Коррективы в главе 21 НК РФ

Статьи и аналитические...

Автор:
Источник: Журнал “НДС: проблемы и решения” №12-2021
Опубликовано: 15 Декабря 2021

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382ФЗ (далее Федеральный закон 382ФЗ) (дата опубликования 29.11.2021) внесены изменения в ч. II НК РФ, в том числе в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость». О новшествах в отношении НДС расскажем подробнее.

Срок действия сертификатов на медицинские изделия продлен

В силу пп. 1 п. 2 ст. 149 и пп. 2 ст. 150 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от обложения) реализация на территории РФ, а также ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на которые предоставлено регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданное согласно законодательству РФ.

На основании пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ обложение НДС медицинских изделий, ввозимых на территорию РФ и реализуемых на территории РФ, производится по ставке НДС в размере 10 %, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Предоставление освобождения от уплаты НДС (впрочем, как и применение ставки НДС в размере 10 %) осуществляется исключительно в отношении медицинских изделий, включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ.

Перечень кодов медицинских товаров, освобождаемых от НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Таким образом, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, реализуемых в РФ, а также ввозимых на территорию РФ, применяется при включении их в правительственный перечень и при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия (письма Минфина России от 02.11.2021 № 03‑07‑07/88657, от 27.08.2021 № 03‑07‑07/69242, № 03‑07‑07/69236).

К сведению

В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416) регистрационное удостоверение на медицинское изделие выдается по утвержденной форме бессрочно.

Статьей 11 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках ЕАЭС[1] (далее – Соглашение) определено: документы, подтверждающие факт государственной регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом до вступления Соглашения в силу, действуют на территории государства – члена ЕАЭС до окончания срока их действия, но не позднее 31.12.2021.

К сведению

Какихлибо ограничений в сроках действия регистрационных удостоверений, выданных после вступления Соглашения в силу, не установлено.

Вместе с тем ст. 11 Соглашения будет скорректирована – см. распоряжения Коллегии ЕАЭК от 02.09.2019 № 142 и Совета ЕАЭК от 05.04.2021 № 3.

Проектом Протокола о внесении в Соглашение изменения предусмотрена следующая редакция ст. 11: до 31.12.2021 по выбору производителя медицинского изделия или его уполномоченного представителя регистрация медицинского изделия может осуществляться в порядке, устанавливаемом ЕАЭК, либо в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена.

Медицинское изделие, зарегистрированное до 31.12.2021 в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, может быть перерегистрировано до 31.12.2026 в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена, и может обращаться на территории этого государства-члена до окончания срока действия документов, подтверждающих факт государственной регистрации такого медицинского изделия, с правом внесения изменений в регистрационные документы.

Кроме того, допускается внесение изменений в регистрационные документы медицинского изделия, зарегистрированного в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ЕАЭС (за исключением изменений, требующих проведения новой регистрации в соответствии с порядком, предусмотренном п. 2 ст. 4 Соглашения), в случае подачи соответствующего заявления до 31.12.2026.

Сейчас согласовательные процедуры между государствами – членами ЕАЭС проходят, но пока новая редакция Соглашения не вступила в силу.

Вместе с тем ФНС на своем сайте (nalog.ru) поспешила опубликовать новостную информацию «О применении освобождения от НДС операций по реализации медицинских изделий с 01.01.2022», в силу которой освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, с 01.01.2022 применяется в случае представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС.

Эта же позиция, кстати, была озвучена специалистами Минфина (письма от 09.03.2021 № 03‑07‑11/16270, от 24.02.2021 № 03‑07‑07/12617).

В результате у заинтересованных лиц стали возникать вопросы:

  • будет ли освобождаться от НДС реализация медицинского изделия, зарегистрированного до 31.12.2021 в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до окончания срока действия регистрационного удостоверения;
  • если реализация такого медицинского изделие не будет освобождаться от НДС, какой порядок налогообложения будет применяться к нему с 01.01.2022 и с 01.01.2027;
  • какой порядок налогообложения будет применяться к медицинскому изделию, зарегистрированному до 31.12.2021 в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ЕАЭС, которое подлежит перерегистрации до 31.12.2026?

Все эти моменты учел законодатель.

Благодаря изменениям (см. п. 1 и пп. «а» п. 3 ст. 1 Федерального закона № 382‑ФЗ) из абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 и абз. 3 пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ исключено указание на предельный срок действия выданных регистрационных удостоверений для медицинских изделий. Тем самым льгота по НДС сохранена.

Перепродажа мотоциклов: база по НДС определяется так же, как и по автомобилям

Согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ при реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговая база соответствует разнице между ценой, определяемой по ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанных автомобилей.

В отношении иных транспортных средств, в том числе мотоциклов, указанный порядок определения базы по НДС до сих пор не применялся. Минфин неоднократно подчеркивал, что облагаемая база по НДС при реализации мотоциклов, приобретенных у «физиков», определяется в общем порядке исходя из п. 1 ст. 154 НК РФ (см., например, письма от 20.02.2020 № 03‑07‑11/12027, от 10.09.2019 № 03‑07‑11/69556). То есть НДС нужно было начислять на всю продажную стоимость мотоцикла (при отсутствии вычета при его покупке).

А между тем мотоциклы относятся к группе автомобилей по смыслу ст. 1 Конвенции о дорожном движении[2]. Понятия «автомобиль» и «мотоцикл» в Налоговом кодексе не определены. С опорой на ст. 11 НК РФ в отношении мотоциклов, приобретенных у физических лиц для перепродажи, налоговая база могла бы определяется в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ, а именно как разница между ценой с учетом НДС и ценой приобретения указанных мотоциклов.

Законодатель учел этот момент.

Благодаря Федеральному закону № 382‑ФЗ (п. 2 ст. 1) в п. 5.1 ст. 154 НК РФ теперь сказано, что норма (с 01.01.2022) распространяется и на мотоциклы. Таким образом, база по НДС при перепродаже мотоциклов, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, будет определяться как разница между ценой продажи, определяемой исходя из ст. 105.3, с учетом налога и ценой приобретения указанных мотоциклов.

Упоминание о мотоциклах (что логично) теперь имеет место и в п. 4 ст. 164 НК РФ. Согласно этой норме в отношении товаров, на которые распространяется п. 5.1 ст. 154 НК РФ, ставка по НДС определяется как процентное отношение ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 (20 %), к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на указанный размер ставки

К сведению

С 01.01.2022 (см. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103ФЗ) такой же порядок применяется к операциям по перепродаже отдельных видов электронной, бытовой техники, перечисленной в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544.

При передаче недвижимости в государственную казну НДС не восстанавливается

В пункте 2 ст. 170 НК РФ перечислены случаи, когда суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Соответственно, если «входной» НДС по ним уже принят к вычету, возникает обязанность восстановления налога.

На это указывает абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав для осуществления операций, обозначенных в п. 2 ст. 170 НК РФ, НДС нужно восстановить.

Вместе с тем рассматриваемой нормой (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) предусмотрены исключения, когда НДС восстанавливать не надо.

Законодатель их дополнил (см. п. 4 ст. 1 Федерального закона № 382‑ФЗ): при передаче на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества (данные операции не признаются объектом обложения НДС на основании пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ) НДС восстанавливать не надо.

Обратите внимание

Действие положений пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2019 (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 382ФЗ).

Заметим: порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС по объектам недвижимого имущества (за исключением космических объектов) приведен в ст. 171.1 НК РФ. При этом на основании п. 10 ст. 171.1 НК РФ положения названной статьи не распространяются на операции по передаче на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества, не признаваемые объектом обложения НДС в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Таким образом, у налогоплательщиков, осуществляющих передачу на безвозмездной основе в государственную казну РФ построенных объектов недвижимости, предусмотренная ст. 171.1 НК РФ обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету по таким объектам недвижимости, не возникает (Письмо Минфина России от 30.03.2021 № 03‑07‑10/22960).

__________________________

[1] Заключено в г. Москве 23.12.2014. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 31.01.2016 № 4‑ФЗ. Начало действия документа – 12.02.2016.

[2] Заключена в г. Вене 08.11.1968.

Автор:

Теги: 21 НК РФ  382‑ФЗ  налог на добавленную стоимость  НДС  освобождение от уплаты НДС  применение ставки НДС  ЕАЭС  применение освобождения от НДС  передача недвижимости в государственную казну