Зачем миру нужны стандарты?

Революция в корпоративной...
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Зачем миру нужны стандарты?

В главе 6 уже говорилось о том, какое значение имеют стандарты, разработанные представителями цеха профессиональных бухгалтеров в сотрудничестве с национальными регулирующими ведомствами. Там отмечались также и проблемы, которые возникают, когда число таких стандартов непрерывно множится и обязательные для соблюдения правила усложняются.

Финансовые показатели, проходящие аудиторскую проверку, обладают несомненными достоинствами. Одно из них – это сопоставимость (в большей или меньшей степени) по разным компаниям. Вы можете сравнивать доход одной фирмы с доходом другой, хотя иногда для этого требуются незначительные поправки на различия в используемых ими методах учета дохода. С некоторой натяжкой (причины которой объяснялись в гл. 5) вы можете сравнивать и прибыли отдельных компаний. Конечно, к финансовым показателям разных компаний отрасли нельзя бездумно и механически подходить с одной меркой, однако большинство инвесторов вполне в состоянии выполнить достаточно осмысленное сравнение, пусть даже для этого приходится немного поразмыслить о том, как привести данные к «общему знаменателю».

Еще одно достоинство финансовых показателей заключается в том, что их измерение опирается на довольно последовательные методологии. Свойственная им пространственно временная сопоставимость означает возможность глубокого и содержательного анализа. Это позволяет инвесторам делать собственные выводы об относительной и абсолютной привлекательности инвестиций в конкретную компанию или в ее конкурентов.

Для того чтобы характеристики нематериальных активов и нефинансовые факторы стоимости обрели такую же содержательность, как и финансовые показатели, они тоже нуждаются в определенных стандартах. Тогда у инвесторов появится возможность по крайней мере начать сравнивать «яблоки с яблоками», сопоставляя компании по таким ключевым параметрам, как рыночная доля, сохранность состава потребителей, скорость выхода на рынок, текучесть кадров, интеллектуальный капитал. А компании смогут соотносить результаты своей деятельности с успехами конкурентов. Благодаря этому и те и другие сумеют глубже постичь взаимосвязи между различными параметрами, образующими бизнес модель, суть которой разбиралась в главе 1. Правда, пользователям такой информации придется делать собственные допущения и вносить определенные поправки, как, впрочем, и в тех случаях, когда они оперируют финансовыми показателями.

Сразу же за пределами относительно упорядоченного мира финансовых данных начинается необжитая пересеченная местность, полная коварных ловушек. Со многими нефинансовыми показателями ситуация сейчас напоминает мрачную картину начала двадцатого столетия, когда каждая бухгалтерская фирма располагала собственным набором стандартов, который и применяла в работе со своими клиентами.

Сегодня в лучшем случае у компании есть надежная и жизнеспособная методология оценки влияющих на стоимость нефинансовых параметров деятельности. В худшем она даже не представляет себе, каковы ее важнейшие факторы стоимости. Что касается бухгалтерских фирм и других независимых организаций, имеющих отношение к этой сфере, лишь у немногих из них разработаны собственные наборы стандартов для ключевых нефинансовых показателей, даже в рамках отдельной отрасли.

Многие уверены, что такие стандарты обязательно появятся. Например, профессор Джон Хант из Лондонской школы бизнеса считает, что важная роль, какую играют людские активы в электронном секторе (особенно если учесть, что зачастую это чуть ли не единственный капитал таких компаний!), непременно заставит найти «надежные единицы измерения этих активов»1.

Признавая, что «споры вокруг критериев оценки нематериальных активов будут продолжаться вечно», Хант тем не менее видит в этом «второстепенную проблему» и утверждает: «Лет через 10 оценка стоимости людских активов станет обыденным явлением». Сигналом тревоги для бухгалтерского цеха звучит вывод Ханта: «Будут ли участвовать в этом бухгалтеры – вопрос малосущественный».

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 Сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 Сентября 2010)

Великий почин. (20 Сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 Сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 Сентября 2010)

Пример из Интернета (20 Сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 Сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 Сентября 2010)

Это им по плечу? (20 Сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 Сентября 2010)