1. Необходимость информации о бизнесе клиента и ее источники.
- Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.
- Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политикой (например, регулирования цен, ограничений на импорт или экспорт и тому подобное), о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и так далее.
- При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.
- На уровне компании-клиента важно иметь информацию о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
- Источниками всей этой информации могут служить экономическая, финансовая и отраслевая пресса, руководства по бухгалтерскому учету и аудиту в различных отраслях экономики, учредительные документы компании, рабочие документы прошлых аудиторских проверок.
- Кроме того, осмотр предприятия-клиента поможет получить информацию об организации производства, мощностях проверяемой организации, бухгалтерском персонале, информационных системах.
- Знания о бизнесе клиента используются аудитором при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки. В частности, знания о бизнесе клиента используются при оценке неотъемлемого риска и риске системы контроля, при определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур. Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на основе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и так далее.
- Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе.
2. Виды информации о бизнесе клиента.
- Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.
- К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:
- общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
- процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
- инфляция, ревальвация валюты;
- политика правительства:
- денежно-кредитная;
- фискальная;
- наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
- тарифы, торговые ограничения;
- курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
- другая общеэкономическая информация.
- конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
- цикличность (сезонность) деятельности;
- изменения в технологии производства;
- коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
- спад или расширение деятельности в отрасли;
- неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
- основные экономические и статистические показатели;
- специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т.п.) и особенности бухгалтерского учета;
- экологические требования и проблемы;
- нормативно-правовая база;
- наличие и стоимость источников энергии;
- другие отраслевые данные.
- Управление и структура собственного капитала:
- вид предприятия – частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
- собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
- структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
- организационная структура;
- задачи, философия, стратегические планы руководства;
- приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
- источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
- совет директоров:
- состав;
- деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
- независимость и контроль за деятельностью управляющих;
- периодичность заседаний;
- наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;
- наличие политики корпоративного поведения;
- замена профессиональных консультантов (например, юристов);
- управляющие:
- опыт и репутация;
- текучесть кадров;
- основной финансовый персонал и его статус в организации;
- укомплектованность бухгалтерии кадрами;
- планы стимулирования или премирования как часть вознаграждения (например, в зависимости от прибыли);
- использование прогнозов и бюджетов;
- давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
- управленческие информационные системы;
- наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
- отношение к внутреннему контролю.
- характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
- местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
- наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
- продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
- важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях «точно в срок»);
- товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
- франшизы, лицензии, патенты;
- важные категории расходов;
- расходы на исследования и разработки;
- активы, обязательства и операции в иностранной валюте – по типам валюты, хеджирование;
- законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
- действующие информационные системы, планируемые изменения;
- структура задолженности, включая условия и ограничения.
- основные показатели и статистика;
- тенденции.
- внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
- среда регулирования и нормативные требования;
- налогообложение;
- показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
- требования к аудиторскому отчету;
- пользователи финансовой отчетности.
3. Систематизация полученной информации о бизнесе клиента.
- Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.
- До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.
- Предварительно собранная информация о бизнесе клиента может быть систематизирована аудитором с помощью бланка рабочего документа III-D «Лист предварительного планирования».
- Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором с тем, чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.
- В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и /или аудиторское заключение.
- Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны отражаться в бланке рабочего документа аудитора III-C «Информация о деятельности клиента». Рабочий документ с описанием бизнеса клиента подтверждается подписями заполнивших его лиц и обновляется в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно данный документ копируется, копия остается в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник – в файле текущей аудиторской проверки. Таким образом, аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, произошедшие из года в год работы в данным клиентом.
Все необходимые Бланки можно скачать Здесь