Страны, уже использующиеся МСФО или предполагающие переход на МСФО

Разработка стратегии...
Источник: ФКЦБ, апрель 2003 г.
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Страны, использующиеся МСФО или предполагающие переход на МСФО

Введение

В данном разделе сначала рассматриваются страны, где использование МСФО/МСФО было разрешено или обязательно для некоторых компаний в 2002 г. Целый ряд других стран объявили о намерении разрешить применение МСФО или ввести их в обязательном порядке. Самую большую группу стран представляет ЕС. Она рассматривается ниже в подразделе 3.3.

Возможные развития событий в некоторых других странах рассматриваются в подразделе 3.4. Например, Австралия также объявила о намерении осуществить перевод всех компаний на МСФО в 2005.

Разрешение или требование использовать МСФО в 2002г

На веб-сайте Правления КМСФО приводится перечень большинства стран мира, а также сведения о степени внедрения МСФО в каждой из них. Этот перечень не является самым свежим или полным. Существует и другой такой список на сайте IASPLUS, которым управляет Deloitte Touche Tohmatsu (www.iasplus.com). Этот список некоторым образом отличается от списка, составленного Правлением КМСФО. Сайт Правления КМСФО использовался нами в качестве основы для составления обзора стран, уже перешедших на МСФО. При необходимости перечень был дополнен сведениями с веб-сайта iasplus, а также другой информацией, которую удалось собрать (например, справочные материалы SEEPAD по странам Юго-Восточной Европы). Изучение материала на данном сайте показало, что существует четыре категории стран по степени внедрения МСФО на данный момент времени.

  • Категория 1
    Полномасштабное внедрение МСФО для всех компаний, независимо от того, включены ли они в биржевой листинг или нет. Этой категории соответствуют 36 стран.
  • Категория 2
    Обязательное следование МСФО только для компаний, включенных в биржевой листинг. В эту группу попали Китай, Эстония, Гонконг и Латвия.
  • Категория 3
    Страны, чье законодательство допускает применение МСФО или других международно-признанных принципов отчетности (например, GAAP.ru США) вместо национальных правил. Примерами таких стран являются Дания, Германия, Венгрия и Нидерланды.
  • Категория 4
    Страны, чьи национальные стандарты финансовой отчетности приближаются к МСФО, например, Египет, Малайзия, Сингапур и Южная Африка, причем степень приближенности национальных стандартов к МСФО варьируется.

Возможны также комбинации указанных категорий, например, 2 и 4. Кроме того, как указывалось ранее, многие страны собираются ввести МСФО либо для всех компаний, либо для компаний, чьи акции торгуются на бирже, к 2005 году. В качестве примера можно привести всех членов Европейского Союза, а также страны-претенденты на принятие в ЕС (см. подраздел 3.3 ниже).

*Не найдены в списке на веб-сайте Правления КМСФО. Данные получены авторами на основании собственных исследований.

Самое непосредственное отношение к предмету нашего исследования имеет опыт тех стран, которые уже полностью внедрили МСФО (или собираются это сделать, т.е. попавшие в категорию 1). Из 134 стран в списке на веб-сайте Правления КМСФО, лишь 35 внедрили МСФО в качестве обязательных для зарегистрированных на биржах компаний и, в той или иной мере, для компаний, не включенных в листинг (т.е. категория 1, см. таблицу 1). Ни одна из этих стран не имеет большого активного фондового рынка и не может рассматриваться как финансово значимая величина. В целом они подразделяются на четыре группы:

  • Ближневосточные страны, например, Бахрейн и Кувейт.
  • Страны Южной Америки, например, Перу, Гондурас.
  • Бывшие британские колонии (или территории, управляемые Великобританией), например, Барбадос, Кипр, Кения.
  • Страны с переходной экономикой, например, Грузия и Хорватия.

Предполагается, что опыт стран с переходной экономикой может оказаться в некоторой степени полезным для стратегии внедрения МСФО в России, поэтому несколько разделов этого доклада посвящены тому, как МСФО претворялись в жизнь в Хорватии, Чехии, Польше и Румынии. Наряду с этим будет затронут опыт и других стран, о которых имеется определенная информация, иллюстрирующая ту или иную мысль, например Кипр и Панама. В последней, хотя она и не вошла в категорию 1, была предпринята попытка полностью перейти на МСФО, от которой в последнее время пришлось отказаться5.

Оказалось довольно сложным, несмотря на опрос многих фондовых бирж, получить надежную информацию о том, как были внедрены обсуждаемые регулирующие акты, а также о практике подготовки отчетности по МСФО и обеспечения их соблюдения. Однако, в разделе 6, основанном на сведениях, полученных из вторичных источников, мы рассматриваем некоторые основополагающие практические вопросы, на которые необходимо обратить внимание для того, чтобы обеспечить успешное внедрение МСФО в той или иной стране.

Есть также группа стран, где закон не содержит ни прямого разрешения, ни запрета на использование МСФО, но одновременно является достаточно гибким, особенно в части представления консолидированной отчетности, для того, чтобы можно было использовать МСФО в официальной отчетности. В Швейцарии, многие крупнейшие компании уже давно пользуются таким положением вещей.

Применение МСФО в Европейском Союзе

Как отмечалось в разделе 2, некоторые крупные компании стали применять МСФО для составления консолидированной отчетности еще в 1990х. Различные подходы продемонстрировали Франция и Германия. Во Франции МСФО и принятые в США правила применялись довольно широко уже к середине 1990х. В 1998 г. был принят закон, разрешивший использовать МСФО вместо национальных правил Франции при составлении консолидированной отчетности имеющих биржевую регистрацию компаний. Однако этот закон до сих пор не вступил в силу. По той причине, что на конец 1990х требования МСФО выглядели более жесткими, чем национальные стандарты, лишь немногие деловые группы во Франции добровольно соглашались перейти на МСФО к 2002 г. В Германии, начиная с 1993 г., лишь немногие крупные котирующиеся на биржах компании использовали МСФО или правила США для составления консолидированной отчетности. Был принят и в 1998 г. вступил в силу закон, допускавший это вместо соблюдения общепринятых немецкий требований. К 1999 большинство крупнейших немецких компаний воспользовалось этой возможностью (см. таблицу 4). Нынешнее положение вещей в правовой сфере во Франции, Германии и некоторых других странах ЕС показано в таблице 5.

По Постановлению, принятому в 2002 г., ЕС объявляет обязательное использование МСФО к 2005 г. торгующимися на биржах компаниями при составлении финансовой отчетности лишь с небольшими исключениями: страны-члены ЕС могут отложит обязательное использование МСФО до 2007 г. для компаний, которые не выпускали других ценных бумаг, кроме облигаций, а также для компаний, которые уже используют GAAP.ru США в своих официальных отчетах. Последнее относится, например, к компаниям, указанным в колонке «США» таблицы 4 при условии, что применение данного Постановления в Германии допускает это.

Данное Постановление также разрешает странам-членам ЕС допускать или требовать распространение использования МСФО на не включенные в биржевой листинг компании и на неконсолидированную отчетность. Различные варианты подходов, которые страны ЕС могут применять к данному вопросу, описаны в разделе 4.

Те компании, к которым Постановление имеет отношение (или применяется странами ЕС), освобождаются от выполнения четвертой и седьмой директив, а также вытекающих из них национальных законов. Например, немецкая компания, зарегистрированная на бирже, освобождается от соблюдения требований, содержащихся в Handelsgesetzbuch (HGB) при составлении консолидированной отчетности. В то же время требования к аудиту и опубликованию информации сохраняются. Естественно, финансовая отчетность, подпадающая под действие Постановления, также освобождается от необходимости соответствовать любым национальным финансовым стандартам.

Сложность, однако, состоит в том, что прежде чем быть принятыми в качестве составной части Постановления МСФО/МСФО должны быть одобрены и поддержаны Еврокомиссией. Ожидается, что все МСФО, существующие на конец 2002 г., будут приняты единым пакетом в качестве отправной точки. Комиссия полагается на мнение Комитета по регулированию финансовой отчетности (Accounting Regulatory Committee) и занимающейся частным сектором Европейской консультационной группы по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group EFRAG – Приложение E). Есть определенная доля вероятности, хотя и весьма незначительная, что в будущем новая или исправленная версия того или иного стандарта не будет принята, в результате чего версия МСФО, принятая в Европе будет представлять собой набор правил, отличный от основного варианта МСФО.

Планируемая дата принятия – 2005 г. – предполагает подготовку и опубликование сравнительных данных за 2004 г. Это предполагает6, чтобы был подготовлен баланс по МСФО по состоянию на 1 января 2003 года, такой же как на 31 декабря 2004, пусть и без обязательного опубликования. Основанные на предварительных вариантах (ED 1 от 2002 г.) МСФО, определяют подробные правила первичного применения международных стандартов. Те компании в странах-членах ЕС, которые уже полностью используют МСФО при составлении консолидированной отчетности, не подпадут под действие этого стандарта.

Грядущее применение МСФО в других крупных странах

В ЕС входит ряд крупных стран. Нынешнее положение дел с использованием МСФО и их переход на международные стандарты рассматривались выше. В данном подразделе рассматривается ситуация еще в трех странах, обладающих крупными фондовыми рынками: Австралии, Японии и США.

  • Австралия

В июле 2002 г. Совет по финансовой отчетности объявил о поддержке использования МСФО всеми Австралийскими отчитывающимися субъектами к 1 января 2005. Тем самым завершился длительный процесс, в ходе которого был предпринят ряд шагов по обеспечению конвергенции стандартов отчетности. В отличие от стран Евросоюза Австралия не станет создавать специальных «разрешительно-одобрительных механизмов».

  • Япония

Орган по разработке стандартов для частного сектора – Совет по стандартам финансовой отчетности был создан в Японии в 2001 для связи с Правлением КМСФО в целях обеспечения конвергенции стандартов. Начиная с конца 1990х, Япония ликвидировала многие серьезные разночтения с МСФО. Этот процесс будет продолжен. В то время как побудительным мотивом перехода на МСФО в Австралии были главным образом соображения глобальной конвергенции, в Японии главная задачи видятся в улучшении стандартов в определенной области (например, консолидация и финансовые инструменты).

  • США

Финансовый Совет по стандартам финансовой отчетности объявил в сентябре 2002 г. о запуске проекта конвергенции совместно с Правлением КМСФО. Планируется в сжатые сроки ликвидировать ряд отличий GAAP.ru США от МСФО там, где это сделать проще всего.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (КЦББ) в 2000 г. выпустила справочный документ, в котором рассматривался вопрос, следует ли принимать отчеты, составленные по МСФО, от нерезидентов, чьи акции торгуются на биржах США. Никакого определенного решения объявлено не было. Однако КЦББ поддержала образование ФКМСФО/Правления КМСФО, и твердо намерена продолжать усилия по дальнейшей конвергенции GAAP.ru США/МСФО.

Необходимо отметить, что два из четырнадцати членов Правления КМСФО прежде состояли членами ССФО США (FASB) и что новый председатель ССФО США (FASB) ранее входил в число членов Правления КМСФО. Это еще один аргумент в пользу того, что оба органа относятся друг к другу с полной серьезностью и конвергенция стандартов весьма вероятна.

Другие страны Восточной Европы

В данном разделе рассматриваются меры по введению МСФО в двух восточноевропейских странах.

  • Чехия

С 1 января 2002 г. всем чешским компаниям разрешено7 использовать финансовую отчетность, составленную по МСФО. В этом случае они освобождаются от представления консолидированной отчетности по национальным стандартам8. Ожидается, что большинство чешских компаний согласятся на такой вариант.

В конце ноября 2002 г., Министерство финансов Чехии ввело семь основополагающих указов, касающихся различных отраслей экономики (предприятия, банки, страховые компании, малый бизнес). Они вступают в силу с 1 января 2003 г. К концу 2003 года эти имеющие общий характер указы дополнятся новыми стандартами финансовой отчетности, разработанными в течение 2003 года, которые вступят в силу с 1 января 2004 года. Насколько известно экспертам, эти новые стандарты финансовой отчетности, близко повторяющие МСФО, будут содержать подробные указания относительно того, как применять МСФО к тем или иным финансовым операциям. По данным экспертов, ожидается, что большинство этих стандартов финансовой отчетности будут ориентированы на малые и средние предприятия, в то время как чешские компании, готовящие консолидированную отчетность, будут в соответствии с Законом о финансовой отчетности руководствоваться МСФО. Указы (вместе с новыми стандартами финансовой отчетности) придут на смену всем существующим ныне (в 2002 г.) процедурам финансовой отчетности, в которых подробно расписано, как использовать план счетов. Год 2003 будет годом перехода, в течение которого будут одновременно действовать новые указы и старые процедуры финансовой отчетности. Таким образом, Чехия идет к тому, чтобы все компании представляли отчетность в соответствии с МСФО к 1 января 2004 г.

  • Польша

Закон о финансовой отчетности 2000 г. (Dz.U.No.113), вступивший в силу 1 января 2002 г., гласит, что в тех случаях, когда нет национальных правил финансовой отчетности (НПФО) или национальных стандартов, изданных Польским комитетом по стандартам финансовой отчетности,9 допускается использование МСФО. Однако такое использование не является обязательным. Были предприняты попытки усовершенствовать Закон о финансовой отчетности, приведя его в соответствие с МСФО, например, путем введения определения активов и пассивов, доходов и затрат таким же образом, как те трактуются в МСФО (Reczek and Lachowski, 2002 г.). Однако, хотя Закон о финансовой отчетности и был усовершенствован, включив в себя различные аспекты МСФО, он не всегда точно следует МСФО и не может служить ясным руководством к действию. Несмотря на то, что Закон о финансовой отчетности содержит некоторые положения, основанные на МСФО 17 «Аренда», в нем отсутствуют подробные указания относительно того учитывать ли аренду в рассрочку. В другом случае, хотя понятия «ценность от использования» и «возмещаемая стоимость» включены в Закон о финансовой отчетности с упоминанием о постоянном сокращении стоимости, не дается определение этих терминов (Reczek and Lachowski, 2002 г.).

Есть свидетельства того, что недостаток стандартизированных указаний относительно применения национальных стандартов финансовой отчетности, дополненных МСФО, а также отсутствие норм, делающих соблюдение МСФО обязательным, на практике приводит к различным отклонениям.

В связи с этим выражается обеспокоенность тем, что могут возникнуть сложности при сравнении финансовой отчетности польских компаний. Может оказаться, что их финансовая отчетность составлялась по-разному.

Дополнительную сложность может представлять и то, что в целом ряде случаев польские стандарты финансовой отчетности сравнимы с МСФО внешне, но не по сути, например в части групповых счетов (ROSC, 2002c). По этой причине ряд экспертов считают, что Польша готовится использовать «уникальное гибридное решение, применимое нигде кроме самой Польши» (Reczek and Lachowski, 2002 г.). Это может помешать достижению одной из главных целей МСФО, а именно, сопоставимости финансовой отчетности разных компаний в разных странах.



5Октябрь 2002.
6Для компаний, в которых финансовый год совпадает с календарным
71/1 2000 г. был осуществлен авторизованный перевод МСФО на чешский язык.
8Закон Чешской республики о финансовой отчетности, параграф 23 (6)
9Основан в апреле 2002