Европейская бухгалтерская директива: дьявол кроется в деталях

Подготовка международной...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 2 Июля 2014

Новая европейская Директива потребует от компаний детализированной отчетности по каждому отдельному проекту

Автор: Ричард Мартин (Richard Martin), глава корпоративной отчетности в ACCA

Источник: Accountancy Live

Перевод: GAAP.RU

Фото: accountancylive.com

Ровно через год, к июлю 2015, каждое государство в ЕС должно будет внедрить в свое законодательство новую директиву. Какие компании она затронет, что им придется сделать в результате и когда именно? Для Великобритании и Ирландии эти изменения в корпоративном законодательстве поспеют одновременно с целой новой основой финансовой отчетности, построенной вокруг стандарта FRS 102 «Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Ирландской республике» (см. недавний цикл наших статей по этой теме – GAAP.RU). Подумаем, каким образом они могут пересекаться.

Европейская «гармонизация» корпоративной отчетности основывается на консолидации четвертой и седьмой Директив (отдельная и консолидированная финансовая отчетность, соответственно), причем история обеих восходит еще к 70-м годам. Конечно, время от времени эти правила пересматривались, особенно после принятия международных стандартов финансовой отчетности в Европе, но в июле прошлого года на смену им пришла принципиально новая Директива.

Есть две основные группы, на которые она повлияет больше всего: это добывающие предприятия (см. http://gaap.ru/news/133929 – GAAP.RU) и малые компании (см. http://gaap.ru/news/134949 – GAAP.RU).

Фото: http://www.pressfoto.ru

Добывающие индустрии

Первая группа компаний включает предприятия, занимающиеся добычей нефти, газа и лесозаготовкой. Им придется делать много новых раскрытий в пользу правительственных организаций и различного рода агентств на всех уровнях, национальном и региональном. Любой платеж свыше €100 тысяч должен быть детализирован и отнесен к определенной категории в соответствии с его экономической сущностью (является ли это выплатой за лицензию, роялти, налогом, поборами среди представителей индустрии и т.д.), и анализ ведется по каждому отдельному проекту. Конечно, здесь мы говорим о крупных компаниях, и анализ может вестись на консолидированной основе по группам.

Малые предприятия

Хотя добывающих компаний – несколько сотен, малых предприятий не в пример больше, их более миллиона! И эта многочисленная группа будет только расти, поскольку нижнюю планку годового оборота (критерий отнесения к малому бизнесу) собираются поднять с нынешних £6.5 миллионов до £10 миллионов. Однако для малых компаний изменения, по сути, будут сводиться к снижению объема раскрытий, требуемых по закону. В будущем, возможно, информация в примечаниях, требуемая к раскрытию по закону, будет в их случаях ограничиваться указанием бухгалтерской политики, эффектов переоценки справедливой стоимости, поправок к предыдущему годовому периоду и условных соглашений по активам. Им также придется раскрывать обязательства со сроком погашения больше чем пять лет, займы, выданные директорам, необычные компоненты прибыли («exceptional/extraordinary items») и нечто с названием «номера сотрудников» («employee numbers»).

Это так называемый подход «максимальной гармонизации». В Великобритании и Северной Ирландии могут добавить к этим еще пять элементов, покрывающих движение ОС, внебалансовые соглашения, события после отчетной даты и информацию о транзакциях связанных сторон.

Все прочие раскрытия, неважно, берут ли они начало в корпоративном законодательстве в целом или стандартах финансовой отчетности для малых предприятий (FRSSE), не могут быть затребованы у малых компаний. Это касается и таких вещей как акционерный капитал, отложенные налоги и т.д. Важно отметить, что некоторые из названных выше пяти дополнительных раскрытий имеют фундаментальную важность для «достоверного и непредвзятого» представления – например, это раскрытия по транзакциям со связанными сторонами или событиям после отчетной даты. Для малых компаний ожидается снижение требований к раскрытию в примечаниях в отчетности, но во всем остальном все останется как было: тот же бухгалтерский учет составляющих баланса и отчета о прибылях и убытках, их форматов и т.д.

Фото: http://www.pressfoto.ru

Микропредприятия

Директива включает и «микрорежим» который, хотя формально уже доступен в Великобритании, пока что не использовался так уж часто. Он применяется в отношении компаний с годовым оборотом менее £632.000, активами менее £316.000 и числом сотрудников не более 10 человек (достаточно, чтобы выполнялись два из трех условий). Требований для микропредприятий даже меньше: их балансовый отчет состоит всего из около полудюжины составляющих, а примечаний нет как таковых. Однако это не означает, что этим организациям можно игнорировать стандарты финансовой отчетности по транзакциям, которые они осуществляют. Стандарты останутся прежними – кроме разве что нового запрета на переоценку и справедливую стоимость. Возможно, устранение этих раскрытий и является привлекательным вариантом для малых и микропредприятий с позиции сохранения конфиденциальности, но очень маловероятно, чтобы это принесло им значительную экономию расходов.

Есть и обратная сторона продолжающегося ограничения финансовой информации об обществах с ограниченной ответственностью, доступной для изучения в открытом доступе. Тут мы говорим о таких потенциальных ее пользователях как, например, торговые кредиторы, работодатели, простые клиенты.

Пересечения с новыми правилами UK GAAP

Как уже отмечалось, многие британские компании (конечно же, все средние и крупные в первую очередь) сегодня переходят с действующих стандартов UK GAAP (FRS и SSAPs) на новый FRS 102.

В результате значительных изменений в бухгалтерской системе Великобритании новая Европейская бухгалтерская директива будет иметь два основных эффекта.

  1. Есть организации, относимые сегодня к категории среднего бизнеса и поставленные перед необходимостью принять FRS 102 с 1 января 2015 года, но в соответствии с изменившимся количественным критерием отнесения к этой категории (£10 миллионов вместо £6.5 – GAAP.RU) их будут рассматривать уже в категории малых – следовательно, они получат возможность применять британские стандарты для малых предприятий FRSSE
  2. Подход «максимальной гармонизации» для малых компаний означает, что и стандарты FRSSE должны будут претерпеть значительные изменения, и британское правительство сегодня рассматривает возможность замены его на «облегченную» версию FRS 102 со всеми укороченными раскрытиями

Планы некоторых компаний касательно перехода на FRS 102, наверное, будет лучше пересмотреть, особенно для того, чтобы избежать повторных изменений. Очень вероятно, что применение FRS 102 компаниями, сегодня относимыми к средним, но которые будут восприниматься в качестве малых в дальнейшем, может быть отсрочено данным фактом. Что до малых предприятий, уже сегодня на добровольной основе отказывающихся от своих стандартов FRSSE, то им, возможно, стоит подумать о прямом переходе на новый стандарт FRS 102.

Пересечения с IFRS for SMEs

Европейская комиссия не выпускала никаких специфических указаний – или, напротив, запретов – для стран, использующих у себя МСФО для МСП. Однако новая Директива, которую мы сегодня обсуждаем, может иметь два потенциальных конфликта с этими стандартами.

Первый – это определение периода амортизации для гудвилла, где ожидаемый срок полезного использования нельзя точно измерить. Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий требуют брать десятилетний срок амортизации, в то время как согласно прошлогодней Директиве в таких обстоятельствах есть возможность выбрать период амортизации в промежутке от пяти до десяти лет.

Вторая проблема связана с учетом невыплаченного подписного капитала (капитала по подписке), который, согласно Директиве, должен учитываться как актив, но стандарт IFRS for SMEs требует производить взаимозачет.

В то же время стоит отметить, что Совет по МСФО так и не устранил это противоречие из самой последней промежуточной версии стандарта, которая была представлена в октябре прошлого года (см. http://gaap.ru/news/136948  – GAAP.RU).

ЧЗВ по менеджерским отчетам

Менеджерский отчет должен включать:

  • Правдивый обзор достижений бизнеса организации за период и сегодняшнее финансовое положение, с описанием основных рисков и неопределенностей. Это должен быть полный и сбалансированный анализ, включающий как финансовые, так и нефинансовые ключевые показатели деятельности
  • Также он должен давать представление о вероятном будущем развитии организации, исследовательских проектах (R&D), информацию о приобретениях собственных акций, данные о существующих офисных отделениях
  • Информацию об использовании финансовых инструментов. Если это существенно, необходимо включать детали о целях и политике риск-менеджмента, в том числе политике по страхованию каждого основного типа транзакций, предполагаемых к осуществлению в будущем
  • Требуется включать данные о ценовом риске, кредитном риске, риске ликвидности и нехватки наличных средств

Теги: бухгалтерская директива  FRS 102  стандарты финансовой отчетности  корпоративная отчетность  консолидированная отчетность  финансовая отчетность  международные стандарты финансовой отчетности  малые компании  малые предприятия  добывающие индустрии  малый