Особенности привлечения финансирования в период пандемии

Финансовый менеджмент
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 26 Января 2022


По материалам: Accounting Web

Несмотря на все созданные пандемией сложности, история последних двух лет показала, что бизнес и в новых условиях как-то справляется с привлечением капитала. Привычные традиционные методы, возможно, уже не столь эффективны, как в допандемийные времена, но по-прежнему остались “бизнес-ангелы”, государственные гранты и кредиты на выплату зарплаты. А помимо традиционных, есть еще и “нетрадиционные”, о которых мы тоже поговорим.

Там, где одни видят сплошные проблемы, другие замечают возможности. Как бы странно это ни звучало, но вместе со всеми своими проблемами, пандемия смогла создать и новую неизведанную атмосферу привлечения финансов нетрадиционными способами, особенно актуальными для малого бизнеса. Возможно, это нельзя сказать про все отрасли сразу, но, тем не менее, есть многочисленные примеры компаний, успешно нарастивших капитал за последние два года (и - нет, мы в данном случае говорим отнюдь не о “Большой Фарме”GAAP.RU).

Традиционные способы привлечения финансирования

К традиционным способам все еще можно отнести венчурное финансирование (с привлечением так называемых “бизнес-ангелов”), кредиты и государственные гранты на развитие малому бизнесу, а также личное финансирование. Так ли сильно на них сказалась пандемия?

Венчурное инвестирование

“Бизнес-ангелы”, они же венчурные инвесторы – это, как правило, богатые люди, предоставляющие денежные средства на ранних этапах развития бизнеса. Они осознают высокий риск, но идут на него ради большей доходности. Однако эта большая доходность должна обеспечиваться более-менее предсказуемой экономикой (поскольку неопределенности вокруг финансовых перспектив их объектов для инвестирования и без того хватает).

Пандемия заставила их начать вести себя осторожно, потому что локдауны, перебои с линиями поставок, изменившиеся потребительские предпочтения – всего этого было уже чересчур. Впрочем, как исключение, нашлись организации, которые в новых условиях взялись помогать страдающему бизнесу. “Бизнес-ангелы” традиционно весьма положительно относились к технологическим компаниям, разрабатывающим решения в помощь бизнесу в новых условиях локдауна и дистанционной работы. Косвенная помощь от венчурных инвесторов, таким образом, все же нашла своего адресата.

Кредиты малому бизнесу и правительственные гранты

Уже на старте пандемии коронавируса в 2020 году бизнес во многих странах мир получил доступ к кредитам на выплату заработной платы (при сохранении определенного процента занятых рабочих мест) и прочим мерам антикризисной экономической помощи. Множество введенных правительствами программ не предназначались для обеспечения роста организаций, однако для тех, кто смог удержать свои доходы на уровне, близком к допандемийному, они стали именно этим. Многие, таким образом, именно благодаря пандемии смогли – к удивлению и зависти менее удачливых - профинансировать дальнейший рост более простым способом, чем в общем случае, если бы они обращались за кредитами на развитие бизнеса в отсутствие кризиса.

Финансирования бизнеса, не подпадающего под критерии для получения помощи в рамках этих программ, изменилось несильно (это если не говорить о мошенниках, которые выдавали себя за тех, кто может на помощь рассчитывать – GAAP.RU). Правда, при этом одобрение “традиционных” кредитов банками чуть замедлилось, что в определенной мере стало негативным фактором.

Личное финансирование

Во многих странах оставшиеся временно без работы граждане стали получать чеки с пособиями. Благодаря им, а также невозможности в условиях локдауна продолжать тратить свои сбережения на привычные развлечения, у многих налогоплательщиков, страшно подумать, появились лишние сбережения - а также много свободного времени, чтобы немного трансформировать свои хобби в полноценный бизнес. Новый класс “пандемых предпринимателей” дал старт почти 4,5 млн. новых предприятий в 2020 году, а дополнительные сбережения позволили вести бизнес, не влезая при этом в долги. На все пошли их личные сбережения.

Понятно, что для такого исхода предполагается, что граждане изначально были в более-менее устойчивом финансовом положении. Кроме того, если говорить о правительственной помощи гражданам в период вызванного пандемией кризиса, то в 2020 ее раздавали далеко не во всех странах.

Нетрадиционные способы привлечения капитала

На фоне падения эффективности традиционных методов в последние пару лет, бизнес все чаще стал оглядываться на “нетрадиционные”, росту популярности которых способствовало сплочение, вызванное чувством, которое можно описать как “мы вместе во всем этом”. Особенно характерно оно для такого способа как краудфандинг.

Краудфандинг

Финансирование проектов большой группой незнакомых друг с другом людей, как правило, через интернет, в период пандемии несколько сместило свой акцент со стартапов в сторону уже действующего бизнеса, просто желающего остаться на плаву. Если кому-то пришлось уйти во временное закрытие на период локдауна, такие организации благодаря краудфандингу смогли “дотянуться” до своих клиентов и получить достаточно средств для быстрого и относительно безболезненного открытия после снятия карантинных ограничений, даже в условиях действия самых строгих эпидемиологических ограничений.

Теперь уже гораздо больше владельцев бизнеса знакомы со схемой краудфандинга – наверняка они продолжат пользоваться ею и после того, как пандемия, наконец, останется позади.

Предварительные продажи

Этот способ используется в привлечении финансирования уже давно. Если подумать, даже при наличии определенного стартового капитала далеко не каждый немедленно решит открыть новый бизнес: многие захотят “заглянуть” немного в будущее и посмотреть, как оно будет. Предварительные продажи дают им как раз такую возможность.

В случае с пандемией предпродажи также стали для многих способом оставаться на плаву (а то и чуть вырасти), даже если учесть, что реализация по традиционным каналам сбыта сильно упала. Также оказалось, что это еще и выгодный маркетинговый ход, потому что владельцы бизнеса как бы “научили” своих покупателей ожидать появления новых продуктов, которые им нравятся, что говорит о том, что и после пандемии этот метод сохранит завоеванные за последние два года новые позиции.

Новые виды деятельности

Тут уже чистое творчество. Во многих случаях отправленные в бессрочный неоплачиваемый отпуск граждане столкнулись с проблемой излишка свободного времени. Кто-то решил использовать его, чтобы выучить какой-нибудь иностранный язык, а кто-то освоил навыки программирования или попробовал себя в искусстве. Были и те, кто нашел способ монетизировать это, превратив занятия на дому в источник дохода. Средства удаленной коммуникации позволили проводить дистанционные мастер-классы и тренинги по самым разным направлениям. Кроме того, с маркетинговой точки зрения это также оказалось очень выгодно в плане быстрого привлечения сплоченной клиентской базы.

Подытоживая

Переоценивать нетрадиционные способы привлечения финансирования все же не стоит. Во многом их популярность была продиктована условиями последних двух лет, которые были, что уж говорить, весьма непростыми. Пусть для многих доступ к капиталу и не был полностью закрыт, и “пандемийные предприниматели” во всем мире смогли как-то открыть миллионы новых предприятий, другие миллионы при этом закрылись навсегда.

Сейчас пока трудно делать прогнозы на наступивший год в свете набирающей обороты очередной волны, спровоцированной Омикроном. Некоторые прогнозируют, что 2020 год принесет резкое падение личным сбережениям (что снизит объемы личного финансирования). В то же время “необычные” способы поддержания бизнеса на плаву, такие как краудфандинг или предварительные продажи, уже не будут столь же распространены после возвращения бизнеса к нормальным режимам работы.

Инфляция – еще один проблемный фактор, может, и не спровоцированный COVID-19 напрямую, но остающийся актуальным не только в России. Инфляционные ожидания высоки во всем мире, а экономическая история показала, что обычно высокая инфляция затрудняет доступ к традиционным способам финансирования бизнеса (таким как банковские кредиты) по причине их удорожания. Тогда получается, что этот фактор будет играть в пользу нетрадиционных источников.

По мере того как мы выходим из пандемии, самым главным было и остается одно: обеспечить бизнес любыми источниками финансирования – и традиционными, и нетрадиционными.

Теги: COVID-19  пандемия  привлечение финансирования  привлечение капитала  “бизнес-ангелы”  венчурные инвесторы  государственные гранты  кредиты на выплату зарплаты  привлечение финансов  малый бизнес  венчурное финансирование  личное финансирование  венчурное