Назад в будущее
Юбилейный рейтинг аудиторско-консалтинговых групп показал: после пяти лет экспансии в сфере консалтинга аудиторы вновь вернулись к своему основному виду деятельности
Общий объем выручки 150 аудиторско-консалтинговых групп по итогам 2005 года увеличился на 34,5% и достиг 19,5 млрд рублей (см. график 1). Однако главное не в достижении очередного рубежа, а в том, что неожиданно для большинства наблюдателей изменилась структура рынка.
Впервые за пять лет темпы роста доходов от аудиторских проверок значительно обогнали консалтинг: 42% за год против 30%. А ведь еще недавно картина была качественно иной. В 2003-04 гг. доходы от аудита росли на 28% ежегодно, от консалтинга же – на 38% в 2004 году и 54% в 2003-ем.
Впервые тенденция снижения темпов роста консалтинговых услуг была отмечена нами ровно год назад. Однако тогда многие это восприняли как случайную флуктуацию. Может потому, что она противоречила, например, практике западных компаний, представленных на российском рынке. Рассказывает генеральный директор PwC в России, Майк Кубина: «В 2005 году значительно возросла доля консалтинга, что свидетельствует о повышенном спросе российских компаний на консультационные услуги. Необходимость повышения прозрачности и управляемости российских предприятий, как и раньше, обусловит развитие рынка консалтинга на ближайшие годы. В этой связи повышенным спросом будут пользоваться услуги в области организационных изменений, консалтинг по подготовке финансовой и нефинансовой отчетности, совершенствованию систем управления». И это не пустые слова: доходы PricewaterhouseCoopers в России от предоставления консалтинговых услуг за год увеличились на 48% (выручка от оказания аудиторских услуг выросла за год на 17%).
То есть тенденция преобладания аудита была обусловлена поведением, прежде всего, российских компаний.
Региональный настрой
Благодаря вышеупомянутой тенденции доля аудита увеличилась за год на два процентных пункта и составила 42% (см. график 2). Пусть это пока незначительный шаг, но именно такими же темпами, по 2-3 процентных пункта в год, в течение пяти лет консалтинг отвоевывал у аудита свои позиции. Напомним, что в 2000 году на долю аудита приходилось 54%, а в конце 2004-го – уже лишь 40%.
В чем причины? Прежде всего, этому поспособствовала консолидация усилий АКГ за счет расширения региональных сетей игроками рынка. Только за год количество филиалов выросло более чем на 40% – с 596 до 845! Что в свою очередь увеличило штат специалистов в целом по рынку на 32%.
Рассказывает генеральный директор БДО Юникон, член Совета BDO International, Андрей Дубинский: «В минувшем году компания БДО Юникон активно расширяла свое присутствие во всех регионах Российской Федерации, создавая новые офисы и устанавливая партнерские отношения с ведущими региональными аудиторскими компаниями. Мы стремимся опереться на самые надежные и амбициозные аудиторские фирмы, знающие местные условия и способные поддерживать высокие стандарты обслуживания наших клиентов. Со своей стороны мы активно приобщаем их к международной практике, обучаем передовым технологиям и современным подходам, даем возможность работать с крупными предприятиями. Реализуя региональную стратегию, мы работаем одновременно и на цели взаимовыгодного сотрудничества и на перспективу развития профессии». От себя добавим, что соблюдение единых стандартов в работе – это более высокое качество предоставляемых услуг, спрос на которые из года в год только растет. Все эти факторы не могли не сказаться на объеме и стоимости аудиторских услуг.
Расширение региональной сети во главу угла ставят и другие компании. Как отмечает генеральный директор компании Росэкспертиза (MRI), Александр Козлов: «В ушедшем году продолжилась тенденция к укрупнению и цивилизации аудиторского бизнеса с целью концентрации профессиональных ресурсов. Мы видим целый ряд примеров консолидации профессиональных сил на рынке аудита и консалтинга, включая наш собственный, по созданию единой компании российских членов международной ассоциации MRI, способной оказывать услуги под единым брэндом Росэкспертиза MRI».
Добавляет вице-президент компании ФБК, Ирина Сухова: «В июле 2005 года нами было образовано Некоммерческое партнерство ФБК. Учредили партнерство ФБК и »Аудит-Консалтинг« – одна из крупнейших компаний Татарстана, сменившая название на »ФБК-Поволжье«. В рамках Некоммерческого партнерства мы планируем объединить региональные компании, разделяющие бизнес-ценности ФБК и готовые соблюдать традиционные для нас стандарты качества».
Ставку на укрупнение за счет расширения региональной сети, делает и АКГ «BKR-Интерком-Аудит». За год количество аффилированных компаний в составе группы увеличилось более чем вдвое – с 61 до 137.
Путь в регионы нелегок, но он оправдан. Крупные АКГ (как правило, это члены международных аудиторских организаций) предлагают регионалам свою «крышу». А затем и присоединение к своей сети. Следует отметить, что их выбор, как правило, падает на зарекомендовавшие себя с положительной стороны компании, готовые следовать в своей работе единым с ними стандартам (дает о себе знать ответственность за репутацию сети и ее других членов). Поэтому выгода такого сотрудничества на лицо.
Торжество аудита
Регионалы, сети, взаимовыгодное развитие
Но почему ускоренными темпами все-таки рос аудит, а не консалтинг?
Что касается региональной экспансии, то здесь все относительно просто. Местные компании в своем большинстве, как известно, сильны в аудите (на местах всегда легче найти заказы на аудит, да и личные связи здесь играют не последнюю роль). Соответственно, их вхождение в альянсы, прежде всего, сказывается на росте аудиторских услуг.
Другой фактор – возросшая потребность в услугах отечественных аудиторов со стороны государственных структур и крупного бизнеса. Если раньше они обслуживались компаниями «большой четверки», то после того, как российские аудиторы вошли в международные сети, спрос стал смещаться в их сторону (как подтверждение – снижение динамики роста выручки по аудиту у PWC). По сути начал сказываться «эффект сетей» и всесилие акронима (приставки с названием международной сети, которая теперь присутствует рядом с брэндом почти у каждой крупной российской АКГ).
Напомним, что год-два назад мы наблюдали совершенно иной эффект от вхождения в международные сети. Тогда крупные компании ради интеграции вынуждены были идти на масштабные мероприятия по ужесточению стандартов работы, их контролю. Как результат – темпы роста их бизнеса резко замедлились и выглядели более чем скромно на фоне коллег из середины нашего рейтинга. Теперь инвестиции окупились сторицей. За год первой десятке Топ-150 удалось нарастить обороты в предоставлении услуг по общему аудиту почти на 52%. А ведь это прежде всего компании, специализирующиеся в предоставлении услуг по общему аудиту.
Ну а далее, как говорится, деньги к деньгам. В 2005 году при проведении конкурсов на аудит компании и органы власти массово стали в качестве одного из требований к претендентам упоминать участие в рейтинге «Эксперт РА». Причем зачастую – присутствие в десятке лидеров. Такие требования предъявляют РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «КАМАЗ», ГУП «МОСГАЗ» и ряд других организаций. Общее число предприятий, включивших подобные требования в условия конкурса, по информации, полученной от самих участников нашего рейтинга, на сегодня превысило три десятка.
Если говорить о структуре аудита, то рост был обусловлен увеличением объема услуг по общему аудиту. Что и не удивительно: наиболее динамичные компании специализировались именно в этом виде бизнеса. Соответственно, доля этого сектора выросла почти на два процентных пункта и составила 38%.
Впрочем, подросли объемы и в других видах аудиторских услуг. Например, сектор инвестиционного аудита вырос за год на 44%, а страховых организаций на 30% (против 36,5% и 24,5% в 2004 году соответственно).
Быстрорастущим является (второй год подряд) и банковский аудит. За год выручка АКГ, предоставляющих аудиторские услуги банкам, увеличилась на 44% (см. график 3). Как и год назад, причиной возросшего спроса стало требование к российским банкам о предоставлении финансовой отчетности и соответствующего аудита в соответствии с международными стандартами. Кроме того, по мнению самих аудиторов, многим банкам пришлось впервые столкнуться с аудитом применяемого ими программного обеспечения в этой области.
Миллиардный рубеж
Обороты PricewaterhouseCoopers выросли за год более чем на треть. А у «БДО Юникон» – на 45%, тем самым еще больше увеличив отрыв. Если год назад разница между ним и следующим за ним компаниям составляла 300 млн рублей, то нынче – это уже и вовсе полмиллиарда. При этом число специалистов в «БДО Юникон» за год возросло почти в два раза, в компании «ФБК (PKF)» – почти в полтора.
Ускоренный рост лидеров рейтинга позволил им не только оторваться от основной массы АКГ, но и преодолеть психологически сложную планку в миллиард рублей, либо приблизится к ней вплотную. За последний год миллиардный рубеж, вслед за «БДО Юникон», сумели преодолеть еще две компании – «Росэкспертиза» (MRI) и «ФБК (PKF)». Чуть менее пяти миллионов рублей до миллиардной отметки осталось компании «BKR-Интерком-Аудит». Рассказывает ее генеральный директор Юрий Фадеев: «Как члены международной сети аудиторских компаний мы обратили внимание на тот факт, что повысился интерес к деятельности нашей фирмы со стороны иностранных аудиторов, проверяющих финансовую отчетность компаний, которые имеют дочерние организации в России. Все чаще мы оказываемся вовлеченными в процесс совместного аудита». Недалек от заветной отметки и РСМ «Топ-Аудит». Причем росту выручки и той и другой компании во многом поспособствовал все тот же дополнительный набор кадров (вдвое и на 65% соответственно).
Впрочем, не менее ударные темпы роста демонстрируют участники, замыкающие первую десятку списка крупнейших. Например, в среднем более чем на 70%, по сравнению с прошлым годом, увеличилась выручка у таких АКГ, как «Развитие бизнес-систем», «ФинЭкспертиза» и «Руфаудит Альянс» (JPA International). Если им удастся сохранить сегодняшние темпы роста, то перешагнуть миллиардный рубеж они смогут, пожалуй, уже в следующем году.
Заметный рост и укрупнение компаний обострили и до того жесткую конкуренцию на рынке. По сравнению с прошлым годом порог вхождения в список крупнейших возрос до 10 млн рублей. При этом 19 новых компаний вытеснили из рейтинга своих менее удачливых коллег.
Весомая добавка
Еще один фактор, поспособствовавший оживлению аудита – спрос на услуги в области международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Пока он не проявился в полной мере, но уже в 2005 г. объем выручки участников рейтинга от предоставления услуг в области МСФО составил 1,3 млрд рублей. Уже треть компаний списка крупнейших (против 35 в 2004 году) оказывают услуги в этой сфере. А число клиентов, обслуживаемых ими, выросло с 1147 до 1804.
Это при том, что динамичность этого направления в деятельности АКГ значительно снизилась. За год выручка АКГ, предоставляющих услуги в этой области, увеличилась «всего» на 30% против 260% в 2004 году. Как отмечает председатель совета директоров АКГ «РСМ Топ-Аудит» Елена Лоссь: «на сегодняшний день важным моментом в сфере услуг в области МСФО становится соответствие качества работы мировым стандартам, причем на любом участке работы, будь то составление отчетности, налогообложение, сопровождение сделок на внешних рынках, инспекционные проверки или этика взаимоотношений с контролирующими органами». А такой подход, как известно, требует от аудиторов все более взвешенной и скрупулезной работы. Как тут не вспомнить недавнее «притормаживание» аудиторов, начавших работу в международных сетях.
Первая десятка Топ-150 отличилась и в секторе услуг МСФО. Так, объем выручки, заработанной этими компаниями, увеличился за год на 60%. И это понятно. Кто как не они, обладающие печатью международных ассоциаций, способны полностью предоставить не просто отдельные услуги в этой сфере, но и весь комплекс – от аудита и трансформации отчетности, составленной по международным стандартам, до обучения специалистов при необходимости.
Наибольшим спросом по итогам 2005 года пользовались услуги по аудиту. На их долю сегодня приходится 49% (см. график 4). Однако самым динамичным в этой сфере оказался сектор услуг по трансформации отчетности. За год обороты компаний, специализирующихся в этом направлении, увеличились на 59%. И именно эти услуги оказались наиболее дорогими для клиентов. Так, за год аудиторами в этой сфере было обслужено почти 366 предприятий на общую сумму 316 млн рублей. В то время как услуги по аудиту были оказаны 867 клиентам, при этом доход аудиторов составил 661 млн рублей. Самыми дешевыми оказались консалтинг и обучение в области МСФО. За обслуживание 571 клиента, нуждающихся в этих услугах, АКГ получили всего 358 млн рублей.
Консалтинговая проблема
Почти все виды консалтинга, за исключением, пожалуй, оценки, по сравнению с 2004 годом показали снижение темпов роста.
Наиболее существенный спад наблюдается в секторе стратегического и финансового консалтинга. Так, динамика роста выручки АКГ, предоставляющих услуги в области стратегического планирования, снизилась за год почти на 15 процентных пунктов (с 43,2% до 28,8%). А темпы роста финансового консалтинга составили всего 17% против 34% в 2004 году.
Говорить о том, что спрос со стороны предприятий на эти виды услуг иссяк, пока еще рано. Ведь доля этих секторов в общем объеме рынка осталась почти на прежнем уровне – 7% и 9% соответственно. Лишь совсем немного (1,3%) потерял финансовый консалтинг. Скорее всего показатели темпов роста этих направлений выглядят просто скромными на фоне других быстрорастущих других видов деятельности АКГ.
Незначительным выглядит рост и таких видов консалтинга, как налоговый и юридический. За год эти сектора выросли всего на 23,8% и 27,8% соответственно. Наиболее заметно (на пять процентных пунктов), по сравнению с прошлым годом, сдал обороты налоговый консалтинг, несмотря на неиссякаемую потребность клиентов в этих услугах и постоянно меняющиеся запросы с их стороны.
Рассказывает генеральный директор компании «Аудит новые технологии», Ирина Ганзюк: «Сегодняшний запрос клиента связан не столько с советами »как выжить«, сколько с желанием получить комплексные решения задач »под ключ«. Одной из таких задач в части услуг в налоговой сфере стало решение по переходу отечественных компаний на новую систему налогообложения по НДС. Наша компания предложила разработанную методологию, рекомендации по внедрению, учитывающие специфику операций Заказчика, а также возможность автоматизации переходных процессов».
Однако следует отметить, что именно в этих специализациях как никогда велика конкуренция между компаниями. Обязательное следствие которой – демпинг.
А вот направление оценочной деятельности наоборот растет стремительными темпами. Только за год выручка АКГ от предоставления услуг по оценке увеличилась на 53% (против 34,4% в 2004 году). Вследствие чего доля этого сектора в общем объеме рынка выросла за год почти на два процентных пункта и составила 10%.
Так, по мнению генерального директора АКГ «Нексиа Пачоли Мариллион», Светланы Романовой, «есть ряд факторов, способствующих росту сектора оценки. Во-первых, это увеличение количества операций российских компаний, связанных с проведением корпоративной политики (слияния, поглощения, выкуп акций, сделки с заинтересованностью и т.д.), что влечет необходимость проведения оценки, требуемой нормами действующего законодательства. Во-вторых, увеличение количества инвестиционных проектов на строительство в Москве и регионах, и, как следствие, появление нового сегмента для оценочных услуг – оценка прав и обязательств участников инвестиционных проектов на строительство. Следует добавить, что данные проекты характеризуются очень высокой рентабельностью».
Хотя большинство направлений консалтинга в деятельности АКГ по итогам ушедшего года и оказались не на высоте, однако не стоит забывать о следующем: крупные АКГ, завершив консолидационные процессы с региональными аудиторами, наверняка получат дополнительные заказы на аудит, которые, как правило, сопровождаются консультационными услугами. Из чего следует, что не за горами тот день, когда мы вновь можем стать свидетелями нового витка роста консалтинга.
Таблицы:
- Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России по итогам 2005 года
- Общий аудит
- Инвестиционный аудит
- Аудит страховых организаций
- Банковский аудит
- Услуги в области стратегического планирования и организационного развития
- Услуги в области финансового управления
- Налоговый консалтинг
- Информационные технологии – управленческий консалтинг
- Информационные технологии – разработка и системная интеграция
- Юридический консалтинг в области хозяйственного права
- Оценочная деятельность
- Выручка АКГ, полученная от оказания услуг в области МСФО
- АКГ, имеющие опыт в предоставлении услуг в области МСФО различным категориям клиентов