Бизнес-аналитика: настоящее и будущее финансового директора

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 29 мая 2019


Авторы оригинальной статьи: Шрин Субра (Srin Subra), управляющий директор, и Кристен Контрерас (Kristen Contreras), вице-президент Accordion (частной консалтинговой технологической компании)

По материалам: CFO

Если забить в самую популярную поисковую систему “финансовый директор нового поколения” (причем даже неважно, на каком языке - и по-русски, и по-английски, “next-generation CFO”), можно получить огромное множество различного рода статей и постов в блогах, посвященных идее эволюционирующей роли руководителя финансового департамента любой современной компании. Но есть тут важный нюанс, который большинство заголовков таких статей упускают: речь идет об эволюционирующей роли финансовых директоров не только нового, но и сегодняшнего поколения. Потому что будущее уже здесь.

Современные финансовые директоры не могут оставаться просто финансовыми контролерами, и для частного сектора это особенно верно: те дни давно позади. Чтобы быть настоящим стратегическим партнером для бизнеса, CFO наших дней должен в полной мере овладеть теорией и методами анализа данных в финансовом анализе и финансовом планировании. Непростая задача для CFO старшего поколения, которые выросли во времена, где за всем стоял Бухучет с прописной литеры. Однако в нашем современном мире, “помешанном” на различного рода “лайфхаках”, для финансовых директоров особенно актуален один, который начинается с той же самой литеры – “Б”. Только это бизнес-аналитика, или “business intelligence” (“BI”).

Под “бизнес-аналитикой” понимают совокупность компьютеризированных инструментов и методов анализа информации для приведения ее в форму, более удобную для работы. Понятие неразрывно связано с “Большими данными” - в буквальном понимании огромными массивами несистематизированной информации, в которых необходимо фокусировать внимание лишь на ключевых факторах, актуальных для бизнеса конкретной организации. С точки зрения финансов бизнес-аналитика обеспечивает получение ключевых индикаторов, сводных таблиц данных и, собственно, деловой аналитики из разрозненного набора операционной и финансовой информации.

В этом плане “BI” может стать лучшим другом любого финансового руководителя, обеспечив его или ее компанию автоматизированной системой анализа исторических, текущих и прогнозируемых транзакций. Проиллюстрировать это лучше всего на примере трех основных направлений работы финансового департамента - “Большой Тройки”, если угодно.

Первое направление: финансовые операции и отчетность

Даже если компания для своей финансовой функции выбирает проактивную консультативную роль, то практическими аспектами ее реальности по-прежнему являются платежные требования к уплате и бухгалтерские отчеты к составлению. Сбор и консолидирование всего огромного массива операционных и финансовых данных по всем направлениям бизнеса с последующим сведением их в различного рода отчеты – это, говоря простыми словами, настоящая пытка. Очень трудоемкий процесс, который потребляет так много ресурсов, что оставляет совсем мало места для непосредственного обсуждения результатов с руководством бизнеса.

Финансовые директоры многих компаний до сих пор застряли в “мире Excel”, где отчеты составляются вручную, информация распределена по департаментам и при этом хранится, но не изучается. Это верно даже для тех организаций, которые уже внедрили у себя ERP-системы, обеспечивающие автоматизацию финансовой отчетности, но при этом не операционных данных, чем лишают себя возможности внимательного их изучения.

Бизнес-аналитика обеспечивает CFO возможностями сбора данных из разрозненных источников, делая их более целостными и управляемыми. Она может автоматизировать потоки отчетности и стать очень ценным дополнением даже как вспомогательный инструмент для Excel и ERP, добавляя в прежнюю аналитику со всеми ее ограничениями новое измерение “Больших данных”.

Бизнес-аналитику можно использовать в автоматизации подготовки и представления финансовой отчетности, обеспечить с ее помощью операционную отчетность по ключевым драйверам бизнеса, выявлять с ее помощью необычные результаты-выбросы, чтобы затем использовать их в анализе и реконсиляции ежемесячных результатов, осуществлять анализ и мониторинг операционного капитала (особенно полезно для компаний со сложной структурой), рассчитывать признаваемую выручку по транзакциям, требующим сложных методов оценки, рассчитывать размеры вознаграждений по многоуровневым моделям компенсации, обеспечивать предикативный анализ и сопоставление с контрольными значениями, помогать с бюджетированием и прогнозированием, и это даже не полный список.

Второе направление: проведение транзакций

Компании частного сектора отличает то, что они постоянно вовлечены в приобретение или продажу активов. Еще на этапе планирования сделки на основе набора данных бизнес-аналитика делает возможным детальный анализ будущей синергии и невозмещаемых расходов. Если вспомнить, что большинство транзакций на самом деле не справляются с достижением рассчитываемой доходности, такой уровень детальности и в самом деле способен пролить свет на потенциальные синергии, позволить понять, впишутся ли итоговые результаты в текущий профиль операционных результатов, а в случае реализации активов – насколько точны прогнозируемые доходы от продажи. И бизнес-аналитика не просто обеспечивает такой уровень детализации, но делает это еще и очень оперативно, что является критически важным фактором с учетом срочности исполнения транзакций.

“BI” помогает не только с целеполаганием и оценкой будущих транзакций, но также служит незаменимым инструментом в слияниях и продаже объектов собственности. Она помогает определить ключевые драйверы синергии и выгоды от реализации активов, отслеживая при этом их состояние в реальном времени. Подытоживая, здесь бизнес-аналитика служит целям создания стоимости, обеспечивая компании возможностями мониторинга и анализа с прицелом на эффективное функционирование и рост.

Третье направление: улучшение результатов деятельности

В самых разных организационных сценариях для “BI” можно отыскать полезную роль. Два из них уже были рассмотрены только что: оптимизация отчетности в целях перехода финансовых директоров от роли простого бухгалтера/контролера к роли доверенного консультанта для бизнеса, и оптимизация диагностики бизнес-процессов в рамках исполнения различного рода транзакций. В обоих случаях это полезнейший инструмент создания стоимости.

Если же компания переживает непростые времена, бизнес-аналитика может выступить и в роли “спасательного круга”, помогая финансовым директорам разобраться в массивах несвязанных и разрозненных данных, на основе которых очень сложно, если не сказать невозможно провести полную диагностику причин неудовлетворительных результатов.

Ритмы финансовой отчетности компании в обычном состоянии очень выверенные и характеризуются более-менее строгой периодичностью. В отличие от них, инструменты бизнес-аналитики создаются таким образом, чтобы обеспечивать измерение в реальном времени. Целевые отчеты по определенному продукту, направлению, виду услуг или же конкретно по всем денежным потокам компании – бесценный инструмент для поиска финансовых аномалий и определения стратегий реагирования.

Возможности выходят далеко за рамки прогнозирования текущей ликвидности на один квартал вперед. “BI” полезна в понимании практически любых переменных, способных повлиять на итоговые результаты: текущие тренды с платежами, выставление счетов и поступление выручки, влияние политики ценообразования, уровень запасов, сквозные продажи, расходы на обслуживание клиентов, закупки и расходы, исследования и разработки, доходность на инвестиции, и многое другое.

Сложности с применением

Хорошо, но если все так радужно, чего же каждый из сегодняшних финансовых директоров уже не обзавелся системами бизнес-аналитики и не использует их на благо своих организаций? Как и преимущества, сложности тоже можно разбить на три категории.

Инвестиции

Как хорошо известно, CFO предпочитают, чтобы деньги приходили, а не уходили, а “BI”, что ни говори, мало чем выделяется в длинном списке очень дорогих технологических инвестиций. Хотя это и правда - инструменты бизнес-аналитики действительно стоят денег – но, может быть, не так много, как думают финансовые директоры. И на такие инвестиции есть своя отдача – да какая!

Непринятие нового

Многие финансовые директоры сегодняшнего поколения до сих пор не очень хорошо понимают теорию и методы анализа данных – для таких “BI” представляет собой еще один технический акроним в дополнение к и так уже длинному списку, где значатся “ERP”, “CRM” и прочие. Чего они понять также не могут, так этого того, что “BI” на самом деле упрощает то, что усложняют прочие системы.

Страх перед неопределенностью

Даже если финансовые директоры не отрицают самой возможности технологических инвестиций, довольно часто они медлят с внедрением “BI”, учитывая продолжительный ожидаемый период внедрения и даже возможный полный провал с ним. Что ж, вполне понятная причина для беспокойства, поэтому для успеха реализации проекта внедрения бизнес-аналитики нужен энергичный старший руководитель, который насаждает корпоративную культуру и ментальность современного типа – принятие решений на основе актуальных данных. Именно это отделяет потраченные впустую ресурсы от успешных инвестиций.

Теги: бизнес-аналитика  финансовый директор  CFO  теория и методы анализа данных  финансовый анализ  финансовое планирование  business intelligence  “BI”  “Большие данные”  финансовая информация  операционная информация  финансовые операции  ERP-системы  финанс