Итоги декабря и года – вместе с IASB

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 20 Декабря 2019


По материалам: IFRS

Декабрь - традиционное время подведения итогов. Каким оказалось последнее в этом году заседание Совета по международным стандартам финансовой отчетности, которое проходило 11-12 декабря, рассказывают председатель этой организации Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и вице-председатель Сью Ллойд (Sue Lloyd). Вполне ожидаемо первой темой стал совсем недавний (буквально пару дней назад) выход долгожданных изменений в требованиях к представлению финансовой информации, которые сформируют целый новый стандарт МСФО. Впрочем, до этого - да и до завершения публичных консультаций 20 июня - пока еще далеко.

Очередным обсуждениям ограниченных изменений к стандарту IFRS 17 по страховым контрактам был посвящен отдельный подкаст, который мы уже разместили - эту тему мы опять пропустим, чтобы не повторяться. Зато что-то новое надеемся услышать по реформе IBOR и затянувшемуся проекту по теме финансовых инструментов с характеристиками капитала.

Далее руководство Совета по МСФО поделится свежими деталями проекта по объединению бизнеса под общим контролем (включаю работу, запланированную уже на следующий год) и планами на пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”. Важно отличать этот проект от созвучного – “дочерние предприятия, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса”, о котором начали говорить в прошлый раз. Ну а под занавес услышим, чем завершается проект внесения изменений в IAS 8, где речь шла об учетных оценках и учетных политиках.

 

Ханс Хугерворст по праву гордится важной вехой в работе Совета по МСФО, которую удалось достичь на этой неделе. Будущие изменения означают лучшую структурированность отчета о доходах благодаря трем новым промежуточным итогам, которые теперь обязательно будут там указываться - и это лишь часть всех изменений. Ту же операционную прибыль как дополнительный показатель компании сегодня используют очень активно, но только каждая по-разному. Поэтому сравнимость МСФО-отчетности мировых компаний должна улучшиться - причем как в результате формального определения операционной прибыли, так и благодаря большей строгости и прозрачности, которых будут требовать от компаний при использовании не оговоренных стандартами показателей “non-GAAP”.

Облегчению понимания финансовой отчетности ее пользователями также будет сопутствовать улучшенная группировка статей отчета о доходах. Как хорошо известно, сегодня слишком много элементов дохода “сваливают” в одну кучу, называя это “прочими доходами”, но этого не получится просто так делать с улучшенным руководством для определения того, какой доход или какие расходы относить к категории необычных. Благодаря этому можно будет точнее спрогнозировать устойчивость доходов организации.

По реформе базовых процентных ставок - здесь Совет находится в самом разгаре второй фазы своей работы, посвященной влиянию на учет и отчетность фактической замены базовых ставок в договорах. К работе он приступил еще в октябре, когда начал обсуждать классификацию и измерения, а тема этого месяца - влияние на отчетность хеджирования. По словам Сью Ллойд, члены IASB предварительно уже договорились предложить несколько изменений к двум стандартам по учету финансовых инструментов, IFRS 9 и IAS 39. Если говорить в целом, то было решено не менять (т.е. оставить действующими сейчас) требования в стандартах для определения того, нужно ли прекращать отчетность хеджирования после:

  • существенной модификации, которая приводит к списанию хеджируемого элемента, или
  • модификации, которая не приводит к списанию и не требуется как прямое следствие проведения реформы IBOR

Зато в требования стандартов добавят исключения, благодаря которым модификации в документах хеджирования (под которыми, очевидно, подразумеваются различного рода договорные соглашения) в результате реформы IBOR не будут приводить к прекращению самой отчетности хеджирования

Обсуждения продолжатся уже в новом году, а когда выйдет предварительный вариант поправок к стандартам, Сью Ллойд пока затрудняется сказать точно, но обещает сделать это “как только смогут” (но точно в 2020 году).

Что касается тянущегося с прошлого года масштабного проекта “FICE” по финансовым инструментам с характеристиками капитала, то в рамках его Совет, пожалуй, впервые за год приступил к детальным обсуждениям технических вопросов (впрочем, именно так все значилось по плану – уточняет Сью). В этот раз речь зашла об улучшениях к IAS 32 “Финансовые инструменты: представление информации”, которые могли бы помочь справиться с практическими проблемами с классификацией финансовых инструментов, выплаты по которым осуществляются исключительно инструментами капитала самого эмитента – как производными, так и нет. Совет полагает, что здесь не помещает уточнить базовые принципы, а конкретнее – критерий “fixed-for-fixed” для отнесения к инструментам капитала, который подразумевает обмен фиксированного числа акций на фиксированную сумму денежных средств. Именно здесь Совет попытается провести дополнительную “полировку”, чтобы стало намного понятнее, почему в описанной ситуации инструменты должны называться капиталом – чем именно столь особенны собственные акции компании, в которых проводятся выплаты?

Работа продолжается и по ряду других важных проектов, среди которых “объединение бизнеса под общим контролем”. Подход со странно звучащим на русском названием (“подход предшественника”) обсуждался два месяца назад, в октябре. В этот раз Совет рассмотрел, как организация-приобретатель должна будет применять второй возможный подход (“текущей стоимости”) на основе метода приобретения, оговоренного в стандарте МСФО 3 (п.4 и далее). Главный вопрос звучит следующим образом: если обстоятельства сложились так, что организации выгоднее всего применять подход текущей стоимости - как именно она должна это делать? Как оказалось, довольно просто: ровно так, как это оговорено в действующей редакции стандарта по объединению бизнеса, IFRS 3. С этой точки зрения организация будет применять метод приобретения так, как если бы это было обычное приобретение, а не приобретение под общим контролем.

Есть, правда, одна существенная разница. Если речь идет о так называемой выгодной покупке (п. 34 стандарта МСФО 3 и далее), то организация-приобретатель должна признать поступления от сделки как увеличение капитала, а не как доход в прибылях и убытках. Правда, Ханс отмечает, что выгодные покупки как явление довольно редки, так что вряд ли стоит ожидать, что к этому требованию придется постоянно обращаться. Говоря о планах на 2020 год по этому проекту, он обещает вернуться к доведению до ума “подхода предшественника” и, само собой, требованиям к раскрытию информации.

Помимо описанных только что крупных проектов в работе у IASB находится и ряд поменьше, основная суть которых заключается во внесении ограниченных корректировок с целью улучшения практики использования. На декабрьской встрече Совет постарался по возможности подытожить все обсуждения за год и перейти к написанию итоговых вариантов измененных стандартов. Один из таких - IAS 37 ”Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, где речь идет про определение обременительных договоров. Второй проект - ежегодные улучшения к стандартам МСФО, которые в мае этого года уже выставлялись на обсуждение в предварительном варианте.

Ограниченные изменения к IAS 37 четко оговаривают теперь, что издержки на исполнение договора (которые и рассчитываются для определения того, является ли он обременительным) должны включать в себя лишь те, которые прямо относятся на данный договор. Эту версию стандарта, в принципе, уже можно считать окончательной - выставляться на повторное публичное обсуждение она точно не будет, а официально ее представят где-то во втором квартале следующего года. Предварительно компании на МСФО-отчетности должны будут начать следовать обновленному стандарту IAS 37 с 1 января 2022 года, с возможностью досрочного применения.

Что касается ежегодных улучшений, то здесь основную работу по четырем основным темам (напомним, это проведение теста “10 процентов” для списания финансовых обязательств в IFRS 9; изменения в иллюстративном примере 13 к стандарту IFRS 16 “Аренда”; дочернее предприятие, впервые применяющее МСФО; и налогообложение в измерении справедливой стоимости) уже можно считать завершенной. Совет подтвердил, что можно переходить к написанию итогового варианта, который выйдет во втором квартале следующего года, а дата вступления изменений в силу - снова 1 января 2022 г.

Следующий год в целом обещает быть напряженным как для самого Совета по МСФО, так и для всех интересующихся темой МСФО, потому что готовятся к выходу сразу несколько крупных дискуссионных публикаций. Одна из таких будет предшествовать полноценному и всестороннему пересмотру стандарта для малых и средних предприятий (“IFRS for SMEs”) и выйдет в самом начале нового года. Ханс Хугерворст напоминает, что IASB здесь готовит официальное обращение ко всем с просьбой поделиться своим мнением по поводу ряда важных вопросов. Это несколько необычный вариант проведения публичных консультаций для разработки МСФО, однако посмотрим, насколько он окажется эффективным. Ответы респондентов помогут определить будущее стандарта “IFRS for SMEs”, поскольку Совет обещает прислушаться к мнению общественности относительно того, в какой степени необходимо обновить данный стандарт и соотнести его с требованиями ряда крупных МСФО, которые успели выйти за последние годы, а также обновлениями к уже действовавших стандартам. Единственное решение, которое вынес Совет по МСФО в декабре, касалось продолжительности консультационного периода - он составит 6 месяцев.

С темой малых и средних предприятий также тесно связан еще один проект, который не стоит путать с обновлением стандарта “IFRS for SMEs”. Там речь идет о дочерних предприятиях, которые относятся к категории малого и среднего бизнеса. Ханс Хугерворст рассказывает про основную идею в его основе: если имеется материнская организация, которая применяет полную версию МСФО для подготовки консолидированной финансовой отчетности, то может ли ее дочерняя структура в форме МСБ применять критерии признания и измерения также из полной версии МСФО, но следуя при этом сокращенным требованиям по раскрытию информации по стандарту “IFRS for SME”?

Если позволить им это делать, эти сокращенные требования по раскрытию информации потребуют небольших, но важных корректировок, чтобы отразить использование требований к признанию и измерению в полной версии МСФО. Техперсонал сегодня работает как раз над этими корректировками. Любопытный факт: ссылаясь на слова своей коллеги, председательницы Австралийского совета по стандартам финансовой отчетности Крис Пич (Kris Peach), Ханс отмечает, что по аналогичному проекту AASB также проводил консультации. Консультационный период по австралийскому документу завершился как раз 30 ноября, поэтому Совету по МСФО было очень полезным именно сейчас ознакомиться с откликами, пусть даже консультации провел не он сам. Но сейчас ему в любом случае предстоит решить, переводить ли данный проект из категории исследовательских в категорию проектов по разработке стандартов.

И напоследок - несколько слов об изменениях к IAS 8 “Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки”. Напомним, что этот проект призван обеспечить организации дополнительным руководством по отличию изменений в учетных политиках от изменений в учетных оценках. Все обновления Совет уже успел одобрить, поэтому техперсонал приступает к написанию итогового варианта.

Что тут успели сделать? Совет по МСФО внес в стандарт уточненное определение учетной оценки - это позволит компаниям делать ключевое различие, что очень важно, поскольку изменения в учетных политиках, как известно, применяются ретроспективно, а изменения в учетных оценках - перспективно. На декабрьском заседании Совет по МСФО решил, что когда вступят в силу новые изменения (самого стандарта), применяться они будут компаниями также перспективно, а не ретроспективно, а в силу они вступят с 1 января 2022 года. Техперсонал засел за написание окончательного варианта обновленного стандарта IAS 8, который выйдет где-то в первой половине следующего года.

Подводя итоги года для Совета по международным стандартам финансовой отчетности, Сью Ллойд предпочитает смотреть на положительную сторону. Проделана отличная работа в плане оказания поддержки с применением МСФО, особенно в случае с Комитетом по Интерпретациям, и в частности - через предложения некоторых изменений к IFRS 17 в помощь внедряющим. Нельзя забывать и про своевременную и оперативную реакцию на реформу базовых процентных ставок IBOR.

Со свой стороны Ханс Хугерворст выделяет масштабный проект по основным формам отчетности, который буквально на днях достиг своей кульминации, выразившейся в публикации предварительной версии будущего нового стандарта. По мнению главы IASB, это будет действительно очень значительным улучшением финансовой отчетности, которое он по роду своей деятельности в этом году имел много возможностей наблюдать благодаря деловым командировкам в страны Латинской Америки, Европы и Азии. Китай, в частности, демонстрирует очень заметные улучшения в своей практике МСФО, и лично главу IASB такие примеры всегда очень вдохновляют.

Теги: Совет по МСФО  IASB  международные стандарты финансовой отчетности  Ханс Хугерворст  Hans Hoogervorst  Сью Ллойд  Sue Lloyd  представление финансовой информации  МСФО  IFRS 17  страховые контракты  IBOR  финансовые инструменты с характеристиками капитала