Первые шаги пенсионной реформы

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Татьяна Платонова

опросы пенсионного обеспечения граждан становятся особенно актуальными сейчас, когда осуществляется реформирование социальной сферы.

Основные направления реформы пенсионной системы – сделать ее страховой, чтобы размер пенсии зависел от количества лет уплаты страховых взносов в пенсионную систему и от сумм этих страховых взносов.

Первым принципиальным шагом в реформировании системы государственного пенсионного обеспечения стало введение с 1 апреля 1996 года закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он установил правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о физических лицах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Пенсионные права каждый человек накапливает в течение своей трудовой деятельности. До принятия закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» учет страховых взносов проводился в целом по предприятию и учитывался одной суммой. Основная их часть определялась общим заработком работающих на этом предприятии. Стаж устанавливался на основании записей трудовой книжки за весь период трудовой деятельности непосредственно при назначении пенсии.

С введением персонифицированного учета для каждого работающего на территории России Пенсионным фондом Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет и выдается Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На открытый лицевой счет помещаются данные о стаже, заработке и страховых взносах этого человека. Он может менять место работы, работать по совместительству, трудовому договору, зарегистрироваться как предприниматель, но сведения о стаже, заработке и страховых взносах будут поступать в этот единственный лицевой счет. Когда наступит страховой случай, установленный пенсионным законодательством (например, исполнится пенсионный возраст), данные из индивидуального лицевого счета будут той основой, которая определит размер пенсии этого человека. Со временем отпадет необходимость представления трудовых книжек, т.к. информацию, необходимую для назначения пенсии, органы социальной защиты будут получать из базы данных системы персонифицированного учета, в которой отражены все этапы трудовой деятельности человека.

Закон обязывает Пенсионный фонд Российской Федерации вести учет по каждому работнику, за которого уплачиваются страховые взносы, в соответствии с установленными периодами отчетности. Если организация прекратит свое существование, все сведения на работников сохранятся, т.к. работодателю не будет дано разрешение на ликвидацию организации до тех пор, пока он не представит индивидуальные сведения на всех работников. Таким образом, станет гораздо меньше случаев, когда люди не могут подтвердить факт своей работы при выходе на пенсию из-за отсутствия организации. Практически отпадает вероятность назначения пенсий по фиктивным справкам и трудовым книжкам.

Индивидуальный учет накладывает определенные обязанности на работодателей: администрация всех организаций должна представлять в ПФР учетную информацию по всем своим работникам. Это определено законодательством, которое предусматривает и определенные санкции за несвоевременное выполнение соответствующих процедур. За несвоевременное представление индивидуальных сведений или представление недостоверных или неполных сведений в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 года № 38-ФЗ к работодателям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% от суммы страховых взносов, причитающихся к уплате за отчетный квартал.

Реализация Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в г. Москве осуществляется поэтапно с 1996 года.

Москва – один из пяти регионов, на которых отрабатывался пилотный проект ведения персонифицированного учета. Участие в пилотном проекте приняли граждане г. Москвы, нанимаемые на работу через фирму «Инпредкадры» ГлавПДК при МИД РФ.

В 1997 году в г. Москве проводилось массовое анкетирование всех работающих граждан. В результате было открыто 5,5 тыс. индивидуальных лицевых счетов.

Кроме работающих граждан открыты лицевые счета лицам, состоящим на учете в службе занятости, а также учащимся и студентам.

С 1998 года Отделением отрабатывалась технология сбора индивидуальных сведений, представляемых работодателями на застрахованных лиц. Полномасштабная работа по сбору индивидуальных сведений за периоды, начиная с 1997 года, проводилась с 1999 года. Собранные сведения вводились в базу данных системы персонифицированного учета только после проведения процедуры сверки их с расчетной ведомостью по общим начислениям заработка (дохода) и страховым взносам в Пенсионный фонд. Кроме того, достоверность полученных сведений на застрахованных лиц достигается путем арифметических и логических проверок программным обеспечением при вводе в базу данных и путем документальных проверок непосредственно в организации.

На сегодняшний день за периоды, начиная с 1997 года, были представлены работодателями и введены в БД ПТК СПУ более 15 млн. индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц.

Внедрение персонифицированного учета позволит назначать пенсии в зависимости от результатов труда конкретного работника, обеспечить контроль за достоверностью представляемых сведений не только со стороны ПФР, но и самого застрахованного лица. В соответствии с законодательством гражданин, зарегистрированный в системе персонифицированного учета, вправе обратиться в ПФР за выпиской о состоянии своего лицевого счета. Данная информация предоставляется застрахованному лицу бесплатно один раз в год. Кроме того, за 3 месяца до наступления пенсионного права он будет информирован о величине оплаты своего труда и учтен..ных страхо.вых взносах за период с 1997 года.

Для увязки с действующим пенсионным законодательством и практического применения результатов персонифицированного учета при назначении пенсий 5 мая 1997 года был принят закон № 77-ФЗ, который дополнил статьи 96 и 102 закона РФ от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с названным законом среднемесячный заработок и трудовой стаж за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Отработка данного этапа ведения персонифицированного учета в г. Москве началась в январе 2000 года на базе районного управления социальной защиты населения «Алексеевское».

В результате проведения эксперимента было произведено 600 назначений пенсий по данным персонифицированного учета.

Специалистами Отделения Пенсионного фонда России по г. Москве и Комитета социальной защиты населения Москвы был подготовлен и утвержден новый порядок представления документов для назначения пенсий с использованием сведений персонифицированного учета.

С 1.09.2000 года новый порядок вводится для жителей, работающих в организациях, расположенных на территории Алексеевского, Мещанского и Останкинского районов или обращающихся за назначением (перерасчетом) пенсии в данный РУСЗН, а со второго полугодия 2001 года – для всех жителей Москвы.

Персонифицированный учет – основа для реформирования пенсионной системы. Существующая распределительная система назначения пенсий изжила себя. Она была эффективна в период жесткого регулирования экономики. Персонифицированный учет позволит осуществить переход от распределительной системы назначения пенсий к системе с элементами накопления.

Сегодня можно сказать, что сделан первый шаг к пенсионной реформе. Следующим важным направлением является введение накопительной системы.

Накопительная система представляет собой финансирование выплат пенсии за счет заранее сформированного фонда, образованного, в том числе из взносов самого человека, которые производились и накапливались в течение его трудовой жизни. Пенсионные резервы имеют персонифицированный характер и используются для выплаты индивидуальной пенсии.

Лица, не накопившие на достойную пенсию, получают пенсию из распределительной системы.

Предполагается, что ПФР откроет специальный накопительный счет для сбора установленной законом доли страховых взносов. На базе таких поступлений будет формироваться именной резерв гражданина.

Программа реформирования предусматривает формирование смешанной пенсионной системы, в которую в зависимости от источников финансирования составными частями входят:

  • государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, когда пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в ПФР (солидарно-распределительная система) и инвестиционного дохода от их размещения;
  • государственное пенсионное обеспечение лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию (например, инвалиды с детства);
  • дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое исключительно на накопительном принципе как за счет обязательных, так и добровольных взносов работодателей и граждан.

Ожидается, что в перспективе трудовая пенсия будет примерно в равной пропорции формироваться из распределительного и накопительного источников. Одновременно программа предусматривает создание благоприятных условий для инвестирования накопительных пенсионных средств в интересах получателей пенсий, а также введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию. Поскольку создание профессиональных пенсионных систем, вместо нынешнего льготного пенсионного обеспечения потребует установления дополнительных тарифов, предусматривается снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда.

На ход реформы отрицательно влияет задержка с принятием нового Кодекса законов о труде, который должен учесть произошедшие изменения, как в стране, так и в ее законодательстве. Возникла также необходимость отработать нормативы, призванные заменить нормы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет, а также установить порядок зачета в трудовой стаж периодов деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы.

Окончательное решение по пенсионной реформе откладывается на 2001 год.

Татьяна Михайловна Платонова является начальником отдела организации персонифи.цированного учета Отделения ПФР по г . Москве . С ней можно связаться по телефону (095) 189 2206 .

 

Все статьи цикла «Бюллетень Июль / Август 2000»

(состоит из 11 статей)

Парламентские слушания по Международным стандартам финансовой отчетности (16 Сентября 2005)

Вступление РКА в Международную федерацию бухгалтеров (16 Сентября 2005)

Стратегия составления финансовой отчетности в странах ЕС: перспективы развития (16 Сентября 2005)

Решения Правления КМСФО (16 Сентября 2005)

Новая структура КМСФО (16 Сентября 2005)

Международные стандарты аудита. Специальное интервью (16 Сентября 2005)

Учредительная конференция ИПАР (16 Сентября 2005)

Влияние инфляции и связанное с ней падение покупательной способности российского рубля (16 Сентября 2005)

Бенчмаркинг – средство повышения эффективности хозяйственной деятельности (16 Сентября 2005)

Первые шаги пенсионной реформы (16 Сентября 2005)

Современные проблемы развития бухгалтерского учёта и аудита в России (16 Сентября 2005)