Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), выработанные за последние пятнадцать – двадцать лет, стали одной из общепринятых норм экономического мышления. Они являются формальным языком делового общения и позволяют оценить финансовое состояние и экономический потенциал контрагентов без влияния национальных особенностей бухгалтерского учета. Они раскрывают многие стороны экономической жизни фирмы и просвечивают ее насквозь подобно рентгеновскому лучу.
МСФО призваны прежде всего обеспечить прозрачность и достоверность информации об экономическом положении фирмы. Именно эти функции являются сегодня наиболее важными для отечественного бизнеса.
Задача финансового менеджмента заключается в сохранении и приумножении капитала акционеров и инвесторов, контроле за собственностью. Там где текут денежные потоки происходит столкновение интересов различных людей и социальных групп, возникают конфликтные ситуации, связанные с переделом собственности и сфер экономического влияния. Поэтому наиболее острой проблемой для инвесторов и акционеров является сохранность их капитала.
Применение МСФО в «Альфа Телеком»
Компания «Альфа Телеком» была создана в 1995 году с участием западного капитала. Мажоритарный акционер компании «Телекоминвест» с самого начала проводил адекватную западным представлениям экономическую политику. Подбор кадров осуществлялся предельно строго, основным критерием были профессионализм и отсутствие склонности к злоупотреблениям. В результате в компании сформировался коллектив ответственных и порядочных сотрудников.
Следующим шагом на пути повышения управляемости бизнеса стало внедрение у нас системы параллельного бухгалтерского учета, основанной на стандартах US GAAP.
Основным мотивом, которым руководствовался менеджмент холдинга «Телекоминвест», внедряя US GAAP являлась потребность в консолидации учетной информации по холдингу. Составленная по US GAAP отчетность дочерних компаний холдинга консолидировалась, а затем отправлялась его акционерам на Запад.
Использование «Телекоминвестом» стандартов US GAAP было продиктовано, с одной стороны, требованиями его акционеров, с другой, стремлением получить доступ к фондовому рынку США.
Подобно тому, как холдинг действовал на первоначальном этапе своего развития, сегодня большинство отечественных компаний осваивают МСФО для того, чтобы обеспечить себе выход на рынки международного капитала, привлечь западный кредит или создать совместный с иностранными инвесторами бизнес. Таким образом, они раскрывают информацию больше не для себя, а для своих западных партнеров и потенциальных инвесторов.
Использование учетной функции бизнеса, основанной на международных стандартах, для построения системы бюджетирования в компании и оперативного мониторинга деятельности
В основе учетной системы, построенной на базе МСФО, лежат следующие принципы: достоверность, своевременность, осмотрительность и полезность. Их использование позволяет решить проблему открытости и прозрачности компании. Сложно переоценить важность двух вышеназванных элементов для успешного ведения любого бизнеса.
Построенная в нашей компании система учета на основе US GAAP базируется на использовании первичной информации, поступающей из счетов национального бухгалтерского учета.
В качестве валюты отчетности принят доллар США. Периодом отчетности являются месяц и квартал. При расчете выручки и затрат используется принцип начисления. Оценка внеоборотных активов и капитала дается по их исторической стоимости и номинируется в долларах США. Нормы амортизационных отчислений приняты на уровне рекомендуемых требований стандарта US GAAP (10–25% по внеоборотным активам).
Основным показателем, характеризующим финансовый результат работы компании за период, является операционная маржа, рассчитываемая как прибыль до налогообложения плюс амортизация. На наш взгляд, в сегодняшних условиях данный показатель наиболее адекватно отражает реальный финансовый результат работы компании за период, ее возможности к осуществлению инвестиционных вложений за счет внутренних источников.
Принятая в России система бухгалтерского учета совершенствуется из года в год, однако до сих пор имеет существенные недостатки, такие как:
- неадекватные реалиям жизни нормативы включения в себестоимость некоторых расходных статей. Так, согласно действующим нормативам, компания должна отправлять работника в командировку (без учета оплаты найма жилого помещения) всего на два доллара в день ( 55 руб.), ограничивать расходы на рекламу и обучать работников на сумму, не превышающую двух процентов от фонда оплаты труда. Данные ограничительные меры фискального законодательства с одной стороны, препятствуют динамичному развитию бизнеса и освоению новых рынков, с другой – подталкивают менеджмент компаний к налоговым правонарушениям;
- неадекватные нормативные ставки амортизационных отчислений. Так, действующие ныне ставки амортизации по легковым автомобилям составляют 12 – 14 % годовых, т.е. предполагается, что машина будет бессменно и без капитального ремонта эксплуатироваться компанией на протяжении семи – восьми лет ;
- занижение реальной действительной стоимости активов, приобретенных в период высокой инфляции. Например, стоимость состоящего на балансе нашей компании автомобиля Nissan Almera 1997 года выпуска составляет по национальным учетным данным всего около трех тысяч долларов США в то время как его реальная цена на свободном рынке – не меньше десяти тысяч. Данное обстоятельство зачастую позволяет недобросовестным менеджерам списывать под разными предлогами недооцененные активы, а затем продавать их с большим выигрышем для себя;
- распределение затрат между себестоимостью и прибылью. Согласно действующим нормативным положениям Министерства финансов Российской Федерации компании не могут относить на себестоимость и уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину некоторых статей расходов, которые, хотя и связаны самым непосредственным образом с их операционной деятельностью, но не содержат в себе очевидных доказательств того, что компания не смогла бы без них обойтись. Так, например, мы не можем относить на себестоимость оплату услуг организаторов семинаров по проблемам развития рынка, поскольку в фискальной трактовке данные затраты не связаны с текущей операционной деятельностью, а значит, не могут быть признаны жизненно необходимыми для функционирования фирмы.
Шаги по реформированию системы бухгалтерского учета, предпринимаемые сегодня Правительством России и Министерством финансов при поддержке международных организаций, позволяют надеяться на то, что уже в ближайшие три – пять лет может произойти определенная интеграция национальной и международной систем учета.
С 1 января 2000 г., произошли значительные изменения в структуре национального Баланса и Отчета о прибылях и убытках, приблизившие эти выходные формы отчетности к международным стандартам. В частности, была решена одна из проблем Баланса. Согласно действовавшей до 2000 года форме Баланса, убытки, полученные компанией в текущем году, и убытки прошлых лет не относились на уменьшение капитала, а учитывались в активах. Таким образом, происходило завышение валюты баланса на величину убытков! Данное обстоятельство порождало в балансах компаний категорию несуществующих, «виртуальных» активов и приводило к завышению реальной валюты баланса.
Однако, несмотря на определенный прогресс в деле реформирования национальной системы бухгалтерского учета, продолжают оставаться три основные проблемы, которые мешают и будут мешать приближению национальной учетной системы к международным стандартам, повышению ее открытости и адекватности реалиям жизни:
- низкий уровень общественной и деловой морали;
- фискальная ориентация национальной системы учета;
- отсутствие понимания целей и задач трансформации национальной системы учета и навыков работы с международными стандартами у большинства отечественных менеджеров и бухгалтеров.
При постановке западной системы учета в нашей компании, были определены цели и задачи трансформации отчетности, принято решение по выбору ее формата и построению самих электронных таблиц перекладки.
В формате электронных таблиц было создано несколько файлов, в которых происходит перекладка информации, поступающей из национальной системы счетов, в отчетность US GAAP. Система перекладки была и остается достаточно простой, но при этом она полностью отвечает сегодняшним потребностям нашего бизнеса по критерию «затраты – результат».
Результат, формирующийся на многочисленных листах электронных таблиц, в конечном итоге трансформируется в показатели трех ведущих выходных форм отчетности – Баланса, Отчета о прибылях и убытках и Отчета о движении денежных средств. Полученная информация с некоторыми цифровыми и текстовыми комментариями отправляется для мониторинга и консолидации нашим акционерам. Подобная работа выполняется один раз в квартал.
Ежедневно на основе выходных форм отчетности по стандартам GAAP создаются аналитические таблицы для оперативного управления компанией, формируется ее ежегодный бюджет.
Система бюджетирования стала одним из наиболее важных следствий внедрения отчетности US GAAP в нашей компании. Сегодня на ее основе принимается абсолютное большинство управленческих решений. Ежегодно на собрании акционеров происходит утверждение годового бюджета компании. Его основными контрольными формами являются Баланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денежных средств, выполненные в соответствии со стандартами US GAAP.
Поскольку одной из основных стратегических задач компании является генерирование денежных потоков для инвестирования в развитие ее бизнеса, при оценке финансовых результатов работы акционеры обращают внимание прежде всего на следующие показатели:
- в Отчете о прибылях и убытках – на операционную маржу, рассчитываемую как прибыль до налогообложения плюс амортизация, и отражающую внутренние источники самофинансирования ;
- в Отчете о движении денежных средств – на чистый денежный поток от операционной деятельности, который является источником реального денежного покрытия инвестиций ;
- в Балансе – на динамику капитала и его долю в пассиве.
Таким образом, реализуется один из основных принципов международных стандартов учета – полезность. Отсутствие многочисленных показателей, от которых рябит в глазах, позволяет акционерам сосредоточить свое внимание на трех основных критериях и тем самым облегчает для них процесс принятия управленческих решений.
Например, если производить анализ возможностей компании по финансированию инвестиций на основе показателя балансовой прибыли, взятого из национального Отчета о прибылях и убытках, придется произвести два дополнительных вычисления: сначала отнять из него сумму издержек, покрытых за счет прибыли текущего периода (так называемые «отвлеченные средства»), затем прибавить к нему сумму начисленной за период амортизации. При более консервативном анализе необходимо дополнительно отнять разницу в нормативах амортизации, отражающую «вмененные» издержки, которые компания не смогла покрыть в результате операционной деятельности, но которые придется понести при обновлении внеоборотных активов.
Наибольшую пользу приносит оперативный анализ двух ведущих показателей – операционной маржи и чистого денежного потока от операционной деятельности. Динамика маржи отражает направление движения средств компании как инвестора, снижение маржи является зачастую признаком ухудшения рыночной конъюнктуры и сигналом для более тщательного мониторинга расходной части Бюджета.
Динамика чистого денежного потока от операционной деятельности – показатель ликвидности компании. Его снижение означает либо ухудшение рыночной конъюнктуры, либо активизацию выплат по долгам.
В первом случае предпринимаются корректирующие меры по сокращению издержек, во втором – менеджмент компании ожидает улучшения плеча финансового рычага, отражающего соотношение заемных и собственных средств.
Принцип достоверности реализуется в ходе ежеквартального мониторинга бюджета компании. Достоверность представляемой информации обеспечивается за счет полного охвата статей издержек, использования реалистичных норм амортизации и осторожного подхода к начислениям по расходным статьям. Принципиальным является то, что в затраты отчетного периода включаются все издержки, фактически произведенные компанией. Они собираются со всех затратных счетов в национальной системе учета, включая счета издержек, покрываемых за счет прибыли.
В результате этого у компании не возникает «бумажной» балансовой прибыли, ее финансовый результат отражает реальную картину, а используемый для целей мониторинга промежуточный показатель операционной маржи позволяет руководству оперативно реагировать на малейшие изменения его динамики.
В случае, если общий объем затрат по какой-либо статье на дату составления отчетности точно неизвестен, используется принцип осмотрительности – начисление максимально возможного объема издержек с проведением, в случае необходимости, корректировок по соответствующим статьям в следующем отчетном периоде. При этом не происходит занижения налога на прибыль, поскольку он отражается по фактическим начислениям, произведенным в национальной системе счетов.
Еще более детальный анализ финансового состояния фирмы производится с использованием Отчета о движении денежных средств, с которым приходится работать ежедневно.
Ежемесячный Отчет о движении денежных средств формируется на основе ежедневного кассового плана. Используя данный инструмент финансового управления, можно каждый день получать оперативную информацию о том, каким объемом денежных средств располагает фирма, откуда пришли и куда направляются денежные потоки, сколько составляет чистый денежный поток от операционной деятельности и, соответственно, какой объем инвестиционных вложений компания способна самостоятельно оплатить в ближайшее время.
При этом с требуемой для целей оперативного управления периодичностью происходит сравнение фактических показателей работы с их бюджетными аналогами. Благодаря этому реализуется еще один крайне важный для управления принцип своевременности.
Сегодня я и мои коллеги уже не можем себе представить, как бы принимались обоснованные и реалистические стратегические решения без наличия у компании бюджета. Невозможно представить себе эффективного оперативного управления ею без использования вышеназванных способов мониторинга.
Прозрачность финансовых потоков компании и достоверность ее отчетности достигаются благодаря использованию системы бюджетирования, построенной на основе выходных форм международных стандартов учета. Применяемый в ней аналитический инструментарий прост и понятен, отражает реальный финансовый результат и может быть получен с любой требуемой периодичностью. Таким образом в нашей системе бюджетирования в полной мере реализуются четыре основные функции международных стандартов учета – достоверность, своевременность, осмотрительность и полезность, которые в свою очередь, делают наш бизнес более управляемым и устойчивым к изменениям во внешней среде.
Евгений Эйнович Паппинен является финансовым директором ОАО «Альфа Телеком», г. Петрозаводск. С ним можно связаться по электронной почте epappin@alpha.karelia.ru.