Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь
Как вернуть утраченные высоты
Что могут предпринять бухгалтерские фирмы для максимально полного удовлетворения потребностей своих клиентов, акционеров и других заинтересованных сторон? Что они должны предпринять, чтобы вернуть себе прежнюю роль «наставника», побуждающего клиентов делать то, что нужно, а не только то, что требуется правилами?
Они могут и должны работать со своими клиентами над решением следующих задач:
- определить все ключевые компоненты бизнеса и факторы стоимости;
- досконально изучить бизнес процессы и рычаги контроля, имеющие отношение к оценке факторов стоимости, а также финансовых и хозяйственных рисков;
- установить взаимосвязи и соотношения между факторами стоимости (построить бизнес модель);
- разработать методологии оценки факторов стоимости;
- вступить в (или даже организовать) отраслевой консорциум, который превратит созданные методологии в отраслевые стандарты;
- убедить клиентов сделать свою отчетность настолько своевременной и подробной, насколько возможно.
Бухгалтерские фирмы не сумеют добиться всего этого, если их функции будут ограничены только традиционным аудитом. Напротив, они должны взять на себя намного более широкие консультативные функции, охватывающие построение бизнес моделей, разработку методологий оценки, внедрение их в практику, что зачастую требует высокой квалификации в области информационных технологий. В реальной жизни, где множество важных показателей деятельности ждет своей оценки, границы между надзором и контролем, между аудитом и консультированием практически стерлись.
Надзор за результатами – Совершенствование результатов
Положим, те, кого волнует проблема независимости аудиторов, возразят: мол, эта новая роль бухгалтерских фирм угрожает качеству аудиторского «продукта». Аудитор, скажут они, не может быть слугой двух господ: он не может давать советы менеджерам и в то же время высказывать акционерам объективное мнение о качестве отчетов этих самых менеджеров.
В докладе О'Мелли, где обсуждается этот весьма актуальный и спорный вопрос, отмечено, что до его разрешения еще очень далеко8. Словно бы в подтверждение его противоречивости КЭА не дает никаких четких рекомендаций по этому поводу. Она просто – и только – излагает мнения обеих сторон.
Наша позиция в этом вопросе едва ли кого то удивит. Если рынок требует достоверной и своевременной информации, лучший способ для бухгалтерской фирмы убедиться в ее надежности – самой поучаствовать в сборе и обработке соответствующих данных. Это еще раз говорит о том, что граница между надзором за результатами деятельности и консультационной помощью в улучшении этих результатов неотчетлива и произвольна.
Сам процесс аудиторской проверки результатов деятельности – основанный на контрольном сравнении с нормативами, на соответствующих моделях и на глубоком знании бизнеса компании и ее систем управления – ярко высвечивает возможные пути совершенствования. Так что же, аудиторской фирме следует оставить при себе это ценное знание в ущерб акционерам, заинтересованным в улучшении деятельности компании? Это вряд ли!
По нынешним временам, в сегодняшнем «многомерном» мире бухгалтерским фирмам надо даже еще лучше разбираться в особенностях бизнеса и управления своих компаний клиентов. Информационные системы, генерирующие данные, представляют их разрозненно, вне связи с общим контекстом, который только и дает правдивую и ясную картину результативности бизнеса. Для того чтобы показать такую картину, необходимо досконально знать бизнес компании, ее менеджеров и способы, какими здесь формируется и употребляется информационный массив. И если это знание получает отражение в отчетности компании, что мешает воплотить его также и в совершенствовании ее деятельности? Почему не воспользоваться им сполна?
Заказать книгу можно здесь