Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги

Практика

Автор:
Источник: по материалам Конференции "Зачем мы нужны миру?" ИКФ "Альт", ноябрь 2002 года
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги

Существует 3 основных источника внешних инвестиций: кредиты, средства стратегического инвестора и средства венчурного инвестора.

  • Кредиты.
  • Кредиты могут быть получены как от российских, так и зарубежных организаций – финансовых институтов, но в настоящий момент кредитные средства в РФ являются достаточно дорогими – при сумме кредита до 500 тыс. долларов (такие кредиты можно получить через ряд российских банков), ставка по валютным кредитам колеблется в интервале 18-24% годовых (или 70% годовых в рублевом эквиваленте). Если сумма кредита превышает 1 млн. долларов (такие кредиты можно получить через западные фонды), то декларируемая ставка по таким кредитам – 8,2% годовых в валюте.

    Очевидным плюсом данного вида финансирования является то, что при нем не происходит никаким образом перераспределение собственности, меньше требовательность к эффективности проекта со стороны инвестора, увеличивается использование финансового рычага и как следствие повышается доходность на акционерный капитал.

    Но, следует отметить, что банки дают кредиты только при условии хорошего обеспечения кредита (идеальным обеспечением для кредиторов являются ликвидные ценные бумаги, если же под обеспечение кредита предлагаются оборотные средства предприятия, то обеспечением кредита будут считаться лишь 30% их стоимости. То есть условия кредиторов очень жесткие) и сумму не более месячного оборота компании. Если же требуется привлечение значительных средств, превосходящих показатели деятельности предприятия (в частности, месячного оборота компании), то даже под очень хороший проект с высокой доходностью и отличной проработанностью, кредитные средства получить практически невозможно.
  • Венчурный и стратегический капитал.
  • Если Вам не удалось получить кредит, можно обратиться к финансированию на основе представления инвестору доли в капитале компании. Здесь возможны два варианта: венчурный капитал и стратегический.

    Венчурный капитал можно получить только при наличии высокоэффективного проекта; здесь наибольшую роль играет проработанность проекта (в проекте должно быть представлена полная информация по денежным потокам, рынку, возможным рискам и т.п.). Чрезвычайно важно наличие эффективной управленческой команды, которая будет осуществлять проект, возможность представления финансовой информации по осуществлению проекта для инвестора в понятной ему форме (то есть в формате GAAP) и открытости в плане раскрытия публичной информации о компании, ее информационной прозрачности.

    Таким образом, ключевыми факторами инвестиционной привлекательности являются:

    1. Эффективная управленческая команда;
    2. Инвестиционное предложение, соответствующее требованиям инвестора;
    3. Структура управления, ориентированная на маркетинг;
    4. Эффективная система финансового менеджмента;
    5. Прозрачность бухгалтерского учета.

    Рассмотрим каждый из этих факторов.

  • Инвестиционное предложение, соответствующее требованиям инвестора.
  • Для успешного привлечения инвестиционных средств необходимо, чтобы предприятие предоставило на начальном этапе инвестиционное предложение, в котором оно четко определяет, что за проект, какие финансовые выгоды он может принести, оценка тех рыночных возможностей, на которые нацелен проект. Обоснованное инвестиционное предложение не только дает инвестору гарантию, что вложенные средства с высокой вероятностью принесут ожидаемые доходы, но и представляет собой план действия предприятия, рассмотрение тех подводных камней, на которые можно наткнуться в процессе реализации проекта уже на этапе его подготовки, что позволит предусмотреть пути преодоления возможных трудностей.

    Практически, в большинстве случаев такую заявку может подготовить только профессиональный консультант, который, разумеется, не будет делать этого бесплатно.

    Таким образом, большинство компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций, пока не осознали, что деньги бесплатно не приходят, за их привлечение надо заплатить.

    Следующий вопрос – а где гарантии получения средств? Для ответа на этот вопрос консультант должен погрузиться в деятельность предприятия и определить соответствия по всем ключевым факторам и реально эффективному проекту. Каждый из этих факторов, особенно блоки (2), (4), (5), требует серьезной открытости предприятия, что является огромным тормозом на прединвестиционной стадии проекта.

    И, наконец, последний аспект – наличие внутренних резервов, как фактора повышения эффективности работы предприятия, а значит – его инвестиционной привлекательности.

    Реализация такой программы требует специальных усилий всего руководства и специалистов подразделений, что также не «украшает» работу прединвестиционного консультанта.

  • Прозрачность бухгалтерского учета.
  • Немаловажна также финансовая прозрачность предприятия для потенциального инвестора – никто не будет вкладывать средства в предприятие, которое не показывает в финансовой отчетности, насколько эффективно оно управляется. На этапе реализации проекта финансовая прозрачность позволит инвесторам оценить, и возможно, проконтролировать эффективность использования вложенных средств, что не только значительно облегчит предоставление средств под данный проект, но и будет способствовать получению средств под будущие проекты.

    Если инвестиционные средства привлекаются от иностранных инвесторов, огромное значение приобретает предоставление финансовой отчетности в удобном для них формате – в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Отчетность по российской системе бухучета скорее всего покажется слишком запутанной и малопонятной для иностранного пользователя.

  • Проведение программы изыскания внутренних резервов.
  • Само по себе проведение подобной программы на предприятии уже увеличивает инвестиционную привлекательность предприятия в глазах инвестора, потому что проведение изыскания внутренних резервов напрямую связано с повышением эффективности структуры управления и повышением эффективности системы финансового менеджмента, также привлекающих инвестора.
    После рассмотрения всех этих факторов становится понятным, почему инвестиционная деятельность должна быть столь же профессиональной, как и управление предприятием, маркетинг и другие управленческие функции. К сожалению, специалистов соответствующего уровня на большинстве предприятий нет, а платить деньги за работу по подготовке предприятия к дальнейшей работе с потенциальными инвесторами, за консультации по формированию оптимальной структуры инвестиций и многое другое, не хочется.

    Во время работы с одной из крупнейших торговых сетей в Москве привлеченная нами английская инвестиционная компания, изучая их предыдущий контракт с EBRD, пришла в ужас от условий, которые владельцы взяли на себя. Пришлось очень сильно думать, как из этой кабалы можно вылезти. А ведь заключая этот контракт, владельцы были горды тем, как замечательно они привлекли деньги на развитие компании.

    Другой пример. Крупная энергостроительная компания разработала бизнес-план инвестиционного проекта на 280 млн.долл. и руководство решило, что этого достаточно для привлечения инвесторов, в результате более года они пытаются это сделать, разумеется безуспешно. Практически на 80% вопросов, заданных нами при первом контакте для определения инвестиционной привлекательности проекта, остались без ответа.

    Нежелание владельцев предприятий отдавать даже на время часть акций является еще одной причиной, из-за которых возникают проблемы в общении с инвестором.

    В разговоре с директором предприятия по производству сантехники, который успел в советское время закупить на 100 млн.долл. оборудования, но не построил для него производственный комплекс, на предложения инвесторов в резкой форме отказался даже обсуждать вопрос об участии в собственности. При этом оборудование гибнет, рынки уходят, но для руководителей советской школы это не является фактором для принятия решений. Не последнюю роль в этом играет и естественное желание инвесторов понимать – каким образом расходуются их деньги. При слове «прозрачность» у многих руководителей «рука тянется к пистолету».

    Таким образом, для успешного привлечения инвестиционных средств предприятию необходимо выполнить следующий минимальный набор условий:

    1. представить на рассмотрение инвестору высокоэффективный проект;
    2. документация по проекту должна быть хорошо проработана, особенно в плане оценки рыночной ситуации;
    3. внешняя финансовая отчетность должна быть легкодоступна потенциальному инвестору;
    4. финансовая отчетность должна быть представлена в системе понятной пользователю, то есть в соответствии с GAAP;
    5. убедить инвестора, что на Вашем предприятии работает эффективная управленческая команда, и существует эффективная система финансового менеджмента (а сделать это можно через проведение программы изыскания внутренних резервов).

    Каждые из этих пяти условий является главной причиной не желания наших предприятий привлекать инвестиции.


    Автор:

     

    Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Зачем мы нужны миру?", ноябрь 2002г.»

    (состоит из 16 статей)

    Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество. Трансформация организации через оптимизацию бизнес-процессов (16 Сентября 2005)

    Мифы на рынке инвестиций (16 Сентября 2005)

    Пора ли собственникам отходить от оперативного управления? (16 Сентября 2005)

    Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга (16 Сентября 2005)

    Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги (16 Сентября 2005)

    Поиск эффективных решений для создания судоремонтного бизнеса в России (на примере рыбной отрасли) (16 Сентября 2005)

    Новый консалтинг (16 Сентября 2005)

    Бизнес на инновациях: практика одного проекта (16 Сентября 2005)

    Метафизика брэнда (16 Сентября 2005)

    Менеджмент: не наука и не искусство (16 Сентября 2005)

    Новый вызов руководителям компаний (16 Сентября 2005)

    Консалтинг, руководство продвинутого пользователя (16 Сентября 2005)

    Практические вопросы проектного финансирования (16 Сентября 2005)

    Концепция управления стоимостью в Инвестиционной Компании "СИ-ПРОПрактические вопросы проектного финансирования (16 Сентября 2005)

    Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании (16 Сентября 2005)

    Факторы риска в инвестиционных проектах и оценка эффективности использования инвестиционного капитала (16 Сентября 2005)