По материалам: IPSASB
23 апреля Международным советом по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSASB) были представлены на суд общественности четыре связанные между собой публикации, объединенные общей темой оценки. О первых двух мы уже рассказывали в прошлый раз. Во-первых, речь там шла о поправках к седьмой главе “Концептуальных основ”, оговаривающих “иерархию” оценки, как она представляется разработчикам. А во-вторых – о предварительном варианте нового общего стандарта по оценке, самым близким которому в системе МСФО можно было бы назвать IFRS 13 “Оценка справедливой стоимости”, только вот “аналог” в IPSAS еще более широкий и охватывает не только ее. Сегодня взглянем на еще один стандарт, который с предыдущим случаем роднит тот факт, что он также будет в системе IPSAS совсем новым – разумеется, если получит одобрение.
Время от времени разработчики международных стандартов финансовой отчетности для организаций общественного сектора выпускают иллюстративные сравнения МСФО и IPSAS, с которыми сразу видно, насколько успешно идет конвергенции двух международных систем стандартов. Конечно, конвергенция достижима не везде, однако она остается одной из главных целей, поэтому разработчики из IPSASB по возможности стремятся к сближению.
Одно из таких иллюстративных сравнений стандартов вышло в начале марта. Если отмотать на третью страницу и взглянуть на вторую таблицу, можно увидеть, как напротив IFRS 5 стоит зеленый кружок, хотя пару лет назад он был бурого цвета. Зеленый цвет означает, что данная тема конвергенции сейчас рассматривается в рамках активного проекта - и действительно, мы уже знаем, что предварительный вариант стандарта недавно вышел.
Общие требования
Ориентируются разработчики, конечно же, на МСФО (IFRS) 5 “Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность”. Учет, отчетность и раскрытие информации именно по таким объектам пока что специально в IPSAS не оговаривались. Теперь, помимо того чтобы оговорить требования к учету, Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора еще и собирается четко прописать порядок оценки таких активов:
- Если активы подпадают под критерии удерживаемых для продажи, они будут оцениваться по минимальной из двух величин:
- балансовая стоимость
- справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу и амортизации
- Такие активы будут отражаться в отчете о финансовом состоянии (балансе) отдельно, а итоги прекращенной деятельности - отдельно отражаться в отчете о финансовых результатах (P&L).
Помимо, собственно, продажи, стандарт распространяет свой охват еще и на долгосрочные активы, удерживаемые в целях распределения среди собственников, но в случае их оценки речь будет идти не о расходах на продажу, а о расходах на, собственно, распределение.
Оговоренные стандартом требования к оценке не будут распространяться на следующие типы активов (в том числе составляющих часть прекращенной деятельности), поскольку она оговаривается другими стандартами IPSAS:
- Отложенные налоговые активы - поскольку их учет регулируется национальным и/или международным налоговым законодательством;
- Активы, возникающие в рамках вознаграждений работникам (одноименный IPSAS 30);
- Финансовые активы, подпадающие под охват IPSAS 41 “Финансовые инструменты”;
- Долгосрочные активы, учитываемые по модели справедливой стоимости в рамках требований IPSAS 16 “Инвестиционное имущество”;
- Долгосрочные активы, учитываемые по модели справедливая стоимость минус расходы на продажу в рамках требований IPSAS 27 “Сельское хозяйство”;
- Группы договоров, подпадающих под охват национального и/или международного регулирующего законодательства в отношении страховой деятельности.
То же самое по раскрытию информации. Требования в других стандартах не будут распространяться на долгосрочные активы для продажи (либо распределения среди собственников) и прекращенную деятельность, за исключением случаев:
- Когда прочие IPSAS прямо требуют определенных раскрытий в их отношении, либо
- Когда речь идет о раскрытии информации по оценке активов и обязательств в составе выбывающей в рамках прекращенной деятельности группы активов и обязательств, которые под охват этого нового стандарта не подпадают, и раскрытий по ним уже не содержится где-либо еще в примечаниях к отчетности.
Требования к раскрытию информации будут не исчерпывающими. Отмечается, что могут потребоваться и другие, если это необходимо для выполнения требований IPSAS 1 “Представление отчетности”, в частности, его параграфа 27.
Ключевые определения
Как и в случае с общим стандартом по оценке, где термины в основном брались напрямую из МСФО 13, и мы давали (с некоторыми техническими корректировками, где они требовались) полностью аналогичный перевод для будущего стандарта IPSAS, здесь также будем ориентироваться на официальный перевод терминов в стандарте МСФО 5, размещенном на сайте Минфина России.
единица, генерирующая денежные средства |
cash-generating unit |
Наименьшая идентифицируемая группа активов, генерирующая притоки денежных средств, которые в значительной степени независимы от притоков денежных средств от других активов или групп активов. |
компонент предприятия |
component of an entity |
Деятельность и потоки денежных средств, которые могут четко быть обособлены операционно и для целей финансовой отчетности от остальной части предприятия. |
расходы на продажу |
costs to sell |
Дополнительные затраты, непосредственно связанные с выбытием актива (или выбывающей группы), исключая затраты на финансирование и расходы по налогу на прибыль. |
краткосрочный актив |
current asset |
Предприятие должно классиицировать актив как краткосрочный, когда: (а) предполагается, что актив будет реализован, то есть он предназначен для продажи или использования, в ходе нормального операционного цикла предприятия; (b) он в основном предназначается для торговли; (c) предполагается реализовать актив в течение двенадцати месяцев после отчетной даты; или (d) актив представляет собой денежные средства или актив, эквивалентный денежным средствам (согласно определению в IPSAS 2 “Отчеты о движении денежных средств”), если только не существует ограничение на его обмен или использование для погашения обязательств в течение, как минимум, двенадцати месяцев после отчетной даты. *Курсивом выделено отличие от оригинального определения в МСФО 5, где в этом месте стоит “МСФО (IAS) 7” |
прекращенная деятельность |
discontinued operation |
Компонент предприятия, который либо выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи, и (а) представляет собой отдельный значительный вид деятельности или географический район ведения операций; (b) является частью единого скоординированного плана выбытия отдельного значительного вида деятельности или географического района ведения операций или (c) является дочерним предприятием, приобретенным исключительно с целью перепродажи. |
выбывающая группа |
disposal group |
Группа активов, подлежащая выбытию, путем продажи или иным образом, вместе как группа в результате одной операции, и обязательства, непосредственно связанные с этими активами, которые будут переданы в результате этой операции. Группа включает гудвил, приобретенный при объединении бизнеса, если группа является единицей, генерирующей денежные средства, на которую был распределен гудвил в соответствии с требованиями пунктов 90А-90H IPSAS 26 “Обесценение генерирующих денежные средства активов”, или если это деятельность внутри такой единицы, генерирующей денежные средства. *Курсивом выделено отличие от оригинального определения в МСФО 5, где в этом месте стоит “80-87 МСФО (IAS) 36 “Обесценение активов” (в редакции 2004 г.)” |
обязательство по покупке с фиксированным и условиями |
firm purchase commitment |
Соглашение с несвязанной стороной, обязывающее обе стороны и обычно закрепленное юридически, которое (а) определяет все существенные условия, включая цену и время операций, и (b) содержит сдерживающее средство для невыполнения, которое достаточно существенно для того, чтобы сделать выполнение обязательства в высшей степени вероятным. |
в высшей степени вероятный |
highly probable |
Значительно более чем просто вероятный. |
вероятный |
probable |
Скорее возможный, чем невозможный. |
долгосрочный актив |
non-current asset |
Актив, который не отвечает определению краткосрочного актива. |
возмещаемая сумма |
recoverable amount |
Большая из двух величин: справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу и стоимости от использования. |
Признание и оценка
Организация-составитель отчетности классифицирует долгосрочные активы или выбывающую группу как принадлежащие к категории “для продажи”, если их балансовая величина будет возмещаться в основном в рамках транзакции по продаже, а не вследствие продолжающегося использования. Для этого актив должен быть вообще пригоден для продажи в своем текущем состоянии. Отметим, что тут и далее требования копируют собой те, что содержатся в аналогичном стандарте МСФО 5.
Точно так же, полностью аналогично со стандартом МСФО 5, организации будут оценивать долгосрочные активы (либо выбывающие группы), классифицированные в рамках категории “для продажи”, по минимальной из двух величин - балансовой стоимости или же справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу. Организации будут оценивать долгосрочные активы (либо выбывающие группы), классифицированные в рамках категории “для распределения” (среди собственников) по минимальной из двух величин - балансовой стоимости или же справедливой стоимости за вычетом расходов на распределение. Специального термина для расходов на распределение стандарт не содержит, но это просто дополнительные расходы, прямо связанные с процессом распределения, в том числе затраты на финансирование и расходы по налогу на прибыль.
Представление и раскрытия
“Предприятие должно представлять и раскрывать информацию, которая дает возможность пользователям финансовой отчетности оценивать финансовые результаты от прекращенной деятельности и выбытий долгосрочных активов (или выбывающих групп)”. Это на самом деле параграф 30 МСФО 5, и он войдет в неизменном виде в качестве основного принципа аналогичного ему будущего стандарта IPSAS, который пока не имеет порядкового номера.
Подводя итоги
Как видим, ничего принципиально нового разработчики международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора не стали придумывать. Исходя из основной цели обеспечения конвергенции, они для будущего стандарта ориентируются на требования МСФО 5 для частных организаций, использующегося для учета долгосрочных активов, предназначенных для продажи, и прекращенной деятельности.
Основной интерес для нас представляла тема оценки, но и с ней все максимально идентично. Не зная специфики учета активов в общественном секторе, мы не беремся анализировать, в какой мере она вписывается в предварительный вариант IPSAS, разработанный именно таким способом. Полагаем, стоит подождать 25 октября, когда завершатся консультации, и посмотреть, что по этому поводу думают те, кто занимается учетом в общественных организациях самым непосредственным образом и может видеть, где требования могут “проседать”.