Ведение управленческого учета на основе МСФО в банках. Часть 1.

Практика

Автор:
Источник: журнал «журнал »Бухгалтерия и Банки" № 8, 2003 г.
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Ведение управленческого учета на основе МСФО в банках. Часть 1.

Бухгалтерский учет не предназначен для принятия управленческих решений. Главная его цель – предоставление финансовой информации внешним пользователям. В кредитной организации на бухгалтерский учет возлагается в основном задача предоставления информации регулирующим органам и акционерам. Система управленческого учета обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей кредитной организации. В целевую группу входят сотрудники банка, предоставляющие услуги по анализу, контролю и управлению. Следовательно, в поле интереса такой системы попадают факторы, которые влияют на стоимостные результаты деятельности банка. Соответственно, в отчетах по данным управленческого учета оцениваются такие критерии управления результатами, как прибыльность деятельности выделенных сегментов финансовой структуры, взаимоотношения между ними. Как правило, отчеты обеспечивают информацию, достаточную для того, чтобы руководство могло установить, почему производятся расходы и какую прибыль приносит бизнес-единица, центр прибыли, бизнес-направление, банковский продукт, клиент, проект, канал сбыта и т. д., проанализировать причины расходов и доходов, привести доходы и расходы к желательному уровню. Объективная картина отражается в так называемом «реальном балансе», который используется в управлении банком. Поэтому каждый банк решает задачу получения финансовых отчетов, отражающих действительное состояние дел в банке, на основе данных российского учета и информации о заключенных сделках. Для этих целей мы рекомендуем применять Международные стандарты – универсальный инструментарий подготовки отчетности для управления банком.

Принципы реклассификации лицевых счетов

Реклассификация обеспечивает группировку счетов и/или проводок для получения управленческого баланса, бюджета активов и пассивов (БАП), управленческого отчета о прибыли и убытках (ОПУ) по бизнес-единицам и центрам прибыли в разрезе бизнес-направлений и банковских продуктов до проведения корректировок. Принципы группировки информации об активах и пассивах, доходах и расходах в соответствии с IAS 30 приводятся ниже. В балансе обязательства и активы должны быть сгруппированы по характеру и приведены в порядке их ликвидности. В балансе должна быть отражена следующая информация. Активы:

  • денежные средства и остатки на счетах в Центральном банке;
  • казначейские и другие векселя, подлежащие переучету в Центральном банке;
  • государственные и прочие ценные бумаги, предназначенные для торговых операций;
  • средства, размещенные в других банках, ссуды и авансы, предоставленные другим банкам;
  • прочие средства, размещенные на денежном рынке;
  • ссуды и авансы клиентам;
  • инвестиционные ценные бумаги.

Обязательства:

  • депозиты других банков;
  • прочие депозиты денежного рынка;
  • средства, принадлежащие другим вкладчикам;
  • депозитные сертификаты;
  • простые векселя и прочие документарные обязательства;
  • прочие заемные средства.

Взаимозачет активов и обязательств возможен в случае, если:

  • существует юридическое право для проведения зачета;
  • предполагается реализация актива или погашение обязательства на нетто-основе.

Рыночная стоимость торгуемых ценных бумаг и инвестиционных бумаг, свободно обращающихся на рынке, раскрывается в случае, если рыночная стоимость отличается от балансовой стоимости.

Также в баланс включаются забалансовые статьи по следующим позициям:
1) характер и величина безотзывных обязательств по кредитованию;
2) характер и величина обязательств и условных событий, возникающих из забалансовых статей:

  • прямые заменители кредита, включая общие гарантии по задолженности, банковскому акцепту и резервные аккредитивы, используемые в качестве финансовых гарантий по ссудам и ценным бумагам;
  • условные события, связанные с определенными операциями, включая поручительства в отношении исполнения обязательств третьими лицами, гарантии и резервные аккредитивы, связанные с конкретными операциями;
  • краткосрочные самоликвидирующиеся условные события, связанные с движением товаров, например, по документарным аккредитивам, гарантиями исполнения которых являются сами поставки товаров;
  • договоры о продаже с обратной покупкой, которые не были отражены в бухгалтерском балансе;
  • статьи, связанные с процентными ставками и валютными курсами, включая свопы, опционы и фьючерсы;
  • прочие обязательства (например, выдаваемые банком поручительства или гарантии в отношении финансовых инструментов, которые могут быть выпущены банковскими клиентами).

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны быть сгруппированы по своему характеру и представлены по основным видам. В отчет включаются:

  • проценты и другие аналогичные доходы;
  • процентные расходы и аналогичные платежи;
  • доходы в виде дивидендов;
  • комиссионные доходы и сборы;
  • комиссионные расходы и сборы;
  • прибыли за вычетом убытков по торгуемым бумагам;
  • прибыли за вычетом убытков по инвестиционным бумагам;
  • прибыли за вычетом убытков по операциям в иностранной валюте;
  • прочие операционные доходы;
  • убытки по ссудам и авансам;
  • общие административные расходы;
  • прочие операционные расходы.

Взаимозачету подлежат только статьи доходов и расходов, которые связаны с хеджированием, активами и обязательствами, – уже зачтенными при составлении баланса. На нетто-основе обычно приводятся следующие виды прибылей и убытков:

  • продажи и изменения в балансовой стоимости торгуемых ценных бумаг;
  • продажи инвестиционных ценных бумаг;
  • валютные операции.

Реклассификация лицевых счетов позволяет провести распределение:

  • активов и обязательств между всеми бизнес-единицами и центрами прибыли;
  • процентных доходов и расходов между всеми бизнес-единицами и центрами прибыли;
  • комиссионных выплат между всеми бизнес-единицами и центрами прибыли;
  • прямых затрат между бизнес-единицами, центрами прибыли и центрами затрат;
  • общебанковских затрат на центр «Головной банк»;
  • собственных средств между всеми бизнес-единицами и центрами прибыли.

После реклассификации выполняются корректировки, выпускаются окончательные балансы, рассчитываются средние остатки, формируется отчет о прибылях и убытках, затем производится сравнение с соответствующими плановыми показателями. Организация управленческого учета на основе реклассификации Ведение управленческого учета для обеспечения менеджеров информацией об исполнении планов и бюджетов по сегментам финансовой структуры предполагает классификацию лицевых счетов и части проводок Главной книги РПБУ:

  • код бизнес-единицы/ЦП/ЦЗ;
  • код бизнес-направления/банковского продукта;
  • статья управленческого баланса/бюджета активов и пассивов;
  • алгоритм переноса на статью управленческого баланса;
  • статья ОПУ/Финансового плана.

Классификацию новых лицевых счетов и проводок рекомендуется выполнять ежедневно в автоматизированной банковской системе или во внешнем Хранилище данных банка. Чтобы сократить объем ручной работы, рекомендуется разработать алгоритмы автоматической классификации счетов на основе сопутствующей информации по счету: название счета и атрибуты, филиал или подразделение головного банка, в котором открыт данный счет, номер синтетического счета, валюта, менеджер счета, сделки, ведущиеся на данном счете, и т. д. Несомненно, не всю информацию можно получить из классификации лицевых счетов и проводок Главной книги. Например, не всегда возможно детализировать вкладные счета, счета пластиковых карт или кредитных линий, учет по которым ведется в Главной книге РПБУ на сводных счетах. Часть информации по накладным расходам и капитальным вложениям хранится в подсистемах учета хозяйственной деятельности банка: Зарплата и Кадры, Учет основных средств и НМА, Учет автотранспорта и др. В целях управленческого учета следует классифицировать объекты аналитического учета по кодам, аналогичным кодам лицевых счетов. После кодировки лицевых счетов, проводок и аналитических объектов следует на ежедневной основе выполнять расчет управленческого баланса (остатки на дату), расчет средних остатков по статьям управленческого баланса и получать отчеты о прибылях и убытках нарастающим итогом в разрезе выделенных сегментов финансовой структуры. Для сопоставления плановых и фактических показателей по различным сегментам финансовой структуры эффективным является использование динамических отчетов в виде OLAP-кубов. Ежемесячно необходимо формировать отчет (план-факт) средних остатков по статьям управленческого баланса и отчет о прибылях и убытках. Чтобы получить окончательные финансовые результаты сегментов, следует выполнить корректировки по Международным стандартам и произвести соответствующие управленческие корректировки:

  • учет компенсаций;
  • перераспределение операционных доходов и расходов;
  • персонификация накладных расходов;
  • тарификация внутренних услуг;
  • аллокация накладных расходов;
  • распределение капитала по бизнес-единицам и центрам прибыли.

Ведение управленческого учета на основе МСФО в банках (Часть 2) >>>

Автор: