Отличия национальных стандартов от МСФО
Введение
Данный раздел посвящен самым всесторонним с географической точки зрения исследованиям отличий национальных стандартов от МСФО: Доклад по GAAP.ru 2001 для Международного форума по развитию финансовой отчетности (IFAD). В этом докладе рассматривается ситуация в 62 странах, а также расхождения с МСФО с одной единственной точки зрения: как той или иной стране следует изменить свои правила и привести их в соответствие с МСФО. Иными словами, в центре внимания оказались пробелы в национальном законодательстве и расхождения с МСФО.
Подробности методологии и содержания доклада МФРФО (IFAD) описаны ниже в подразделе 5.2. Кроме того, там более подробно разбираются отличия от МСФО национальных систем Германии, Франции, Великобритания и США.
Было опубликовано несколько исследований, где подробно рассматривались различия между МСФО и тем или иным отдельным набором правил финансовой отчетности. В отличие от доклада МФРФО (IFAD), эти исследования обычно посвящены тем случаям, в которых национальные правила оказываются шире или жестче, чем МСФО. Список некоторых подобных работ приводится в Приложении F.
Исследование для МФРФО (IFAD)
МФРФО (IFAD) представляет собой свободное объединение членов, заинтересованных в улучшении и международной стандартизации финансовой отчетности. В их число входят Всемирный Банк, МОКЦБ (IOSCO) и крупнейшие аудиторские фирмы. Впервые форум собрался в 1999. Семь крупнейших аудиторских фирм провели исследования GAAP.ru 2000 и GAAP.ru 2001. Одной из целей было показать, как далеко от МСФО находятся национальные правила многих стран. В этих исследованиях органы государственной власти могут найти контрольный перечень крупных вопросов, которыми придется заниматься, если будет поставлена задача конвергенции с МСФО.
В ходе исследования по GAAP.ru 2001, 62 страны были опрошены на предмет соответствия (на 31 декабря 2001 г.) их национальных правил МСФО. Участвовавшие в исследовании 62 страны производят более 95% мирового ВНП. Девять стран из этого списка не были охвачены предыдущим исследованием GAAP.ru 2000. Поэтому продвижение по направлению к МСФО за истекший год оценивалось на примере 53 стран из первоначального списка. Для проведения исследования GAAP.ru 2001 в каждой стране крупные фирмы образовали комитет для того, чтобы достичь национального консенсуса для ответов на поставленные вопросы. Профессор Кристофер Ноубс составил опросный лист и разослал дополнительные вопросы национальным комитетам для того, чтобы обеспечить единое понимание смысла вопросов всеми участниками. Затем он составил обобщение различий, которые, были также согласованы с национальными комитетами.
Необходимо отметить, что исследование было сосредоточено на тех областях, где национальное законодательство не допускало или не требовало использования МСФО. В результате, те случаи, в которых национальные правила оказывались более жесткими или более детально прописаны, нежели МСФО, не рассматривались. Например, не упоминались случаи, когда национальные правила не допускали оценки запасов по методу ЛИФО (последний – поступление, первый – выбытие), хотя МСФО 2 допускает его. Рассмотрение требований по раскрытию информации также было сведено к нескольким крупным темам.
Отличия от МСФО были сгруппированы по четырем категориям:
- Отсутствие местных правил признания и оценки,
- Отсутствие местных требований по раскрытию информации,
- Отличия от МСФО, которые могли бы повлиять на многие компании,
- Отличия, которые могли бы повлиять небольшое число компаний.
Поскольку никаких крупных изменений в МСФО за период с 31 декабря 2001 по 31 декабря 2002 г. сделано не было, никакого непосредственного обновления результатов исследования GAAP.ru 2001 проводиться не будет. Однако крупные фирмы работают над изучением национальных планов конвергенции с МСФО. На момент написания (ноябрь 2002 г.), все еще на стадии проекта.
В следующих подразделах рассматриваются наиболее серьезные отличия национальных правил четырех стран от МСФО по состоянию на 31 декабря 2002 г. В отличие от исследования, представленного МФРФО (IFAD), мы включили сюда те случаи, в которых национальные правила оказываются более подробными или жесткими, нежели МСФО. Также, в отличия от исследования, проведенного для МФРФО (IFAD), мы использовали ссылки на отчетность отдельных юридических лиц наряду с консолидированной отчетностью.
- Германия
Главные различия между МСФО и немецкими правилами показаны в таблицах 6 и 7. В первой из них видно, каким образом правила Германии не допускают или не требуют использования МСФО. Данные представляют собой переработку информации, содержащейся в исследовании GAAP.ru 2001, с упором на главные вопросы. Другая таблица содержит несколько важных примеров тех случаев, в которых немецкие правила оказываются более жесткими, чем МСФО. Основные отличия обобщены в таблице 8.
Вне этих таблиц осталось возможное воздействие на ситуацию в Германии других факторов. Такое воздействие наиболее вероятно со стороны налоговой сферы, которая очень сильно сказывается при выборе политики финансовой отчетности в Германии. Более подробно этот вопрос рассматривается в разделе 8.
Таблица 6. Некоторые моменты, в которых правила Германии не допускают или не требуют соблюдения МСФО
|
Источник информации в таблицах с 6 по 17: Nobes and Parker (2002).
Таблица 7. Некоторые моменты, в которых правила Германии не допускают некоторые содержащиеся в МСФО варианты
|
- Франция
Основные различия между МСФО и французскими правилами приведены в таблицах 9 и 10. Первая из них показывает, каким образом правила Франции не допускают или не требуют использования МСФО. Вторая таблица содержит наиболее важные примеры тех случаев, в которых французские правила оказываются более жесткими, чем МСФО; первые два пункта относятся только к индивидуальной отчетности. Основные отличия обобщены в таблице 11.
В отличие от ситуации в Германии, воздействие налогообложения на выбор политики финансовой отчетности здесь опускается, так как мы рассматриваем нормы пока еще не применяемые на практике.
Таблица 9. Некоторые моменты, в которых правила Франции не допускают или не требуют соблюдения МСФО
|
Таблица 10. Некоторые случаи, в которых правила Франции не допускают некоторые содержащиеся в МСФО варианты
|
- Великобритания
Для Великобритании, перечень различий, не допускающих или не требующих МСФО, намного короче, чем в случае Германии или Франции (таблица 12). Однако таблица 13 содержит намного более длинный перечень (в отличие от списков для Германии и Франции) аспектов, в которых правила Великобритании оказываются жестче. Первые два пункта в таблице 13 будут, вероятно, упразднены поправками в МСФО в 2003 г. Другие исчезнут позже. Предложения поправок в британские стандарты были опубликованы в 2002 г. В случае их принятия некоторые из пунктов в таблице 12 подвергнуться изменениям. Различия, существующие в 2002 г., обобщены в таблице 14.
Как будет разъяснено позже, в разделе 8, воздействие налогообложения на ситуацию в Великобритании (а также в США) значительно слабее, чем в Германии или во Франции. Причина этого заключается в значительно меньшем количестве увязок между налоговыми и финансовыми правилами, как в Великобритании, так и в США.
Таблица 12. Некоторые случаи, в которых правила Великобритании не допускают или не требуют соблюдения МСФО
|
Таблица 13. Некоторые случаи, в которых правила Великобритании не допускают некоторые содержащиеся в МСФО варианты
|
- США
В таблице 15 содержится весьма краткий список тех случаев, в которых правила США не допускают или не требуют соблюдения МСФО. Во многих областях правила США намного подробнее проработаны, чем МСФО. Главные параметры, по которым правила США жестче МСФО, показаны в таблице 16. Первый пункт исчезнет после внесения в МСФО поправок, предложенных в 2002 г. В конце 2002 г., Правление КМСФО и ССФО США (FASB) объявили о намерении ликвидировать ряд различий уже в ближайшее время. Данный проект только что начат. Таблица 17 содержит обобщение различий между правилами США и МСФО за 2002 г.
Таблица 15. Некоторые случаи, в которых GAAP.ru США не допускают или не требуют соблюдения МСФО
|
Таблица 16. Некоторые варианты МСФО, недопустимые по GAAP.ru США
|