Критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций является система внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля
- призвана обеспечивать реализацию целей и задач банка, с тем чтобы банк мог достигать долгосрочных целей и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности.
- будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка.
Нижеприведенная схема наглядно иллюстрирует виды контроля за деятельностью банка и направления их взаимодействия.
- Производственно – финансовые цели внутреннего контроля касаются того, насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурсами и какова вероятность убытков
- Информационные цели затрагивают подготовку своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в процессе банковской деятельности. Они также касаются необходимости составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, органов надзора и прочих сторонних организаций.
- Цели в сфере комплаенса касаются вопросов соблюдения всеми банком положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка. Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка.
І. Внутренний аудит – неотъемлемая часть системы внутреннего контроля
Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью банковских учреждений. Эффективная система внутреннего контроля требует создания надлежащей структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждого уровня деятельности банка.
Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов:
1) среда контроля – управленческий контроль и культура контроля;
2) выявление и оценка риска;
3) осуществление контроля и разделение полномочий;
4) информация и взаимодействие;
5) мониторинг и исправление недостатков.
Общую идеологию построения системы внутреннего контроля можно представить в виде «пирамиды».
Так, основополагающим элементом внутреннего контроля является среда контроля, от построения которой зависит эффективность всего процесса, потому что основа всего процесса это люди во всем их многообразии. И надежность процесса управления, в частности, будет обеспечиваться надлежащим распределением обязанностей, полномочий и ответственности, внедрением культуры контроля, оптимизацией структуры.
Оценка рисков проводится в зависимости от целей банка и его структурных подразделений и предполагает постоянный мониторинг рисков.
Контрольные процедуры предполагают все виды контрольных мероприятий по каждому направлению деятельности, отслеживание соответствия установленным границам рисков, санкционирование операций и т.д.
Эффективная система внутреннего контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений.
Для обеспечения достаточности и эффективности всех составляющих системы внутреннего контроля необходимо проводить мониторинг деятельности, который включает постоянный контроль линейных руководителей и периодическую оценку эффективности внутренним аудитом банка.
Надлежащее функционирование всех компонентов системы внутреннего контроля является важным условием эффективной деятельности банка, работы информационных систем и соблюдения нормативных требований.
Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внутренний аудит является неотъемлемой частью системы внутреннего контроля и в большинстве случаев относится к процедурам последующего контроля.
Эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств и укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения их эффективной работы.
Повседневный контроль осуществляют сотрудники, на которых возложены функции контроля (при проведении операций, финансовый контроль).
Преимущество постоянного мониторинга заключается в быстром обнаружении и исправлении недостатков системы внутреннего контроля. Мониторинг наиболее эффективен, когда система внутреннего контроля интегрирована в операционную среду и предоставляет регулярные отчеты о ситуации.
Периодический контроль осуществляют преимущественно внутренние аудиторы для оценки всего процесса внутреннего контроля.
Периодичность мониторинга различных видов операций банка должна определяться исходя из связанных с ними рисков, периодичности и характера изменений, происходящих в условиях деятельности банка. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют организации по-новому взглянуть на эффективность системы внутреннего контроля и особенно на эффективность проводимого текущего мониторинга. Такие оценки могут проводиться сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие операции, так и подразделения финансового контроля и внутреннего аудита.
Внутренний аудит – обеспечивает независимую оценку адекватности установленных правил и процедур, а также их соблюдения.
ІІ. Внутренний аудит как функция мониторинга рисков
Банковский бизнес по своей природе связан с принятием рисков крайне важно, чтобы элементом системы внутреннего контроля были выявление и оценка рисков на постоянной основе.
Внутренний аудит является частью процесса управления рисками, так как внутренний контроль должен выявлять и оценивать внутренние и внешние факторы, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение банком поставленных целей. Основним фактором и в определенной степени производным для всех остальных рисков является операционный риск.
Для минимизации всех видов риска в банковской деятельности необходимо обеспечить:
- разработку правил и процедур контроля;
- проверку исполнения таких правил и процедур.
Менеджмент не должен ограничиваться простым введением документов о политике и процедурах, регулирующих соответствующие сферы деятельности и работу подразделений банка.
Менеджмент обязан на регулярной основе получать подтверждение того, что все аспекты деятельности банка соответствуют указанным документам, и что содержание документов продолжает оставаться адекватным.
Установление фактов несоответствия является основной обязанностью службы внутреннего аудита.
Деятельность высшего менеджмента для обеспечения надлежащего контроля за рисками должна включать, в частности:
- периодические обсуждения с руководителями банка эффективности системы внутреннего контроля
- своевременное рассмотрение оценок внутреннего контроля, сделанных руководством, внутренними аудиторами и внешними аудиторами;
- периодические мероприятия, обеспечивающие оперативное выполнение руководством рекомендаций и замечаний, высказанных аудиторами и надзорными органами по поводу недостатков внутреннего контроля;
- периодическую проверку адекватности стратегии банка и лимитов на риски.
ІІІ. Внутренний аудит в оценке информационных потоков
Эффективная система внутреннего контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной. Создание и поддержка информационных систем требует выработки повышенных требований со стороны внутреннего контроля. Роль внутреннего аудита здесь тоже немаловажная – обязательный аудит данного процесса необходим, так как на принятии управленческих решений может отрицательно сказаться ненадежная или искаженная информация, полученная от плохо разработанных и плохо организованных систем.
ІV. Внутренний аудит как функция контроллинга
Аудиторская проверка, при проведении которой внимание сфокусировано на оценке состояния системы внутреннего контроля приносит значительную пользу и позволяет менеджменту всех уровней иметь независимую оценку состояния дел, эффективности организации работы и взаимодействия подразделений в процессе деятельности.
Таким образом, внутренний аудит является частью контроллинга, как способа обеспечения координации действий менеджеров всех уровней и контроля достижения целей отдельных подразделений с точки зрения общекорпоративных интересов.
Под контроллингом понимают частную функцию в рамках управления банком и поддержку этого управления благодаря информации. Контроллинг является системой информационной поддержки менеджмента и позволяет менеджменту владеть ситуацией, принимать взвешенные управленческие решения, управлять и регулировать процессы банковской деятельности.
V.Ограничения внутреннего аудита
При анализе факторов неэффективности внутреннего аудита особо следует отметить фактор бездействия менеджмента всех уровней в отношении выявленных аудитом проблем. Внутренний аудит не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство своевременно не предпринимает мер по исправлению выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признает роли и значения внутреннего аудита. Помимо этого, эффективность внутреннего аудита страдает в случаях, когда высший менеджмент не получает своевременных и регулярных контрольных отчетов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством линейного уровня.
VІ. Выводы
Грамотно оценивая реализацию в банке всех принципов построения внутреннего контроля, которые задекларированы в документе «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» Базельского комитета по банковскому надзору, и применяя комплексный подход к оценке проблем банка, внутренний аудит является немаловажным инструментом эффективного управления банком.