Getty Images
Автор оригинальной статьи: Кевин Филиппс (Kevin Phillips), основатель и исполнительный директор IDU Software - образованного в 1998 г. разработчика специализированного программного обеспечения для финансового учета и бюджетирования
По материалам: Accounting Web
Оглашение Facebook своих планов на выпуск Libra подняло большую волну, ведь одна из ведущих мировых компаний тем самым довольно четко обозначила свое место на поле криптовалют. Хочет ли мир отдать технологическому гиганту еще больше власти – это один вопрос, в чем-то философский. Но тут есть и другой, более практического толка: можно ли вообще создать такую услугу? Способна ли хоть одна цифровая валюта обеспечить услуги, которые одинаково хорошо работают в Сан-Франциско, Дакке, Момбасе и Лиме одновременно?
“Move fast and break things” - таков был официальный слоган Facebook до 2014 года. На русский язык это можно перевести как “Двигайся быстро и ломай...” (а вот что именно ломать - каждый понимал-по своему: вещи, границы, людей, систему, стереотипы, мировоззрение и т.д.). В любом случае это для компании была своего рода мантра в эру “пробивных инноваций”, но не прошло и пяти лет, как детская наивность такого подхода стала слишком очевидной даже ее руководству. “Пробивные инновации”, оказывается, способны пробить днище и у тех, кто пытается ими овладеть.
Facebook исключением не стал, обзаведясь довольно внушительным списком “достижений”. Там и нарушения сохранности частных данных, и обвинения в разжигании ненависти по отношению к мусульманам бирманского народа рохинджа (поскольку компания оказалась в прошлом году неспособна быстро удалять разжигающие ненависть сообщения). Что будет дальше, после запуска цифровой валюты?
Компания, когда объявила о запуске Libra и системы цифровых кошельков Calibre в июне этого года, задала всем риторический вопрос: что если всех “пригласить” в новую глобальную экономику, где у всех равные финансовые возможности? Преимущества этого плана на первый взгляд очевидны, а с идеей всеобщего равенства возможностей вообще трудно поспорить. У криптовалют чисто в теории неограниченный потенциал расширения – и самих себя, и финансового успеха тех, кто ими владеет. Особенно привлекают такие перспективы людей из стран, где правительства привыкли регулировать свои денежные системы жесткой рукой, не всегда при этом продуктивно. Стоимость перемещения капитала за границу иногда доходит до абсурда, а самую большую цену платят почему-то беднейшие слои населения. Если хотя бы ослабить перемещение капитала через границу, это уже облегчит жизнь многим.
Основным барьером на пути масштабного внедрения цифровых валют до сих пор оставалась не только их волатильность (вспомним, как вел себя в последние годы биткоин), но также и то, что они сами по себе сложные – и по структуре, и для понимания, и для использования. Таким образом, именно беднейшие слои населения во всем мире, не обладающие достаточным уровнем финансовой грамотности, могли бы потенциально получить от криптовалют больше всего, но не могут.
Что при этом отличает Facebook, чем известна эта компания? Она известно своим потрясающим умением создавать услуги, которыми люди захотят воспользоваться, причем делая при этом услуги максимально дружественными простому пользователю. Запуск Libra – очень весомая заявка на “полет в космические дали” (при умелом подходе, который у менеджеров Facebook все же присутствует).
И все же это может оказаться не так просто, как они сейчас думают – пишет автор статьи Кевин Филиппс. Когда речь заходит о деньгах, поведение людей подчас становится вообще непредсказуемым, особенно если это люди из разных культур. В странах, где у большинства даже нет формального банковского счета, уже придумали местные эквиваленты систем международных денежных переводов. Примером таковых можно назвать M-Pesa в Африке (от сочетания “M” – мобильные и “Pesa” – “деньги” на языке суахили; сервис был изначально разработан для Кении компанией Sagentia, а в 2009 году перенесен на платформу IBM для Vodafone). Все подобные услуги прекрасно адаптированы под нужды местных рынков и отвечают местным требованиям регулирующего законодательства
Вот и возникает опять тот же самый вопрос, который уже был задан в самом начале: может ли одна цифровая валюта одинаково хорошо работать в Дакке (Бангладеш, Центральная Азия), Лиме (Перу, Южная Америка), Сан-Франциско (Северная Америка, шт. Калифорния) и Момбасе (Кения, Центральная Африка). Он стоит еще острее в ситуации, когда возможен обмен виртуальных валют на реальные деньги, ведь это та вещь, которую захотят сделать очень многие, если не большинство. Простор для отмывания незаконно полученных денежных средств и других видов криминальной деятельности поистине огромен. Авторы инициативы из компании заверили, что у них были разговоры с местными регуляторами отдельных стран на предмет соблюдения антиотмывочных предписаний. Даже если и так, все равно трудно представить, что контроль удастся соблюсти в глобальном масштабе.
Вице-президент по продукту Calibra Кевин Вейл (Kevin Weil) недавно отвечал на вопросы международного издания о стартапах и передовых технологиях TechCrunch. Вейл попросил журналистов представить себе ситуацию, что некто хочет получить денег на счет или обналичить уже имеющиеся. И вот он или она нажимает на кнопку, и перед глазами возникает карта с ближайшими локациями, где это можно делать. Человек отмечает ближайшую к себе, выбирает сумму, получает QR-код и отправляется в локацию, чтобы провести транзакцию. Иллюстрируя данную ситуацию, Кевин Вейл делает допущение, что вся планета будет работать так же, как американский штат Калифорния, но это – пишет автор сегодняшней статьи – довольно опрометчивое допущение.
Предположим даже, что новой криптовалюте от FB удастся стать успешной в глобальном масштабе - все равно возникает проблема в лице правительственных органов регулирования и центральных банков, которые сегодня и так активно придумывают, как бы им загнать цифровые активы под свой контроль. И как бы ни был велик соблазн поддержать технологические компании в их попытках выстроить альтернативную мировую финансовую систему (государственный контроль вряд ли можно назвать популярным где бы то ни было, как сложно и найти людей, искренне его поддерживающих), однако не стоит все же забывать о риске “спустить с цепи” опасного монстра со всеми вытекающими последствиями.
Libra – это “стейблкоин”, что означает, что она имеет покрытие в виде фиатных валют и прочих активов, не позволяющих ее курсу колебаться так, как это иногда случается с биткоином. Но этих резервов явно будет недостаточно для обеспечения подушки ликвидности на уровне, который требуется по-настоящему глобальной валюте. Как отметила Катарина Пистор (Katharina Pistor), профессор права из Колумбийского университета, “сама идея частной, беспрепятственно функционирующей платежной системы с 2,6 млрд. активных пользователей может звучать привлекательно, но как хорошо известно любому банкиру и законодателю в области денежной политики, платежные системы требуют подушки ликвидности на уровне, позволить который себе не может ни одна частная организация”. Если вдруг начнется массовое снятие Libra, придется ли вмешиваться центральным банкам?
По сути, Libra готовится создать обязательства на уровне глобальной финансовой системы, но без того чтобы отдавать себя под регулирование, контроль и подотчетность в какой угодно форме – кроме разве что “фигового листочка” в лице некоммерческой организации Libra Association. Стоит ли удивляться, что правительства и центральные банки уже ни одной страны мира так бросились охлаждать эту идею потоками холодной воды?
И не стоит забывать о проблемах самой социальной сети Facebook: чуть выше мы приводили конкретные примеры того, к чему приводит безответственность (в смысле – отсутствие подотчетности перед кем угодно кроме своих акционеров) у крупных корпораций. А здесь компании готовятся отдать в руки еще большую власть, пределы которой сейчас даже трудно вообразить!
Представители Facebook говорят (возможно, даже искреннее в это верят), что Libra несет благо людям. С учетом “послужного списка”, полагаем, вполне простительно, что многие воспринимают такие заявления с изрядной долей скептицизма. Если посмотреть, куда все идет, у детища Марка Цукерберга может получиться почти невозможное: вернуть популярность государственному контролю и регулированию - полагает эксперт Кевин Филиппс.
________________________________
- См. также: Так ли страшна Libra, как ее малюют? (19/07/2019)