Автор оригинальной статьи: Мария Мерфи (Maria Murphy), CPA, постоянный автор Compliance Week, журналист-фрилансер
По материалам: Compliance Week
Перед составителями ESG-отчетности сегодня встают новые вызовы. Вместе с разработкой и, надо полагать, скорым принятием обязательных требований по подготовке этой дополнительной информации (по крайней мере, в случае с отдельными категориями публичных компаний в некоторых странах мира) встает необходимость не просто делать все в соответствии с правилами, но и делать это вовремя. Вместе с тем, предчувствуя изменения, все более строгими в своих оценках стают пользователи ESG-отчетности из инвесторской среды. По состоянию на сегодня, единых стандартов пока не создано, и универсальных ESG-показателей не используется, однако эта информация становится все более востребованной на рынках капитала. Разные категории инвесторов имеют разные запросы, что порождает расхождения в используемых показателях и методах их расчета и затрудняет анализ отчетности не только самим инвесторам, но и составителям в лице корпоративных менеджеров.
На недавней конференции по корпоративной финансовой отчетности, организованной Международной ассоциацией финансовых руководителей (Financial Executives International - FEI), работа одной из тематических панелей была посвящена инвесторскому видению текущей и будущей ситуации с использованием ESG-показателей и раскрытий в расширенной корпоративной отчетности. Участники обсудили, есть ли возможности для составителей и пользователей отчетности найти в таких условиях общий язык. Чтобы ответить на этот важный вопрос, стоит сначала взглянуть, какую именно ESG-информацию инвесторы запрашивают сегодня чаще всего.
Что интересует больше всего?
Отвечает Габриэль Рабинович (Gabrielle Rabinovitch), старший вице-президент отдела корпоративных финансов и связей с инвесторами в PayPal. Она отмечает существенно выросший спрос на ESG-информацию со стороны институциональных инвесторов в период пандемии. “До 2020 года интерес был скорее эпизодическим, чем постоянным, а ESG не были интегрированной компонентой анализа”, - говорит она. – “Теперь стало больше медийного и общественного внимания к благополучию сотрудников, картам существенности* и продуктовым стратегиям. Институциональные инвесторы больше сфокусированы на социальных и управленческих компонентах ESG, включая доступ к финансовым услугам, управление человеческим капиталом, разнообразие и инклюзивность, приватность, сохранность данных”.
*“Карты существенности” (“Materiality maps”) были разработаны американским Советом по стандартам отчетности устойчивого развития (SASB) - понятно, еще до его слияния с IIRC и вхождения в состав ISSB. Существенность конкретного вопроса для той или иной отрасли определяется на основе двух типов данных: того, в какой мере эта тема интересует инвесторов, и степени влияния на компании, работающие в данной отрасли. Таким образом, получается определенный разброс точек на графике по двум осевым линиям. Карты обновляются ежегодно и служат неплохой отправной точкой для определения вопросов, наиболее приоритетных на данный момент в отрасли – GAAP.RU
Трейси Трэвис (Tracey Travis), исполнительный вице-президент и финансовый директор Estée Lauder Companies, рассказывает, что их инвесторы хотят слышать больше про влияние климата, влияние на экологию, ответственное финансирование. “Дня нас основной фокус “E” в нашей ESG-отчетности – это упаковка и пластик; “S” – это инклюзивность, разнообразие, равенство, управление человеческим капиталом, а “G” – состав совета, разнообразие и система вознаграждений”.
Есть не один способ использования ESG-данных инвесторами и аналитиками. “Мы хотим, чтобы компании определяли для себя показатели устойчивости и ключевые индикаторы, и мы призываем их фокусироваться на ключевых показателях и ориентирах, связанных с рисками, возможностям и прогрессом”, - сказала Мишель Эдкинс (Michelle Edkins), управляющий директор BlackRock. Она призывает компании раскрывать специфическую отраслевую информацию, включая то, как управляются риски, какие показатели и ориентиры используются, наравне с встраиванием “ESG” в стратегическое планирование и бюджетирование. При этом длинные раскрытия, покрывающие абсолютно все аспекты устойчивости, для инвесторов не являются полезными – считает она.
Что касается рынков капитала, там эти данные помогают анализировать долгосрочные риски и возможности компаний. “Мы интересуемся у публичных компаний корпоративным управлением, в том числе структурой советов и качественной системой управления рисками устойчивости, и используем возможности получения долгосрочной финансовой отдачи”, - добавляет Мишель Эдкинс, поименно перечисляя продукты и услуги, которые предлагают их клиенты, и рассказывая, как ESG участвует в их создании.
Вопросы взаимодействия
Как часто и когда именно представлять ESG-информацию – не менее важный аспект, причем здесь также все меняется вместе с ростом интереса и спроса со стороны инвесторов и других стейкхолдеров. “Происходит эволюция, поскольку диалог по ESG непрерывный, и он продолжается. Он затрагивает каждого участника тем или иным образом”, - отметила Габриэль Рабинович.
По ее словам, по ходу каждого цикла доходов у них в PayPal все разговоры вращаются вокруг прибыли. Но в дополнение к ежемесячным обсуждениям ESG, компания проводит тематические встречи и включает обновления информации по ESG в ежеквартальные информационные рассылки для инвесторов. “Капитальные инвесторы используют ESG в качестве увеличительного стекла для нашего профиля рисков и оценивают ставку дисконтирования и стоимость капитала компании”, - отметила она.
С ней согласна Трейси Трэвис, которая говорит, что при объявлении предварительных итогов прибыли за период внимания к ESG на самом деле немного, зато намного больше – в ходе встреч с инвесторами. “Мы проводим специальные посвященные ESG мероприятия, которые посещают финансовый директор и группы по вопросам устойчивости и отношениям с инвесторами, чтобы обсудить, как именно ESG встраиваются в нашу стратегию и прогресс”.
Для Мишель Эдкинс осень и зима являются самым важным временем года в плане ESG-обсуждений. Институциональные инвесторы, отмечает она, приветствуют их раскрытия по теме устойчивости, поскольку хотят понимать, как именно организация следует на пути к поставленным целям. “Они ждут наших раскрытий в то же время, что и нашего годового отчета – до ежегодного собрания акционеров”.
Существенность в ESG-отчетности
В случае информации по факторам ESG и финансовой информацией используются разные представления, и даже разные концепции существенности. “Существенность меняется, обретает больший фокус на управлении человеческим капиталом”, - отмечает Мишель Эдкинс. – “Мы смотрим, какие факторы существенности имеют отношение к бизнесу, и что необходимо знать акционерам и инвесторам о рисках и возможностях. Для примера, если отключить водоснабжение, будет ли это иметь значительное влияние на наш бизнес?”
Трейси Трэвис добавляет, что очень важно проводить размежевание областей с наибольшим влиянием факторов. “Каждая область нашей компании включает в свою стратегию развития и повышения эффективности факторы ESG, на которых она фокусируется, и ключевые цели встроены в каждый процесс. Это все еще на стадии развития”.
Габриэль Рабинович со своими коллегами в PayPal провела первую оценку существенности в отношении факторов устойчивости два года назад. Тогда это приобрело форму глубинной аналитической работы при участии 150 стейкхолдеров и третьих лиц. Сегодня это непрерывный процесс, преследующий целью убедиться, что компания все еще настроена на правильные направления. Среди конкретных действий – ежегодные внутренние опросы и мэппинг. “Мы принимаем в расчет то, что является существенным для стейкхолдеров с точки зрения приоритетов, распределения ресурсов, корпоративных ценностей, и то, где у нас может быть наибольшее социальное влияние – человеческий капитал, благополучие сотрудников, сохранность данных, кибербезопасность”, - подчеркнула она.
Обеспечение целостности ESG-данных
ESG-данные и обеспечение их целостности - еще один связанный с главной темой аспект, который пока непросто контролировать. Пока отсутствуют единые общепризнанные стандарты отчетности устойчивого развития, конечный выбор составителей отчетности в этом плане создает трудности для всех – и их самих, и пользователей отчетности. “Чтобы убедиться, что наши данные надежны и правдивы, поддерживается тесное партнерство между [отделами] финансов, человеческих ресурсов, устойчивости, внутреннего аудита и юридических вопросов”, - рассказывает Трэвис. Все эти департаменты ведут внутренние базы данных для обеспечения целостности информации с целью последующего внешнего подтверждения ее достоверности.
По мере того как финансы становятся все более вовлеченными в отчетность устойчивого развития, финдиректоры и комитеты по аудиту обзаводятся разными ожиданиями относительно роли финансового департамента. “По моему мнению, она заключается в повышении целостности раскрытий, снижении риска необоснованных претензий, распространении концепций ESG по всей организации и образовании многофункциональных команд для обеспечения точности и актуальности информации”, - считает Трейси Трэвис.
“Нефинансовые ключевые показатели эффективности (KPI) стали существенными, и по ним имеется постоянная отчетность”, - добавляет Габриэль Рабинович. – “Необходима такая же строгость и “гигиена” для этих данных, как и для финансовых KPI, потому что инвесторы на их основе принимают решения”.
В PayPal на это выделяются специальные ресурсы, проводится внутренний аудит, организованы многофункциональные контрольные группы по обеспечению целостности ESG-данных. По словам Рабинович, ситуация за последние пять лет кардинально поменялась: если тогда уже были люди, занимающиеся вопросами ESG, руководство не хотело допускать их в финансовый отдел или к отношениям с инвесторами. Сегодня, если вы этого не делаете, вы уже намного позади остальных.
Мишель Эдкинс признается, что они очень зависят от агрегаторов данных в плане стандартизации ESG-информации для дальнейшего ее интегрирования в аналитические системы BlackRock с целью проведения аналитических процедур. Впрочем, информационные системы для работы с ESG-данными тоже эволюционировали, поскольку разработчики программного обеспечения отслеживают запросы пользователей и стараются, чтобы их продукты обеспечивали большую целостность данных.
Подтверждение достоверности
Роль внешней проверки достоверности информации до сих пор остается предметом дебатов – насколько это нужно и полезно, для кого именно? Трейси Трэвис предвидит дальнейшее развитие этого направления профессиональных услуг, потому что ESG-информация обязана быть полезной для принятия деловых решений.
Впрочем, в отсутствии единых стандартов, сложно сказать, насколько информация полезна – считает Мишель Эдкинс. Она считает, что подтверждение достоверности должно иметь смысл и быть понятным в отношении того, каким именно процедурам следовали аудиторы и почему именно. “Большая четверка” и другие крупные профессиональные организации сегодня начинают активно развивать новое направление.
- EY запускает “углеродный” консалтинг (14/02/2022)
Целостность процесса важна – то, как именно данные собираются и представляются, в условиях какой именно контрольной среды. Как полагает Эдкинс, не менее важна и “чистота намерений”: если составители отчетности не уверены в том, что им удалось ухватить в отчетности все (а с данными из сферы устойчивости это более чем возможно), им необходимо быть в своей отчетности максимально искренними на этот счет.
- См. также: Как IAASB реагирует на высокий спрос на гарантию качества устойчивой отчетности (17/12/2021)
Где именно делать раскрытия?
С учетом и без того немалого объема финансовой информации в годовой и иногда даже промежуточной отчетности компаний, вопрос о том, куда лучше поставить объемные ESG-данные – отнюдь не праздный. Многие уверены, что размещение их по соседству с финансовой отчетностью будет чересчур, поэтому стоит подумать, как лучше разместить ESG-информацию отдельно.
При этом многие финансовые показатели сегодня уже прочно увязаны с факторами устойчивости, что и объясняет мнение других участников дискуссий, которые считают, что отчетность устойчивого развития совершенно естественно становится частью формальных ежегодных отчетов. Так, например, думает Габриэль Рабинович.
Мишель Эдкинс не уверена, что подходящий момент для этого уже наступил. “С течением времени, по мере разработки стандартов устойчивости, взаимосвязь между ESG и финансовыми рисками станет прочнее и обеспечит более естественное расположение. [Тогда] практика изменится”, - говорит она.
Трейси Трэвис согласна, что определенный уровень стандартизации отчетности очень пригодится. Более того, она уверена, что сами отчеты со временем сблизятся. “Сегодня каждый отчет уже очень длинный, и трудно пока включать устойчивую информацию в состав прочих раскрытий”.
Что впереди?
В ближайшем будущем компании все так же продолжат принимать решения относительно того, какие именно показатели устойчивости имеют ключевое значение для их бизнеса, какими стандартами и основами отчетности руководствоваться, когда именно и где именно отчитываться в достигнутом прогрессе. Инвесторы и аналитики считают ESG-информацию все более важной для оценки результатов деятельности компаний и их рыночной стоимости, так что они будут требовать данные даже чаще и в больших объемах, чтобы иметь возможность принимать решения.
Из стратегических соображений компаниям придется ответить на растущие запросы инвесторского сообщества (а равным образом и запросы поставщиков, клиентов, сотрудников и так далее) в отношении ESG-отчетности. Это означает продолжение диалога о наилучших способах сделать это. Вместе с тем и те, кто посылают такие запросы, и составители отчетности также сходятся в том, что информация должна быть точной, последовательной и надежной, и при всем при этом быть существенной для понимания особенностей бизнеса, а под это необходимы единые стандарты отчетности и подтверждения достоверности.
________________________________________
Также от этого автора на GAAP.RU:
- СВК, аудит, регулирование и риски в случае IPO (20/07/2021)
- “Критические вопросы аудита” – как новые требования изменили аудиторские отчеты в США (10/10/2019)
- Проще – значит лучше? (14/04/2015)