возможно даже, не столько за сам аудит, сколько за имя и признанные в мире стандарты качества.

Закон Об аудиторской деятельности: палка о двух концах.

Только через 10 лет после возникновения в России собственно аудиторских услуг на свет появился полноценный нормативный документ, четко определяющий, во-первых, само понятие аудита – «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей», – а, во вторых, разновидности и объекты аудита. Им стал принятый Государственной Думой 13-го июля 2001 года Закон «Об аудиторской деятельности».

До этого Закона аудит в России регулировался Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности», который был подписан еще в конце 1993 г. и вводил в действие «Временные правила аудиторской деятельности в РФ». Действительно, нет ничего более постоянного, чем временное – федеральный закон вступил в силу лишь через семь с половиной (!) лет после принятия «временных правил».

Уже в процессе разработки закон вызвал ожесточенные споры в аудиторской среде. Лоббировавшие его принятие Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) и Союз профессиональных аудиторских организаций (СПАО) считали, что полноценный нормативный акт в любом случае лучше «временных правил». Российская коллегия аудиторов (РКА) и Национальная федерация консультантов и аудиторов (НФКА), полагали, что не стоит принимать «недоработанный» документ. Как бы то ни было, 7 августа 2001 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об аудиторской деятельности».

  1. В соответствии с Законом, контроль за аудиторским рынком будет осуществляться федеральным органом, который должно назвать Правительство РФ. В чем-то оно будет напоминать регулирование фондового рынка. Например, при федеральном регулирующем органе должен быть создан совет из представителей государства и профессиональных аудиторов, который будет осуществлять подготовку нормативных документов. Аналогичные функции выполняет экспертный совет ФКЦБ.
  2. Закон требует наличия не менее 5 лицензированных специалистов в штате компании-аудитора. На сегодняшний день этому условию не удовлетворяют 80% реально функционирующих российских компаний и групп компаний, доходы которых составляют около 20% рынка аудиторских и консалтинговых услуг России (без «Большой пятерки»). На стадии подготовки документа предусматривалось, что данное положение вступит в силу через 2 года после опубликования закона. Однако в окончательной редакции эта оговорка отсутствовала, что снизило срок введения новых требований до 2.5 месяцев.
  3. В соответствии с Законом, регулирование аудиторской деятельности в России должно осуществляться профессиональными объединениями аудиторов. На них будет лежать ответственность за качество аудиторских услуг. Сегодня в нашей стране существует несколько профессиональных объединений, которые еще в период разработки закона обнаружили ряд принципиальных расхождений во взглядах на аудит и консалтинг. Словом, нельзя быть твердо уверенным, что им быстро удастся устранить все разногласия, и в России сразу появятся единые «стандарты качества» аудиторских услуг.

Разобщенность и столь неоднозначные оценки Закона «Об аудиторской деятельности» в среде профессионалов, безусловно, в некоторой степени является причиной и большого количества профессиональных объединений аудиторов-консультантов в России, каждое из которых отстаивает свои интересы.

Члены профессиональных объединений аудиторов в России.

Члены профессиональных объединений аудиторов в России

Название объединения Количество членов
НФКА 64
ИПАР 36
МАП 35
Аудиторская палата России 25
Аудиторская палата Санкт-Петербурга 13
СПАО 11

Источник: «Финансовые и бухгалтерские консультации», РБК

Наибольшее представительство из 200 компаний-лидеров имеет НФКА (Национальная федерация аудиторов и консультантов), представленная 64 фирмами, за ней, уступая почти в два раза, следует ИПАР (Институт профессиональных аудиторов) 36 фирм и МАП (Московская аудиторская палата) и 35 фирм, которых входят в число 200 крупнейших.

Большинство специалистов считают Закон «Об аудиторской деятельности» недоработанным. По их мнению, он оставляет значительное количество вопросов нераскрытыми. Правда, специально созданный для выработки единой позиции различных профобъединений координационный совет проводит «работу над ошибками». И к новому 2002 году уже был внесен ряд законодательных поправок:

  1. Особое одобрение вызвала отмена требования уже через 3 месяца после вступления в силу Закона иметь в штате как минимум 5 аттестованных аудиторов – теперь это условие вступает в силу через 2 года после вступления в силу, то есть в сентябре 2003 года;
  2. Одна из статей закона запрещала иностранным аудиторам проверку учреждений, связанных с гостайной, что лишало «Большую пятерку» шансов на участие в тендере на аудит ЦБ. Теперь же думская комиссия приостановила выбор кандидатов до внесения соответствующих поправок в Закон;
  3. Весьма анекдотичная ситуация сложилась с выдачей лицензий: до принятия Закона их выдача была возложена на ЦБ, а по принятии – на особый федеральный орган, который до конца 2001 года так и не был создан. Однако у ряда ведущих российских аудиторов лицензии истекли еще в октябре 2001 года, соответствующий же департамент ЦБ уже был расформирован. В итоге было принято Соломоново решение, предписывавшее до 10 февраля 2002 года выдавать лицензии всё же Центральному Банку.

Отраслевые показатели.

За 2001 год рынок аудита-консалтинга оказался одной из самых быстро растущих сфер отечественного бизнеса. Совокупная выручка крупнейших российских компаний в 2001г. выросла на 58,5% от уровня 2000 г. Рост всей российской экономики за тот же период составил около 5,4%. Таким образом, отечественный аудит-консалтинг является одной из отраслей-локомотивов роста отечественной экономики.

По итогам 2001 года в структуре выручки российских аудиторов-лидеров, преобладают доходы от общего аудита (45%) (см. Диаграмму 2), Аудит в финансовой сфере (банков, страховых и инвестиционных компаний, бирж) составляет куда более скромную долю совокупных доходов. Подобное соотношение финансовых результатов отражает структуру клиентов аудиторских компаний (см. Диаграмму 3). Финансовые учреждения составляют всего 1% клиентуры российских аудиторов.

По-прежнему основную часть выручки российские консультанты получают за счет оказания собственно аудиторских услуг. Но в последние годы её доля в доходах сокращается, уступая место консалтингу. Если в начале 90х гг. консультационные услуги приносили менее 10% выручки, то в 1999 г. этот показатель достиг 40%, а по итогам 2000 г. составил почти 50%. Наибольшую долю доходов среди различных видов консалтинга российским компаниям приносят консультации в юридическо-налоговой (в среднем, 20% от объема всех доходов компании) и управленческой сфере (13,5%).

Таким образом, Россия приблизилась к стандартам мирового рынка, где собственно консалтинг приносит около 40% прибыли аудиторским компаниям-лидерам.

В то же время, среди консультационных услуг в России лидируют те виды, которые так или иначе затрагивают сферу финансово-хозяйственной деятельности клиента – налоговый, юридический, финансовый консалтинг. Консультации, не связанные с тщательным анализом отчетности и знанием тонкостей законодательства, (например, стратегическое планирование) приносят довольно скромную долю доходов аудиторам.

Добавим также, что рынок консалтинга динамично развивается, и с каждым годом в его структуре происходят значительные изменения. Так, в I полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37.8% увеличился объем выручки от налогового и юридического консалтинга. Заметный рывок совершили услуги по финансовому управлению, поступления от которых выросли за последние полгода на 84.2%. Но самый впечатляющий рост показали доходы от услуг по оценочной деятельности, увеличившиеся на 96% по сравнению с I полугодием минувшего года.

Появилась у аудиторов и новая статья доходов – услуги в области организации производства товаров и услуг. В 2000 году она не приносила значительного вклада в совокупные доходы отрасли (7.5 млн. руб. за I полугодие 2000 г.). Но по результатам I полугодия 2001 г. поступления от нее возросли более чем вчетверо – до 34.7 млн. руб. Лидирующие позиции в этой сфере занимает ныне «Городской Центр Экспертиз», собравший специалистов по определению финансовых рисков в производственных цепочках.

Пользуется всё возрастающим спросом консалтинг в области информационных технологий. Здесь лидером среди аудиторских компаний остается компания «Юникон» (доходы от этого вида деятельности по результатам 1го полугодия 2001 г. равнялись $1.4 млн.). Однако абсолютным лидером в этой отрасли консалтинга является компания IBS ($11 млн. по результатам 1го полугодия 2001 г.).

На рынке аудиторских и консалтинговых услуг начинается период концентрации и укрупнения компаний. Это приведет в перспективе к появлению стабильного и зрелого рынка. В то же время в краткосрочной перспективе не исключено обострение борьбы между аудиторами за передел сфер влияния.

Тенденция к укрупнению продиктована, в первую очередь, желанием компаний диверсифицировать свою деятельность при минимальных затратах. Этим целям в полной мере отвечает возможность слияния с фирмой, являющейся одним из лидеров в смежной области аудита или консалтинга. Да и необходимость выполнения требований Закона «Об аудиторской деятельности» будет объективно стимулировать объединительные процессы. «Первые ласточки» в аудиторской среде уже появились. Так, например, к объединению компаний ПАКК и Универс-Аудит присоединился Внешаудит, первым общим клиентом новой группы стал Магнитогорский металлургический комбинат.

Наибольшее количество клиентов отечественных аудиторов представлено главной добывающей отраслью – нефтегазовой, а также связанными с ней химией и нефтехимией. Именно нефтяные и газовые компании находятся в первых рядах тех, кто стремится к выходу на мировые рынки и привлечению инвесторов из-за рубежа. Однако лидирующее положение предприятий этой отрасли в составе клиентуры российских аудиторов еще раз свидетельствует о том, что по качеству услуг отечественные компании не уступают международным.

Источник: РА «Эксперт»; РосБизнесКонсалтинг

Зачастую определяющим фактором при выборе аудиторской компании становится цена. Сегодня стоимость 1 часа услуг российского аудитора в среднем в 1.5-2 раза ниже чем у международных ревизоров. Скорее всего, этот разрыв будет постепенно выравниваться.

Тенденция к снижению цен на услуги отечественных аудиторов, наблюдавшаяся в последние три года, переломилась. В среднем рост ставок в 2001г. по отношению к 2000г. составляет примерно 20%. Особенно это заметно в Москве и ряде крупных городов. В тоже время, разброс цифр по-прежнему очень велик. В некоторой степени это связано с рядом объективных причин. Например, очевидно, что расходы на помещения, транспорт и заработную плату специалистов в крупнейших, и относительно небольших городах России, отличаются во много раз. Видимо, это является одной из причин по-прежнему огромного диапазона цифр по отдельным фирмам: от 132 до 5 долл. США в час. (В предшествующий период от 90 до 5).

При этом даже у 20 отечественных лидеров этот показатель колеблется в диапазоне от 17 до 86 долл. час. Вероятно, одна из причин связана с тем, что некоторые московские фирмы представляют сведения, консолидированные со своими региональными партнерами. В основном же расчетные показатели стоимости часа работы лидеров списка находятся в диапазоне 43-53 долл. час. В Питере аудиторы дешевле примерно на четверть, а в других регионах – в два и более раза. По всей видимости, этот разрыв отражает определенную разницу в деловой активности, уровне жизни в столице и качестве оказываемых услуг.

По итогам 2001 года общая выручка 200 крупнейших аудиторских фирм России, составляющая 98% совокупных уровня доходов отечественного рынка (за исключением «Большой пятерки»), составила 5.34 млрд. руб. ($183 млн., по данным журнала «ФБК»), что больше общей выручки за 2000 год на 53%. Причем $110 млн. из этой суммы выручили 20 российских лидеров аудита. По данным РА «Эксперт», объем выручки российских аудиторов и консультантов в 2001 году с учетом компаний «Большой пятёрки» достиг порядка 14 млрд. руб. ($480 млн.).Прогресс стал возможен в первую очередь благодаря общему оживлению экономики, которое привело к увеличению платежеспособности клиентов, расширению спроса на иные, помимо аудита, услуги.

Важным фактором положительной динамики доходов аудиторов стало увеличение числа Государственных Унитарных Предприятий (ГУП), подпадающих под обязательный аудит в прошлом и нынешнем году.

На фоне экономического роста и активных действий со стороны государственных органов по увеличению прозрачности финансовой отчетности хозяйственных субъектов как государственной, так и частной собственности, продолжает увеличиваться объем рынка аудиторских и консалтинговых услуг.

Компании-аудиторы расширяют спектр областей, где они способны оказывать консультации клиентам. За счет этого увеличивается доля доходов от консалтинговых услуг на рынке. Принятый же главный нормативный акт – Закон «Об аудиторской деятельности» – позволяет надеяться, что регулирование и взаимодействие в сфере аудита и консалтинга перешло в цивилизованную стадию. Конъюнктура рынка, а также требования закона подвигают компании к укрупнению и универсализации. Словом, в нынешнем году Россия сделала новый шаг в сторону построения развитого рынка аудиторских и консалтинговых услуг.

Рейтинг аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2001 г. (Microsoft Word, 207 kb)

Средний бизнес «обсчитывают» люди со стороны

Последние изменения в российском законодательстве и существенное уменьшение налогового бремени привели к заметному росту поступлений в бюджеты всех уровней. Сегодня можно констатировать, что сторонники снижения налогового давления на экономику свою первую партию выиграли. Одновременно в течение прошлого года ощутимо активизировались фискальные службы. Так по данным Государственного таможенного Комитета, по сравнению с 2000 годом таможенные платежи выросли почти на 5,5 млрд. долларов. Всего же таможенниками было перечислено в федеральный бюджет около 540 млрд. рублей. Еще дальше пошли специалисты Федеральной службы налоговой полиции. По информации Коллегии ФСНП за 2001 год общая сумма возмещенного ущерба в результате оперативно-служебной деятельности выросла в 3 раза (!) и составила свыше 107 млрд. рублей.

Не удивительно, что на фоне столь ярких событий, начался постепенный выход российского бизнеса из «тени». Рано говорить, что на сегодня этот процесс принял необратимый и обвальный характер (история последних десяти лет наглядно показала, что в нашей стране расслабляться нельзя), однако позитивное движение весьма ощутимо. Косвенным подтверждением тому стал рост числа обращений отечественных коммерсантов в компании, занимающиеся аудитом и бухгалтерским обслуживанием. Так, по данным внутреннего мониторинга «Объединенного центра экономического планирования» количество подобных обращений в компанию за последние месяцы 2001 – начало 2002 года выросло в 4-5 раз. В Министерстве по налогам и сборам, называют более скромные цифры, но и по их данным за 2001 год количество предприятий и организаций, прибегающих к стороннему аудиту и бухгалтерскому обслуживанию при оформлении отчетной финансовой документации, возросло примерно в 2 раза.

Наибольший рост спроса на профессиональное бухгалтерское обслуживание наблюдался в первую очередь со стороны компаний среднего бизнеса, чьи обороты составляют от 20 до 200 тысяч долларов в месяц. Существующая статистика рынка аудита и бухгалтерских услуг Москвы дает следующую картину. Так по имеющимся данным в столице работает 492 аудиторские компании, еще 76 компаний позиционируют себя как фирмы занимающиеся исключительно бухгалтерским обслуживанием.

По своему статусу, штатной численности и структуре деятельности они распределяются на несколько групп (см. таблицу).

Статус компании % от общего числа
Иностранные аудиторские компании 3
Аудиторские компании, выполняющие государственные заказы 8
Крупные аудиторские компании (10-30 штатных бухгалтеров, не считая аудиторов) 2,5
Средние аудиторские компании (5-10 штатных бухгалтеров с основной специализацией на бухгалтерском обслуживании) 6,5
Компании, занимающиеся в основном аудиторской деятельностью 17
Мелкие аудиторские компании (не более 3 штатных бухгалтеров) 50
Бухгалтерские компании, не имеющие лицензии и не застраховавшие профессиональную ответственность 13

Приведенная статистика в целом отражает сложившееся положение. Большинство из компаний, присутствующих на рынке – совсем небольшие фирмы. Кроме того, если сюда приплюсовать деятельность всевозможных совместителей, а так же специалистов оказывающих услуги в частном порядке, их общая доля составит не менее 3/4 рынка столицы. В первую очередь это связано с дешевизной предоставляемых ими услуг. Именно на помощь со стороны таких компаний и частников сориентирована большая часть мелкого и среднего бизнеса. Сфера крупного бизнеса и государственного сектора экономики, для которых внешний аудит де-факто стал обязательным, уже поделена крупными компаниями, чьи услуги, остаются недоступными для среднего бизнеса из-за высоких расценок. Таким образом, в сегодняшних условиях наиболее растущим и перспективным сегментом рынка стали средние аудиторские компании.

Так называемые средние, или небольшие аудиторские фирмы по профессиональному уровню, спектру и качеству предоставляемых среднему и мелкому бизнесу услуг мало, чем отличаются от крупных компаний. В набор их операций входит как проведение общего аудита и бухгалтерского учета, так, например, комплексное обслуживание экспортно-импортных операций или организация полного финансово-экономического обслуживания. При этом в условиях сегодняшнего рынка такие компании работают с самыми разнообразными клиентами, начиная от крупных многопрофильных фирм, заканчивая предприятиями сосредоточившими свою деятельность на очень узком специализированном поле.

Сегодня основной рост интереса к средним аудиторским компаниям со стороны среднего бизнеса в первую очередь обусловлен наиболее приемлемыми параметрами в соотношении цена-качество. В условиях, когда отечественные предприниматели все больше переходят к «белой» финансовой документации такой аспект начинает играть первостепенную роль. Так мелкие аудиторские и бухгалтерские организации, не имеющие лицензии, зачастую работающие с клиентами без договоров и страховки профессиональной ответственности в нынешних условиях перестают удовлетворять заказчиков. Особенно это актуально для фирм имеющих производство, склады, собственные торговые площади, т.е. то, на что может быть наложен арест, ведущий к серьезным финансовым потерям, дискредитации торгового брэнда и т.д.

Стоит отметить, что практика формирования цен на сегодняшнем рынке аудита и бухгалтерского обслуживания оставляет желать лучшего. Большинство компаний расценивают свою работу по временному принципу, так по Москве средняя ставка работы специалиста такой фирмы колеблется от 20 до 100 долларов в час. Между тем, при отсутствии жесткой регламентации, какие именно операции должны быть выполнены исполнителем за определенное время, достаточно сложно определить реальную стоимость работ. Поэтому наиболее динамичные компании перешли к практике предоставления расценок по конкретным операциям.

В связи с этим, особое значение приобретает информация, как давно существует фирма, была ли ранее лицензирована ее деятельность, застрахована ли профессиональная ответственность, работает ли с клиентом на основе официального договора.

Реально обоснованные цены, спектр услуг, гарантия их качества, упрощенный порядок взаимодействия на уровне компания-клиент, все это серьезно стимулирует средний бизнес обращаться за проведением бухгалтерского обслуживания к сторонним специализированным компаниям. Дополнительным толчком, безусловно, послужил и тот факт, что собственные бухгалтерии многих клиентов в силу сложившейся за длительное время привычки, оказались просто не в состоянии работать с «белой» документацией.

С другой стороны рост компаний занимающихся аудитом и бухгалтерским обслуживанием в определенной степени тормозит недостаток высокопрофессиональных, разносторонних специалистов, способных выполнять не только широкий спектр операций, но работать с разно-профильными организациями.

По данным Мосгоркомстата на конец 2000 года в столице работало199,7 тысяч различных предприятий и организаций. В 2001 году только количество вновь зарегистрированных компаний достигло 75,5 тысяч, при этом доля фирм занимающихся аудитом и бухгалтерским обслуживанием составляла всего 0,3%. Факторы, приведенные выше, дают достаточные основания считать, что темпы развития средних аудиторских компаний в России в ближайшие годы будут весьма значительны.