Французский план счетов как концептуальная основа финансового анализа

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Бернар Парис
Жан-Франсуа де Робер

Многие специалисты встают перед дилеммой, когда речь заходит о создании национального языка бухгалтеров. С одной стороны, такой язык способствует более эффективному диалогу между представителями финансового сообщества; с другой стороны, стандартизация может привести к установлению жестких рамок и использованию слишком формального подхода в условиях постоянно меняющейся экономики.

В настоящей статье рассматриваются экономические показатели, лежащие в основе французского плана счетов, и порядок его использования Банком Франции при проведении анализа финансовой деятельности компаний. Основное внимание в статье уделяется анализу отчета о прибылях и убытках, а также расчету добавленной стоимости, созданной в результате хозяйственной деятельности компаний.

Представление типового отчета о прибылях и убытках

В национальном плане счетов расходы и доходы группируются по трем разделам отчета о прибылях и убытках на основе принципа соответствия [доходов и расходов]. Группы счетов 6 и 7 в отчете о прибылях и убытках отражаются симметрично:

Группа 6: Расходы (Дебет) Вид деятельности Группа 7: Доходы (Кредит)
X Раздел 1: Текущая деятельность X
X Раздел 2: Финансовая деятельность X
X Раздел 3: Статьи чрезвычайных доходов и расходов X

На втором этапе анализ текущей деятельности производится на основе счетов доходов и расходов, представленных в виде двузначных чисел:

Номер счета Текущая деятельность (1) Номер счета Доходы
60 Покупка товаров 70 Выручка от продажи товаров
61 Услуги сторонних организаций 71 Незавершенное производство
62 Прочие услуги сторонних организаций 72 Капитализация собственных работ
63 Налоги, сборы 73 Долгосрочная деятельность
64 Оплата труда и расчеты по социальному страхованию 74 Субсидии
68 Годовая амортизация основных средств и резервы по безнадежным долгам 78 Использование резервов
65 Прочие текущие операционные расходы 75 Прочие доходы

(1) Счета представлены в упрощенном виде для получения более наглядного представления об экономических показателях.

Структура плана счетов позволяет рассчитать два основных финансовых показателя: добавленную стоимость и сальдо операционной деятельности.

Добавленная стоимость

Добавленная стоимость, созданная организацией, рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (счета 70-74) и расходами (счета 60-62). С экономической точки зрения, на счетах 60, 61 и 62 аккумулируются все расчеты со сторонними организациями, которые можно рассматривать как «операции обмена» между хозяйствующими субъектами, не приводящие к созданию добавленной стоимости.

Согласно определению, добавленная стоимость представляет собой вклад конкретной организации в процесс производства и реализации продукции. Вклад организации напрямую зависит от количества и квалификации персонала, а также от наличия оборудования, необходимого для производства и реализации продукции. Добавленная стоимость отражает реальный экономический вес организации. Она позволяет сопоставлять результаты деятельности и выступает в качестве показателя экономического роста.

В ходе дальнейшего анализа отчета о прибылях и убытках рассчитываются следующие промежуточные результаты:

А: Доходы Сч. Б. Расходы Сч. А-Б: Промежуточные результаты
Выручка от реализации товаров 707 Себестоимость проданных товаров 607 Валовая прибыль
Реализовано продукции
Незавершенное производство
Капитализация собственных работ
701
71
72
Приобретение сырья и материалов 601 Объем производства за год
+ Объем производства за год   Себестоимость услуг сторонних организаций 61/62 Добавленная стоимость
Добавленная стоимость
+ Гранты
74 Налоги, сборы
+ издержки на оплату труда
63
64
Сальдо операционной деятельности
Сальдо операционной деятельности
+ Прочие доходы
75 Амортизация основных средств
+ Резервы по сомнительным долгам
+ Прочие расходы
68
68
65
Валовые результаты операционной деятельности
Валовый результат операционной деятельности
+ Доходы от финансовой деятельности
76 Расходы, связанные с финансовой деятельностью 66 Чистые результаты операционной деятельности
Чрезвычайные доходы 771 Чрезвычайные расходы 671 Результаты чрезвычайных обстоятельств
Чистые результаты операционной деятельности
+ Результаты чрезвычайных обстоятельств (прибыль)
  Результаты чрезвычайных обстоятельств (убыток)
Налог на юридические лица
  Результат деятельности за год
Доходы от реализации основных средств 775 Балансовая стоимость основных средств 675 Прибыль или убыток от реализации активов

Сальдо операционной деятельности

Согласно определению во французском плане счетов сальдо операционной деятельности представляет собой ресурсы, полученные в ходе операционной деятельности и предназначенные для а) пополнения и увеличения оборотного капитала, а также для б) выплаты финансового вознаграждения за использование заемных или собственных средств. Сальдо операционной деятельности – основной источник дохода организации, обеспечивающий ее ликвидность.

В соответствии с типовой моделью бухгалтерского учета сальдо операционной деятельности является одним из компонентов добавленной стоимости:

Распределение добавленной стоимости %
Оплата труда  
Налоги  
Сальдо операционной деятельности  
Итого 100

Удельный вес сальдо операционной деятельности в добавленной стоимости зависит от конкретной отрасли экономики.

Следует подчеркнуть, что стандартизированная кодификация счетов облегчает процедуру расчета всех промежуточных результатов. Данное преимущество приобретает особое значение при проведении анализа хозяйственной деятельности на государственном уровне.

Бюро финансового анализа Банка Франции

Бюро занимается анализом годовой отчетности компаний и составляет отчет, в котором содержатся аналитические данные о финансовой деятельности каждой компании. Компании в добровольном порядке направляют в Бюро свои балансы и отчеты о прибылях и убытках. Следует помнить о том, что данные документы представляются в стандартном формате, установленном в национальном плане счетов. Бюро может потребовать дополнительную информацию о методах финансирования основных средств (через займы или лизинг).

Финансовый отчет Бюро состоит из следующих разделов:

  1. Финансовые результаты: объем реализации, валовая прибыль и рентабельность
  2. Оценка денежных потоков от коммерческой деятельности
  3. Финансовая структура компании, рассматриваемая с точки зрения результатов выполнения финансовой стратегии.

В соответствии с концептуальной методологией Бюро рентабельность компании определяется как создание «прибыли», т.е. добавленной стоимости, предназначенной для возмещения издержек на:

  • расчеты с персоналом и выплату вознаграждения в связи с использованием привлеченных средств;
  • выплату налогов и сборов;
  • амортизацию основных средств и уменьшение предпринимательского риска.

На уровне хозяйствующего субъекта распределение добавленной стоимости между экономическими агентами осуществляется следующим образом:

Экономические агенты Описание в бухгалтерском учете %
Персонал Издержки на оплату труда  
Государство Налоги  
Кредиторы Стоимость заемных средств  
Акционеры Дивиденды выплаченные  
Компания Нераспределенная прибыль  
Итого   100

В отчете основное внимание уделяется анализу динамики добавленной стоимости. Росту данного показателя придается большее значение, чем увеличению оборота компаний.

В отчете Бюро отслеживается динамика добавленной стоимости за четыре года, при этом полученные данные сопоставляются со срединным значением конкретной отрасли промышленности.

Компания A:

Год Добавленная стоимость/Оборот Ежегодный прирост
1997 75.8 % + 1.5 %
1998 78.1 % + 17.7 %
1999 79.0 % + 7.1 %
2000 78.0 % 11.6 %
Отрасль 71.6 % + 6.2

В данном примере показатели компании А гораздо лучше, чем в среднем у конкурентов с точки зрения и удельного веса, и прироста: добавленная стоимость составляет 78% от оборота (а в среднем по отрасли – 72%), ее прирост в 2000 г. составил 11% , тогда как в отрасли – 6%.

Бюро использует сальдо операционной деятельности в качестве основного показателя, характеризующего результаты деятельности компании. Данный показатель служит эффективным инструментом сопоставления различных экономических субъектов. Сальдо операционной деятельности должно корректироваться с учетом приобретаемых основных средств.

Согласно годовому отчету Бюро, у компании А отношение сальдо операционной деятельности к обороту составляет 4%, что соответствует среднему значению по отрасли.

Отчет Бюро можно рассматривать как сравнительный анализ, позволяющий быстро изучить различные аспекты финансового положения компании. Показатели отражают сильные и слабые стороны предприятия, что помогает сосредоточиться на наиболее острых проблемах, требующих серьезного анализа. Автор настоящей статьи не стремился осветить все положения отчета Бюро. Тем не менее, в статье отмечаются преимущества стройной системы бухгалтерского учета, являющейся эффективным инструментом финансового анализа. Основная цель бухгалтерского учета заключается в предоставлении информации для принятия решений. Что касается финансового отчета Бюро, то он помогает предпринимателям разрабатывать стратегии бизнеса.

Бернар Парис и Жан-Франсуа де Робер являются членами французской Ассоциации профессиональных бухгалтеров. С ними можно связаться по телефону +331 (44) 15-60-48.