Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь
Всякий человек безоговорочно верит в то,
что правда есть, иначе он никогда не задал бы ни одного вопроса.
Чарлз Сандерс Пирс
«Собрание трудов (1931-1958)»
Любая революция нуждается в знаменосце, штандарт в руках которого зовет войска в бой. Это жизненно важная, захватывающая роль, но она, несомненно, сопряжена с большим риском. Со всех сторон открытого врагу знаменосца часто постигает ранение, а порой и гибель.
В Революции Отчетности о стоимости один из самых страшных врагов – это хаос. Хаос воцаряется тогда, когда информации много, но она не поддается осмысленному толкованию, либо когда она недостаточно достоверна или содержательна, либо когда разные информационные источники несопоставимы.
В этой революции информационный хаос будет устранен, когда знаменосцы, сиречь «носители штандартов», превратятся в разработчиков стандартов. Когда достоверность информации станет бесспорной. Когда ее смысл перестанет меняться со временем. И когда она будет сопоставима с информацией из других источников.
Как ни печально, роль разработчиков стандартов тоже сопряжена с риском. И всего печальнее то обстоятельство, что на информационном поле битвы самым опасным врагом для них могут оказаться сами революционные войска.
Как превратить поле битвы в поле жатвы.
Сторонникам и противникам Революции в корпоративной отчетности надо бы призвать друг друга к прекращению огня и искать почву для согласия. Они добьются этого только тогда, когда исчезнет информационный хаос и когда компании научатся точно оценивать нефинансовые результаты своей деятельности и отражать их в отчетности достоверными, содержательными показателями, сопоставимыми во времени (относительно прошлой деятельности) и в пространстве (относительно других фирм).
Ценность такого согласия для инвесторов очевидна. Что же касается корпоративных руководителей, то для них ценность заключается в возможности более эффективно по сравнению с конкурентами управлять работой компании, как они сейчас управляются с финансовыми показателями.
Согласие обычно означает улаживание противоречий. В данном случае противоречие кроется в неминуемом появлении новых дополнительных стандартов – неважно, примут ли их компании в порядке саморегулирования, получат в качестве директивы извне или и то и другое. Наверное, вам уже слышится, как корпоративные руководители противятся этой идее: «Только того мне и недоставало, что добавочного регулирования. Это очень напоминает закон о полной занятости для бухгалтерских фирм».
Бесспорно, регулирование прибавляет компаниям издержек, но в той или иной форме оно неизбежно. Сопоставимость требует стандартов, а для введения стандартов нужна известная степень регулирования. Наилучшая его форма – саморегулирование, основанное на сотрудничестве компаний в установлении стандартов, которыми они намерены пользоваться.
Обернется ли это в действительности полной занятостью для бухгалтерских фирм – будет видно. Думается, что в атмосфере прозрачности, когда все держат свои карты открытыми, бухгалтерские фирмы могут сыграть весьма полезную роль в движении к саморегулированию. И если им это удастся, рынок станет относиться к ним благосклоннее.
Однако для того чтобы сыграть важную роль в разработке нефинансовых стандартов учета и отчетности, крупные бухгалтерские фирмы нуждаются в серьезных внутренних преобразованиях, которые должны охватить и организационные формы, и функции, и установки, и цели. Пойдут ли они на это – покажет время.
Заказать книгу можно здесь