Основные трудности применения МСФО российскими компаниями

Разработка стратегии...
Источник: ФКЦБ, апрель 2003 г.
Опубликовано: 20 Сентября 2010

3.1. Проблема качественного несоответствия кадрового состава предприятий

Проблема перехода на МСФО не существует отдельно от тех проблем, с которыми сталкивается непосредственно каждое предприятие при попытке перехода на МСФО. Одна из них – человеческий фактор.

Основополагающее отличие российской системы бухгалтерского учета от МСФО – это понятие субъективного суждения бухгалтера, присутствующее в МСФО и отсутствующее в действующей российской системе.

МСФО устанавливают общие принципы формирования показателей финансовой отчетности, такие, как характер, оценка, форма представления и приоритет содержания над формой, надежность, существенность и прочие (более подробно анализ принципов/качественных характеристик финансовой отчетности приведен в Отчете по российскому законодательству). Общие принципы, однако, не заменяют собой стандарты, регулирующие отдельные разделы финансовой отчетности. Очевидно, что все случаи, возникающие в деловой практике, не могут быть освещены в стандартах, и именно этим обуславливается применение бухгалтерского суждения при составлении отчетности. Принципы формирования финансовой отчетности служат основой формирования бухгалтерского суждения, однако это требует высокой квалификации бухгалтера. Такая квалификация подразумевает знание не только собственно правил бухгалтерского учета, но и ряда смежных дисциплин.

Большинство нынешних бухгалтеров начинали работать в системе, основанной на жестких инструкциях сверху; эта система отводила бухгалтеру роль исполнителя законов и инструкций, принимаемых законодательными органами власти. Выражения собственного суждения о способах отражения в финансовой отчетности фактов хозяйственной деятельности от бухгалтера не требовалось. Предполагалось, что законодателям лучше известно, как составлять отчетность, чтобы она в результате давала «достоверное и объективное представление» о финансовом положении предприятия. Неудивительно, что подобное отношение к профессии бухгалтера породило безынициативность последних. И по настоящее время большинство российских бухгалтеров полагает, что основная цель составления финансовой отчетности – это ее подача в налоговые органы. Пользующиеся заемными средствами компании также представляют свою отчетность в банк-кредитор или иному заимодавцу.

Таким образом, требование к бухгалтеру выразить собственное суждение, являющееся основанием для отражения операции в бухгалтерском учете – абсолютно новое явление для отечественной системы бухгалтерского учета, и новая функция для бухгалтера. Это требует значительных, принципиальных изменений в подходе и сознании. Вместе с отходом от позиции технического исполнителя жестких указаний сверху, бухгалтер получает право на выражение собственного мнения в отчетности, а с этим правом – и обязанность квалифицированно аргументировать и отстаивать собственное мнение перед аудитором и любым пользователем отчетности.

В настоящее время одна из проблем, возникающая у российских бухгалтеров при выражении собственного суждения при составлении отчетности, заключается в инертности мышления, присущей любому человеку. Специалист, имеющий многолетнюю привычку и практику работы в соответствии с определенным подходом, не может в течение месяца или двух полностью поменять принципы работы и видение своей профессии. В этой связи необходимо упомянуть письмо Минфина РФ от 15.03.2001 «О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета», в котором критикуется консервативная позиция некоторых из представителей бухгалтерского сообщества.

Определенную сложность представляет собой менталитет практических работников и сложившиеся подходы к организации бухгалтерского учета, что необходимо учитывать при разработке новых стандартов, комментариев и дополнений. Практика показывает, что даже при наличии квалифицированных специалистов-консультантов, внедрение МСФО в бухгалтерский учет российских компаний сопряжено со значительными сложностями. Необходимо переучивать бухгалтеров, менять их отношение к МСФО в целом, преимущественно к налоговому аспекту бухгалтерского учета. Ощутимым препятствием является боязнь бухгалтеров оторваться от привычного плана счетов. Должным образом повлиять на менталитет специалистов бухгалтерского профиля, постепенно изменяя его в соответствии с требованиями рыночной экономики и необходимостью перехода на МСФО, могут профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

Низкая обеспеченность рынка услуг по МСФО квалифицированными кадрами создают определенные трудности при выборе консультанта и объясняют высокую стоимость услуг консалтинга по применению МСФО, а также аудитора отчетности, составленной по МСФО.

Квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им компетентно разбираться в тонкостях составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО и оценить ее достоверность.

По предварительным результатам анкетирования, компании эмитенты оценивают свою обеспеченность кадровых ресурсов как недостаточную (96% ответивших компаний).

При этом 23% респондентов считают, что им придется прибегнуть к найму специалистов, и лишь 73% полагают, что они смогут использовать имеющиеся кадровые ресурсы, но это потребует дополнительного обучения. Только 4% ответивших считают, что их кадровых ресурсов будет достаточно для перехода на МСФО.

При этом, по мнению Консультантов, компаниям зачастую более выгодно прибегнуть к услугам внешним консультантов (аутсорсингу), чем содержать собственный штат квалифицированных специалистов по МСФО. По оценкам Консультантов, затраты компании на содержание высококвалифицированного специалиста по МСФО составят примерно 100 тыс. долларов США в год.

Такая нехватка кадровых ресурсов говорит о необходимости как можно быстрее создать эффективную сертифицирующую организацию по МСФО, с целью повышения предложения специалистов в области МСФО на российском рынке.

3.2. Несовершенство законодательной базы

Ключевая проблема реформы системы бухгалтерской отчетности – создание самой законодательной базы по данному вопросу, полной, ясной, непротиворечивой и согласованной с остальным законодательством. Это – экспертная задача, не требующая значительных капиталовложений, институциональных преобразований и т.п., и решение ее в основном зависит от заинтересованности Правительства и настойчивости делового сообщества.

В последние годы Минфин РФ издал большое количество нормативных документов, прежде всего ПБУ, по содержанию близких к МСФО (данный вопрос более подробно рассмотрен в Отчете по российскому законодательству). Так, современное российское бухгалтерское законодательство прямо или косвенно декларирует многие принципы, утвержденные МСФО (уместность, надежность, существенность, допущение о непрерывности деятельности), а также новые для отечественного учета бухгалтерские концепции (рыночная стоимость, условные обязательства, события после отчетной даты, консолидированная (сводная) отчетность и др.). Однако проблема состоит в том, что данные новшества очень мало реализуются российскими предприятиями на практике, вследствие чего возникает большой разрыв между системой бухучета, установленной законодательно, и российской практикой.

В настоящее время в России в нормативных документах отсутствуют определения многих базовых понятий. Принципы составления отчетности вскользь упоминаются в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998г.). Кроме того, в ПБУ 1/98 указано (п.7), что принципы формирования отчетности (осмотрительность, полнота, приоритет содержания над формой и прочее) должны быть оговорены Учетной политикой организации, то время как данные базовые понятия должны быть в действительности установлены Минфином. В Учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной организации, но в ней не следует копировать положения отдельных ПБУ.

Применение МСФО для составления отчетности осложняется недостаточностью разъяснений по практическому применению устанавливаемых правил, а также тем, что новые правила зачастую противоречат требованиям, содержащимся в действующих нормативных документах. В качестве примера можно привести сложности, с которыми сталкиваются бухгалтеры при выборе метода начисления амортизации или при решении вопросов о предполагаемой экономической выгоде.

С другой стороны, значительные проблемы создает привычка российских бухгалтеров работать согласно подробным инструкциям, исчерпывающим и однозначным правилам ведения учета. В большинстве случаев это выражается в неготовности к вынесению профессиональных суждений относительно экономической ситуации своего предприятия. Например, бухгалтеру не разъяснено действие принципа соответствия доходов и расходов, и остается неясным, чем руководствоваться при выборе того или иного метода, каким образом определить модель будущих экономических выгод, которые принесет объект основных средств.

Решающая роль в разработке и принятии стандартов принадлежит Министерству финансов России. При этом специалисты из частного сектора могут привлекаться в качестве независимых экспертов.

3.3. Прочие проблемы

В настоящее время на предприятиях, составляющих международную отчетность, также лежит бремя представления отчетности в соответствии с российскими стандартами. Более того, некоторые из них ведут параллельный учет (в соответствии с GAAP.ru США или МСФО), что неизбежно приводит к росту расходов на бухгалтерию или консалтинг.

Реформа бухгалтерского учета должна сделать эффективной существующую систему ведения учета и представления отчетности, чтобы устранить бремя ведения параллельного учета и составления двух различных отчетностей.

Противоречивая система взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения зачастую приводит к невостребованности информации со стороны пользователей и одновременно – недостатку информации, которая является необходимой. Для бухгалтеров и других практических работников основным пользователем финансовой отчетности являются в первую очередь налоговые органы, что отрицательным образом сказывается на достоверности и нейтральности отражаемых показателей. Именно поэтому бухгалтеры с неудовольствием относятся к нововведениям, разделяющим налоговый и финансовый учет, не видя заинтересованного пользователя для отчетности, составленной для целей, отличных от налоговых, и в соответствии с требованиями, отличными от требований налоговых органов.

В настоящее время наблюдается недостаток в практических рекомендациях по применению МСФО, а кроме того, отсутствует профессиональный орган, способный предоставить грамотную консультацию по вопросам применения МСФО. Разработка таких рекомендаций должна осуществляться на основе российских практических примеров по результатам пилотных проектов по продвижению МСФО в России (case studies).

Проблемой также является отсутствие официального перевода МСФО на русский язык. Консультанты считают необходимым рекомендовать официальный перевод для практического использования и в дальнейшем переводить и публиковать МСФО и рекомендации по их применению на постоянной основе.

3.4. Меры по решению основных проблем применения МСФО компаниями

Законодательная поддержка перехода на МСФО

  • Создать механизм поддержки внедрения МСФО в России, предусматривающий как поддержку компаний, уже применяющих МСФО, или собирающихся начать их применение, так и поддержку российских инвесторов на рынке капитала в части получения достоверной информации, составленной по МСФО, в отношении компаний – участников рынка ценных бумаг необходимо введение соответствующих требований к раскрытию этой информации.
  • Необходимо внести изменения и дополнения в законодательство об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг в части раскрытия и аудита сводной финансовой отчетности по международным стандартам, а также в части требований к листингу ценных бумаг на организованном рынке.
  • Придать МСФО правовой статус в РФ, возможно, аналогично создаваемому в ЕС механизму «поддержки МСФО». Также необходимо создать общественный орган7, состоящий из специалистов по МСФО, действующий при поддержке государственных органов.
  • Необходимо внести изменения в «Закон об аудиторской деятельности» в части придания соответствующего статуса аудиту отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
  • В дальнейшем целесообразно создать условия, при которых МСФО возможно будет применять в качестве единой основы для составления финансовой отчетности для целей раскрытия информации о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях, о существенных фактах хозяйственной деятельности, для использования показателей отчетности по МСФО, для целей корпоративного права (расчета чистых активов, дивидендов etc).
  • Создать механизм контроля за применением МСФО на базе профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний. Участие государства – на уровне контроля за соблюдением требований к раскрытию информации и ее достоверности, в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Для этого необходимо повысить роль ФКЦБ России в части контроля за деятельностью аудиторов на рынке ценных бумаг. Консультанты считают, что целесообразно создать при ФКЦБ России профессиональный орган по вопросам практического внедрения МСФО в целях обеспечения оперативной системы регулирования вопросов применения МСФО компаниями-эмитентами ценных бумаг.

Кадровая поддержка внедрения МСФО

  • Разработка программы обучения МСФО для бухгалтеров, аудиторов и работников налоговых служб как пользователей финансовой отчетности.
  • Разработка и введение программы непрерывного образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов, соответствующей требованиям Международной федерации бухгалтеров.
  • Принятие концепции обучения специалистов по МСФО в России в рамках сертифицирующей организации (см. План мероприятий по переходу российских компаний на МСФО).

Финансовая поддержка перехода на МСФО

По мнению Консультантов, для эффективного перехода предприятий России на МСФО государственными органами должен быть профинансирован ряд мероприятий для обеспечения процесса перехода. В частности, к ним можно отнести следующие:

  • Организационные работы по разработке уточненного варианта перевода МСФО;
  • Разработка уточненного варианта перевода Международных стандартов аудита;
  • Разработка концепции и создание системы регулирования ответственности аудиторов по международной отчетности;
  • Правовое урегулирование деятельность саморегулируемого профессионального объединения по МСФО с законодательным определением полномочий по контролю за качеством услуг по составлению отчетности и аудиту международной отчетности, проводимой по МСА;
  • Расходы на создание Общественного Совета по МСФО, закрепление его полномочий;
  • Расходы на создание саморегулируемой организации по МСФО (единой для бухгалтеров и аудиторов);
  • Разработка требований к тендеру по выбору организации для разработки методических рекомендаций;
  • Разработка методических рекомендаций по МСФО;
  • Разработка базового комплекта практических рекомендаций, применимых во всех или в большинстве отраслей;
  • Разработка отдельных пакетов практических рекомендаций по секторам экономики;
  • Разработка комплекта сверочных таблиц по МСФО и GAAP.ru США;
  • Создание толковых словарей терминов МСФО;
  • Организация процесса обучения и сертификации государственных служащих, работающих с отчетностью по МСФО;
  • Другие вопросы.

Что касается затрат, которые понесут предприятий, их подробный список приведен в разделе 2 Характеристика ресурсов, требующихся компаниям при переходе на МСФО.

Мнение компаний относительно основных проблем, с которыми столкнуться компании при переходе на МСФО, представлено на следующей диаграмме (по результатам предварительного опроса).

Таким образом, по мнению представителей компаний, основными проблемами, с которыми столкнутся компании на переходном периоде, будут, в первую очередь, нехватка кадровых ресурсов (пути разрешения данной проблемы рассмотрены в Плане мероприятий по поддержке российских предприятий при переходе на МСФО), затем – несовершенство законодательной системы регулирования (смотри подробнее в Отчете по российскому законодательству). Помимо этого, компании считают, что проблемы вызовет замена программного обеспечения (смотри подробнее в Отчете о программном обеспечении для ведения учета и составления).


7Например, в форме Общественного Совета, состоящего из представителей аудиторских компаний, сотрудников отделов международной отчетности крупных компаний, представителей биржевых площадок и т.п.