Октябрьская встреча Совета по МСФО по IFRS 17

IFRS 4 / IFRS 17 Договоры...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 29 Октября 2018

d216a7afe50b392796d0ae625a8cd2f3.jpg

В продолжение недавней новости – предлагаем также ознакомиться с кратким изложением содержания октябрьской встречи Совета по международным стандартам финансовой отчетности, которая (ввиду особой актуальности проблемы) была полностью посвящена будущим правкам нового стандарта IFRS 17 “Договоры страхования”, пока еще только внедряемого компаниями в учетную практику.

В самом начале заседания Совет по МСФО проинформировали о текущем прогрессе непрерывной деятельности, направленной в поддержку внедрению стандарта по страховым контрактам, и итогах прошедшего чуть ранее сентябрьского заседания рабочей группы перехода (TRG – от “Transition Resource Group”). За все время своего существования рабочая группа успела получить 81 вопрос со стороны составителей отчетности, просящих помочь им с прояснением непонятных моментов, и 32 вопроса были представлены непосредственно к последней сентябрьской встрече.

По словам члена Совета по МСФО Даррела Скотта (Darrel Scott), особо много времени обсуждение итогов работы TRG не заняло. В целом Совет остался доволен работой членов TRG, по достоинству оценив большое число поступающих вопросов, свидетельствующих об интересе компаний к процессу внедрения и реально оказываемой им поддержке в этом. Сами вопросы становятся все более детальными – также хороший знак, так как говорит в пользу того, что компании погружены в процесс и интересуются уже не общими вопросами, на которые давно получены ответы, а интересными нюансами.

Однако нельзя не отметить также и то, что возможности TRG в оказании помощи с внедрением все-таки ограничены, поскольку это группа, которая основные усилия акцентирует на более общих вопросах (именно в таком качестве ее и создавали). Ничего удивительного, что уже по ходу сентябрьской встречи обнаружились сложности с разрешением специфических и очень узкоспециализированных вопросов.

После такой оценки успехов рабочей группы перехода на IFRS 17 Совет по МСФО перешел к обсуждению критериев внесения изменений в стандарт. Даррел Скотт считает эту часть особенно интересной, поскольку некоторые озвученные вещи стали сами по себе основами нового подхода, на который IASB в дальнейшем будет ориентироваться при принятии решений о внесении изменений – если таковые будут вообще.

Были озвучены и вполне конкретные вещи по ходу сессии, и одна из них – то, как рассматривать операционные затраты, и являются ли они одним из критериев. Члены рабочей группы на это ответили, что затраты действительно являются одним из факторов, определяющих добавление вопросов в список для рассмотрения в качестве одной из проблем внедрения. А весь этот механизм “фильтрации” на основе выработанных критериев будет впоследствии определять уже то, как Совету по МСФО следует подходить к решению проблемных вопросов.

Впрочем, на встрече члены Совета озвучили еще один общеизвестный факт: разработка любого нового МСФО так или иначе сопряжена с затратами, что требуется для обеспечения качества и сопоставимости итогового варианта стандарта, обеспечивающего пользователей прозрачной информацией. Поэтому если и рассматривать затраты как таковые, то лишь одной из составляющих широкого спектра факторов, которые все вместе должны приниматься во внимание.

Еще одна вещь, которая была озвучена на заседании – это что нельзя принимать в расчет интересы только лишь одной определенной группы стейкхолдеров. Пользователи отчетности являются одной из таких групп, они имеют свои интересы, и принимать в расчет их требования также нужно.

Говоря о самих критериях для внесения изменений, один из членов IASB отметил, что они, по сути, являются перефразированными принципами самих МСФО: полезность информации с точки зрения пользователей, последовательность в противовес непоследовательности (основная цель – поддерживать внутреннюю последовательность всех МСФО, что является одним из распространенных аргументов против различного рода исключений), сложности с точки зрения пользователей (здесь разговор вновь свернул к дополнительным исключениям и предоставлению большей опциональности в применении стандартов). Вторая тема последовательности, кстати, рассматривалась с учетом того факта, что процесс внедрения IFRS 17 в мире уже активно идет, и многие страховые компании при этом работают в разных юрисдикциях, а это значит, что за определенные корректировки можно получить благодарность от одних, и негодование – от других.

И последний, но не менее важный здесь момент: те требования, которые были оговорены в критериях, являются необходимыми, но вовсе необязательно при этом достаточными для того, чтобы принять положительное решение относительно той или иной корректировки. Это очень важное напоминание. Люди внедряют стандарт, идет активная работа. Так что даже если изменение само по себе представляется довольно простым в плане реализации, реальность такова, что вообще любое изменение уже готового стандарта означает довольно высокую цену. Поэтому думать нужно не только в терминах самих изменений, но и обуславливаемых ими эффектов - перевесят ли их все будущие преимущества?

В заключительной части заседания Совет получил сводную информацию по всем проблемам со стандартом, которые были идентифицированы пользователями с самого момента выхода IFRS 17 в прошлом году – речь идет о “Списке 25”, двадцати пяти основных тем, или проблем, по своей сути. Даррел Скотт говорит, что по итогам этих обсуждений было сделано несколько важных наблюдений. Первое – это то, что многие стейкхолдеры, похоже, выжидали, не информируя Совет по МСФО об обнаруженных проблемах сразу. Это дало членам рабочей группы возможность их накопить, что хорошо, так как дает ощущение уверенности, что большинство проблем к сегодняшнему дню уже удалось рассмотреть и добавить в план, сформулировав полный список (“Список 25”).

Это первый момент. Второй момент – это позволило членам рабочей группы, что называется, “зарядить” IASB, привести его знания к общей базе, перед тем как он будет принимать решения о дальнейших шагах. Эта часть сессии была исключительно образовательной, поэтому никаких решений члены рабочей группы от Совета не требовали – лишь посмотреть на материалы и сообщить, есть ли дополнительные вопросы. Это дало Совету две очень полезные возможности. Первая – просто взглянуть на вещи, которые могли бы потребовать чуть больше внимания, отдельно обратить на них внимание членов рабочей группы. Кроме того, это дало возможность для IASB провести своеобразное тестирование – протестировать критерии, которые были согласованы в более ранней публикации, и посмотреть, как они работают в реальной ситуации.

Отвечая на вопрос о том, какими будут следующие шаги Совета по МСФО непосредственно сейчас, сразу после окончания встречи, Даррел Скотт сообщил, что теперь члены рабочей группы займутся установками, которые получили от Совета, которые касаются как критериев, так и отдельных проблемных моментов с внедрением IFRS 17. От членов рабочей группы теперь ожидают готового документа в течение следующих 1-2 месяцев - он расширит рассматриваемые ключевые проблемы со стандартом и на этот раз уже станет тем документом, который потребует от Совета принятия решений. А решения придется принимать относительно того, какие именно проблемы из списка просить членов рабочей группы проработать и разрешить.

Также Даррел Скотт отметил, что еще один документ, которого они ждут от членов рабочей группы, касается даты вступления стандарта в силу. Один из членов Совета обратил по ходу встречи внимание на то, что дата вступления стандарта в силу сегодня рассматривается как бы с трех различных перспектив, и реализоваться может любая. Первая точка зрения принадлежит авторам поданных замечаний: при решении здесь IASB нужно полностью встать на позицию тех, кто обнаружил сложности (системные, ограничения по ресурсам и т.д.) с внедрением IFRS 17. Следовательно, стандарт здесь может быть отложен. Второй вариант – это принятие во внимание того простого факта, что само обсуждение всех этих вопросов сегодня создает “шумовой фон” в системе, в результате которого люди начинаются задумываться, как вообще работает процесс внедрения новых стандартов, и все ли с ним в порядке. Лучший вариант действий здесь – придерживаться уже оговоренной даты и ни в коем случае не переносить ее. И третий вариант – уже с позиции Совета по МСФО в ситуации, когда (точнее, если) ему действительно придется вносить определенные корректировки в стандарт и решать, какое влияние они могут оказать на дату вступления в силу. Здесь все зависит от итогов оценки.

Таким образом, дата вступления в силу – отдельная очень интересная тема, которая будет обсуждаться в будущем, и итоги ее обсуждения окажут очень серьезные последствия, например, для IFRS 9. Так что эта тема, подозревает Даррел Скотт, удостоится внимания Совета скорее раньше, чем позже.

По информации: IFRS

Теги: IFRS 17  договоры страхования  Совета по МСФО  страховые контракты  TRG  Даррела Скотта  Darrel Scott  МСФО