Методические рекомендации Получение информации о деятельности клиента

Методические рекомендации...
Источник: Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА" в рамках проекта ТАСИС "Реформа Российского Аудита"
Опубликовано: 15 Сентября 2005

1. Необходимость информации о бизнесе клиента и ее источники.

  1. Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.
  2. Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политикой (например, регулирования цен, ограничений на импорт или экспорт и тому подобное), о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и так далее.
  3. При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.
  4. На уровне компании-клиента важно иметь информацию о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
  5. Источниками всей этой информации могут служить экономическая, финансовая и отраслевая пресса, руководства по бухгалтерскому учету и аудиту в различных отраслях экономики, учредительные документы компании, рабочие документы прошлых аудиторских проверок.
  6. Кроме того, осмотр предприятия-клиента поможет получить информацию об организации производства, мощностях проверяемой организации, бухгалтерском персонале, информационных системах.
  7. Знания о бизнесе клиента используются аудитором при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки. В частности, знания о бизнесе клиента используются при оценке неотъемлемого риска и риске системы контроля, при определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур. Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на основе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и так далее.
  8. Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе.

2. Виды информации о бизнесе клиента.

  1. Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.
  2. К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:
  • общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
  • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
  • инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства:
    • денежно-кредитная;
    • фискальная;
    • наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
    • тарифы, торговые ограничения;
  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
  • другая общеэкономическая информация.
  • Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.
  • Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.
  • К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится, например, следующая:
    • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
    • цикличность (сезонность) деятельности;
    • изменения в технологии производства;
    • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
    • спад или расширение деятельности в отрасли;
    • неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
    • основные экономические и статистические показатели;
    • специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т.п.) и особенности бухгалтерского учета;
    • экологические требования и проблемы;
    • нормативно-правовая база;
    • наличие и стоимость источников энергии;
    • другие отраслевые данные.
  • Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература. Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.
  • Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.
  • При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента:
    1. Управление и структура собственного капитала:
    • вид предприятия – частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
    • собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
    • структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
    • организационная структура;
    • задачи, философия, стратегические планы руководства;
    • приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
    • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
    • совет директоров:
      • состав;
      • деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
      • независимость и контроль за деятельностью управляющих;
      • периодичность заседаний;
      • наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;
      • наличие политики корпоративного поведения;
      • замена профессиональных консультантов (например, юристов);
    • управляющие:
      • опыт и репутация;
      • текучесть кадров;
      • основной финансовый персонал и его статус в организации;
      • укомплектованность бухгалтерии кадрами;
      • планы стимулирования или премирования как часть вознаграждения (например, в зависимости от прибыли);
      • использование прогнозов и бюджетов;
      • давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
      • управленческие информационные системы;
    • наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
    • отношение к внутреннему контролю.
  • Деятельность проверяемого субъекта – продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность:
    • характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
    • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
    • наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
    • продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
    • важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях «точно в срок»);
    • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
    • франшизы, лицензии, патенты;
    • важные категории расходов;
    • расходы на исследования и разработки;
    • активы, обязательства и операции в иностранной валюте – по типам валюты, хеджирование;
    • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
    • действующие информационные системы, планируемые изменения;
    • структура задолженности, включая условия и ограничения.
  • Финансовая деятельность – факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:
    • основные показатели и статистика;
    • тенденции.
  • Условия, в которых подготавливается отчетность:
    • внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
  • Законодательство:
    • среда регулирования и нормативные требования;
    • налогообложение;
    • показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
    • требования к аудиторскому отчету;
    • пользователи финансовой отчетности.

    3. Систематизация полученной информации о бизнесе клиента.

    1. Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.
    2. До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.
    3. Предварительно собранная информация о бизнесе клиента может быть систематизирована аудитором с помощью бланка рабочего документа III-D «Лист предварительного планирования».
    4. Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором с тем, чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.
    5. В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и /или аудиторское заключение.
    6. Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны отражаться в бланке рабочего документа аудитора III-C «Информация о деятельности клиента». Рабочий документ с описанием бизнеса клиента подтверждается подписями заполнивших его лиц и обновляется в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно данный документ копируется, копия остается в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник – в файле текущей аудиторской проверки. Таким образом, аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, произошедшие из года в год работы в данным клиентом.

    Все необходимые Бланки можно скачать Здесь

     

    Все статьи цикла «"Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА" в рамках проекта ТАСИС"»

    (состоит из 8 статей)

    Методические рекомендации Изучение системы внутреннего контроля клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Изучение системы бухгалтерского учета клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Получение информации о деятельности клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Документирование (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Определение уровня существенности (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Планирование (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Аудиторская выборка (15 Сентября 2005)

    Новые Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. (15 Сентября 2005)