Ориентиры на будущее для разработчиков МСА

Международные стандарты...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 13 Апреля 2020


Источник: https://www.iaasb.org

В ходе одного из своих недавних визитов в Австралию и Новую Зеландию руководство Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) в лице председателя Тома Сайденстайна (Tom Seidenstein) и вице-председателя Фионы Кэмпбелл (Fiona Campbell) встретились для беседы с Амиром Гандаром (Amir Ghandar), руководителем направления отчетности и гарантии качества в составе Ассоциации сертифицированных бухгалтеров Австралии и Новой Зеландии (CA ANZ). В рамках записанных четырех мини-серий интервью участники успели рассказать о своем видении будущего разработки международных стандартов, поддержания общественного доверия к своему продукту, гибкости аудиторских стандартов и связанных с этим сложностей для малых и средних аудиторских организаций (проводящих проверки у малых и средних предприятий), а также общей сложности МСА в целом. Все это - темы первых двух мини-серий, которые уже успели разместить на сайте организации, IAASB.

В прошлом году новым председателем IAASB стал Том Сайденстайн, у которого, как выясняется, и до этого было немало интересных событий в карьере. По его собственному признанию, на протяжении всей его профессиональной деятельности одной из главных установок для него всегда оставалось положительное влияние на эффективность функционирования рынков капитала, и именно такие роли его неизменно привлекали в качестве следующих ступеней карьеры. Поэтому если брать отдельно сферу разработки стандартов, то даже она не является для него чем-то новым, в чем он ранее не имел опыта. Как выяснилось, ранее Том Сайденстайн был операционным директором Фонда МСФО на протяжении долгого времени с 2000 по 2011 год, где занимался разработкой стратегий развития, управления и финансирования. В 2011 году, однако, он со своей позиции ушел – вопрос, почему? Оказывается, чтобы вернуться в посткризисный период в США (откуда он родом) и заняться в Fannie Mae определением стратегий развития, а чуть позже - инноваций и капитальных инвестиций. Как он сам комментирует роль этой компаний, она тогда находилась в самом центре событий, исправляя все то, что было не так с рынком недвижимости.

Сегодня он продолжает оказывать положительное влияние на рынки уже в своей новой ипостаси, поскольку аудиторская профессия была и остается ключевой в создании и поддержании доверия ко всей системе функционирования экономики. Это то, что его мотивирует. Чего лично он хочет добиться, и на основе чего, как полагает, люди будут судить об успешности его руководства, так это большее доверие людей к внешней отчетности организаций. Обеспечивая это, он и его команда также надеются привлечь в профессию новых участников, мотивированных возможностью сыграть свою положительную роль в поддержании эффективности рынков капитала.

Что касается Фионы Кэмпбелл, то она пришла в IAASB в 2015 году - сначала как один из его членов, а теперь занимает позицию вице-председателя, также с 2019 года. На вопрос о том, что, по ее мнению, успело за это время измениться, что лично она видит в качестве основных достижений, и каковы должны быть основные ориентиры на будущее, она отвечает следующим образом.

Изменений за эти пять лет было немало, причем все они нашли отражение в обществе. Скорость растет повсюду: скорость доступа к информации, скорость реагирования, даже просто скорость ответов на вопросы и обработки поступающих запросов. Это значит, что ключевые стейкхолдеры Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности также хотят, чтобы IAASB теперь работал быстрее, будучи при этом гибким и демонстрируя разнообразие в разработке стандартов и доведении их до конечных пользователей. Все это уже изменилось и продолжает меняться.

“Ускорение” - вообще ключевая характеристика всего того, что Фиона Кэмпбелл увидела за истекшие пять лет, но помимо этого – также большая вовлеченность, которая касается не только лишь самих международных стандартов аудита и обзорных проверок. IAASB - часть экосистемы, обеспечивающей качество аудита для поддержания эффективности рынков капитала во всем мире. Как сохранить уверенность, что они правильно делают свое дело в этом отношении? В ходе публичных дискуссий, которые в последние годы имели место во многих странах мира, часто поднимается этот вопрос - что именно делать Совету, чтобы аудит и далее проводился на высоком уровне качества, и к конечному продукту в виде МСА по-прежнему было доверие?

Пять лет назад, когда она только-только пришла в IAASB, они начинали на тот момент заниматься довольно простыми вещами, пока не дошли до стандартов 800-й серии (“Особые аспекты аудита”), во многом перекликающихся с более общей аудиторской отчетностью. После этого они перешли к реализации программы работы, ключевым толчком для которой вначале стали публичные консультации. Они и определили темы работы на следующие четыре года, благодаря чему за это время получили развитие такие темы как аудит группы компаний (МСА 600 “Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)”), МСА 220 “Контроль качества аудита финансовой отчетности”, ISQM 2 “Задания, обеспечивающие уверенность” (бывший ISQC 1), МСА (IAS) 315 “Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения” , ISRS (МССУ) 4400 “Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой отчетности” и другие стандарты. Все это стало результатом отклика, полученного на выпущенное вначале приглашение поделиться видением будущей разработки стандартов. Работа с этим огромным массивом еще не до конца завершена, но постепенно близится к окончанию.

Как считает Амир Гандар, одной из главных проблем для сертифицированных профессиональных бухгалтеров и аудиторов в наши дни остается сложность стандартов (он говорит за Австралию и Новую Зеландию, но это характерно и для многих других стран). Международные стандарты аудита в последние годы стали больше, обширнее, сложнее, и это было неизбежно. Связанной с этим проблемой и отдельным направлением работы является применение этих стандартов в более простых аудиторских проверках, в частности, малых и средних предприятий (осуществляемых, как правило, хоть и необязательно, малыми и средними аудиторскими организациями). Проект интересует лично Амира Гандара и всю структуру, которую он представляет (CA ANZ), поскольку в Австралии ведется аналогичный проект. Однако работу IAASB в данном направлении отличает своя, “глобальная” специфика, о которой рассказывает далее Том Сайденстайн.

По его словам, комментарии людей в том духе, что стандарты, мол, становятся все сложнее, вообще отличают любую сферу регулирования - не только международных стандартов. Если брать учет, отчетность и аудит, то здесь усложнение становится отражением реальности: для определенной доли корпоративного сектора мир, в самом деле, стал за последние годы намного сложнее. Но! Известно, что в среднем около 85% всех компаний представляют собой малый и средний бизнес. Это порождает ключевой вопрос: нужны ли такие же сложные стандарты для них в том числе?

Что касается IAASB в этой связи, то он как будто пытается дать ответ на два вопроса, и все, что он делает, сводится к этому: во-первых, как сделать так, чтобы стандарты все же были более применимы для организаций менее сложной структуры, а во-вторых - не слишком ли сложны его стандарты вообще (то есть для крупных организаций в том числе)? Хотя интервью записывалось, судя по всему, еще до введения карантинных ограничений, есть надежда, что уже в июне этого года, как запланировано, Совет согласует свою позицию и дальнейший подход после масштабных исследований, которые проводятся сейчас.

По словам председателя IAASB, прямо сейчас они изучают возможность создания отдельного набора стандартов, которые могли бы применяться менее сложными организациями - своего рода аналог “IFRS for SMEs”. Основываться они будут во многом на текущих требованиях к аудиту, но при этом будут более простыми по структуре и в своих требованиях, в частности, к аудиторской документации. Ключевой вопрос для разработчиков сегодня – это могут ли они писать стандарты таким образом, чтобы они были более “масштабируемыми”, более понятными для людей. Нет ведь никакой нужды формулировать мысль в 95 словах, большей частью которых является запятая - шутит по этому поводу Том Сайденстайн. Почему бы не использовать простой английский? Если непросто бывает понять стандарт в странах, для которых английский является национальным языком, что уж говорить о переводах на языки других стран мира?

При этом также еще придется уделить внимание специфическим особенностям малых, менее сложных по структуре организаций, и при этом ни в коем случае нельзя навредить “полным” МСА, которые - уверен Том Сайденстайн - обязательно должны будут и далее применяться в случае с аудитом общественно значимых организаций.

Со своей стороны отметим, что у Совета по международным стандартам финансовой отчетности в свое время получилось сделать то, что планирует сегодняшнее руководство Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности. Интересно будет посмотреть, получится ли у него нечто с рабочим названием (как оно нам представляется) “ISA for SMPs”…

Теги: МСА  Совет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности  IAASB  Том Сайденстайн  Tom Seidenstein  Фиона Кэмпбелл  Fiona Campbell  CA ANZ  малые и средние аудиторские организации  малые и средние предприятия  аудиторская проф