Мифы на рынке инвестиций
По большому счету, таких мифов у компаний три:
- Можно обойтись и без чужих денег
- Денег нет
- А если и есть, то получить невозможно
Миф о том, что всегда можно обойтись своими деньгами. Можно обойтись без комментариев, если вспоминать следующий пример. Компания ООО «ПФ Эпсилон 7» первой получила лицензию на изготовление сухариков к пиву – осенью 1998 года, известные всем «Чапсы». Популярность продукта обеспечила очередь из желающих покупать и продвигать продукт, слава о сухариках прошла даже по страницам The New York Times. Однако, компания не смогла воспользоваться своим положением на рынке: пускать в свой бизнес инвестора не хотели, производственных возможности быстро увеличивать объем производства не позволяли, собственные средства появились к концу 1999 год, но … было уже поздно. В 2001 году рынок сухариков в России составил 22,5 млн. долларов. Сейчас компания о себе говорит скромно: «Входим в пятерку». По статистике, «Чапаевские» попадают только в категорию «другие марки», т.е. занимают менее 5 % рынка.
Миф о том, что денег нет, и инвесторы никого не ждут. Боюсь, что это действительно так: они не ждут, они просто сбились с ног – ищут, кому нужны деньги.
- Сущность банковского бизнес в том и состоит, чтобы разместить деньги. Поэтому обвинять банки нельзя. Есть проблемы коротких денег, но и им, похоже, приходиться ждать своих заемщиков.
- На рынке корпоративных облигаций в России – благоприятная погода: несмотря на отсутствие кредитных рейтингов, за 3 года – более 80 заемщиков. При этом деньги – дешевле банковских, а инвесторы – пока «непуганые». Можно отметить и «российскую специфику»: по западной статистике, уже полагалось пережить 12 дефолтов, однако российские заемщики амбициозны и не намерены портить репутацию.
- На рынке действуют около 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, 45 портфельных фондов, 4 фонда предоставляющего финансирование на возвратной основе, 25 российских паевых фондов. Активы представленных фондов составляют более 8 млрд. долларов США.
- Компании успешно размещаются на публичном рынке. Один пример «РБК» чего стоит! А «опрозрачивание» «Вимм-Билль-Данна» перед размещением на NYSE … и удачный результат.
Миф о том, что деньги недоступны. Да, работа с инвесторами требует внутреннего переосмысления компании. А без труда, как известно, и из пруда ничего не получается вытащить…
Миф о «жестокости» стратегических инвесторов – «стратегические инвесторы нас съедят, отнимут управление и т.д.». Как сказал один известный в инвестиционных кругах деятель, «стратегические инвесторы – это для импотентов» – мол, уважающие себя собственник и менеджер могут и сами все сделать, и поэтому: «Своей, так сказать, земли не отдадим ни пяди». В лучшем случае, можно работать только с портфельными инвесторами или заемными средствами.
Примеры менеджеров роста (по исследованию «Менеджмент роста 2», ИКФ «АЛЬТ, 2001г) говорят о другом. Привлекаемые инвесторы не только принесли финансовые ресурсы. Но и новый взгляд: на бизнес, на рынок, на стиль бизнеса и мотивацию персонала, на принятие решений и управление компанией. »Первомайская заря« и Галина Синцова сместили акцент развития бизнеса в сторону развития сети фирменных магазинов и изменили идеологию брэнда. »Хлебный дом« и Валерий Федоренко намерен завоевать российский рынок хлеба и выходит на экспортные рынки, а ведь кто мог подумать такое о локальном то рынке хлеба. Компания »Морион« и Яков Вороховский используют наработки по стимулированию труда: методы »красной палки«, »виртуальные акции«. Тимур Горяев (концерн »Калина") максимально использует профессиональный опыт стратегических инвесторов в Совете директоров.
Пуском линии по производству стерильного молока на комбинате «Нижегородский» завершился первый этап инвестиционной программы. Реконструкция предприятия началась в середине 1998 года, после того, как контрольный пакет акций комбината приобрела московская компания «Вимм-Билль-Данн» (WBD). «Нижегородский» стал первым региональным партнером WBD. С приходом этого инвестора значительно улучшилось финансовое и производственное положение комбината. Два года назад WBD помог комбинату погасить долги перед поставщиками молока, предоставив для этого единовременную помощь в размере 12 млн. рублей. Была предложена поэтапная инвестиционная программа развития, которая позволяла значительно улучшить качество молочной продукции. Программа предусматривала установку фасовочной линии и линии по производству стерильного молока. Общий объем инвестиций оценивался в 4 млн. долларов, которые компания WBD внесла из собственных средств. За два года совместной работы на комбинате в десять раз увеличился объем производства. Комбинат выпускает сегодня около 40 видов продукции. Его доля на региональном рынке составляет более 30%.
На наш взгляд, компания должна работать и использовать все возможные ресурсы. Скорее, для импотентов – сидеть и смотреть, как бизнес не развивается, но при этом не искать инвесторов. А быть съеденным – всегда есть риск у неэффективного собственника и менеджера. Вот, например, миноритарии РАО «ЕЭС» настаивают на замене топ-менеджмента компании, хотя являются портфельными, а – не стратегическими инвесторами.
Мифы о корпоративных облигациях. Анализ «Эксперт РА» позволил установить явную зависимость цены бумаги от размера и репутации заемщика, связей и организационных способностей андеррайтера, а вовсе не от кредитного качества эмитента. Но, что такое кредитное качество, если – не степень доверия (суть, репутация) к заемщику, а доверие заемщику – прозрачность, управляемость, кредитная история, цивилизованные методы бизнеса, умение договариваться и т.д.
Мифы об IPO. Это – не просто «возможность сорвать быстро много денег». Это – результат 2 – летней работы: «Но намерение сделать со временем компанию публичной у компании было с самого момента ее создания, и все последующие годы мы фактически шли к этому. Да, теперь нам придется быть внимательными даже по отношению к тем инвесторам, которые владеют всего одной акцией. Информировать их, общаться. Это будет постоянным боевым стимулом» – говорит Давид Якобашвили, председатель Совета Директоров WBD. «Эти люди едва ли не первые российские мультимиллионеры, чьи капиталы абсолютно прозрачны» («Компания»). Резюмируем словами вице-президента компании «Port.ru», Юрия Аммосова: «IPO – не для слабых, это индикатор того, что компания может серьезно вести дела».
Миф о том, что управляемость и прозрачность нужны только для встречи с потенциальным инвестором – чтобы представлял меру риска. Но, ведь существующий собственник уже рискует деньгами – не он ли больше заинтересован в понимании, чем владеет? Часто приходиться сталкиваться с таким подходом, что для обеспечения прозрачности достаточно пройти сертификацию по ISO, прописать бизнес-процессы или внедрить КИС. Консалтинговые проекты этого года мне, к сожалению, не позволяют сделать такой вывод. Пришлось столкнуться с наличием Стандартов на столе каждого менеджера и Сертификатом на стенке. Но… и с проблемами на каждом этапе организации бизнеса: рынок умер и никто не заметил (сигналов на ранних этапах), конкуренты имеют себестоимость в 2 раза меньше и соответствующую фору в цене, сбои в снабжении, цикл изготовления заказов удлиняется, а качество … лучше купить у конкурентов. Сертифицированные и описанные бизнес-процессы воспроизводятся, но лишь для того, чтобы положить пронумерованную папку на нужную полку; иметь в наличии бюджет, но не иметь ответственного за его дефицит.
Без внутренней осознанной потребности в активном использовании этой информации у руководства компании никакие сертификаты не помогут решать задачи. Хотя, конечно, можно внедрить R/3 и даже не использовать его в дальнейшем и автоматически увеличить стоимость компании на 8-13% (статистика фондовых торгов), думаю только, что можно распорядится таким инструментом и более эффективно.
Миф о том, что бюджет=управленческий учет=прозрачность. Бюджет – это еще не весь управленческий учет, гарантирующий достижение стратегических, да и тактических, по большому счету, результатов. Необходима такая управленческая информация, которая отражает специфику данной компании и позволяет контролировать состояние ее сильных и слабых сторон. Учитывая тот факт, что эффективность компании определяется не только снижением затрат, но и эффективностью отдельных процессов, лояльностью покупателей, взаимоотношений с поставщиками, необходимо иметь не только финансовые показатели, но и нефинансовые. Показатели, отражающие достижение цели, нужны не только для компании в целом, но и для каждого подразделения или даже сотрудника, чтобы оценить и успеть повлиять на вклад каждого в победы (или убытки) компании.
Думаю, можно продолжить список мифов, в том числе, и бродящих в стане инвесторов. А для компаний, думаю, нужно понять, что деньги есть, их можно привлечь и не нужно ничего и никого бояться, если:
- Есть понимание, зачем Вам нужны инвестиции, и есть готовность делиться собственностью ради развития,
- Проект/идея/компания действительно перспективны – Вы готовы ответить «да» на вопрос: «А сами вы бы вложили в этот проект (компанию) деньги?»,
- Есть «прозрачность» и на бумаге, и в голове,
- Есть команда, с которой бы Вы пошли в разведку.