Перспективы глобальных стандартов устойчивости

Расширенная корпоративная отчетность. Отчетность...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 3 июля 2021


Источник: IFRS

На прошедшем 29 июня симпозиуме мировых органов финансового регулирования, организованном CFA Institute, со своей речью выступил председатель совета попечителей Фонда МСФО Эркки Лииканен (Erkki Liikanen), который рассказал о текущей работе своей организации в целях удовлетворения актуальных информационных потребностей инвесторов и других участников рынка. Речь, разумеется, идет о формировании нового Совета по международным стандартам отчетности устойчивого развития (ISSB), который будет разрабатывать стандарты раскрытия информации по теме устойчивости и с акцентом на стоимости организации.


Фото: https://www.ifrs.org

Есть ли возможность когда-либо прийти к единой общемировой системе стандартов отчетности устойчивого развития – это вопрос, занимающий умы попечителей Фонда МСФО уже долгое время, говорит Эркки Лииканен. Отчетность устойчивого развития – очень обширная по своему охвату дисциплина. С одной стороны, во многих странах действуют специфические национальные требования, как пример, касающиеся раскрытия данных по достижению целей общественного значения, а с другой – международные инвесторские сообщества требуют единства связанных с темой устойчивости раскрытий.

Это две крайности, но обе важны. Если брать МСФО за образец, то они всегда ставили во главу угла потребности инвесторов. Примерно таким может оказаться и путь к единой системе глобальных стандартов устойчивости: отталкиваясь от унифицированных основ раскрытий, обеспечивающих их единство и сопоставимость для пользы этой информации в целях принятия решений инвесторами, не забывать работать с отдельными юрисдикциями для большего согласования единых основ и их собственных инициатив.

Этот подход с едиными глобальными основами был тепло принят финансовыми лидерами G7 и регуляторами рынков ценных бумаг из IOSCO, а также, само собой, инвесторами, составителями отчетности устойчивого развития и мировыми разработчиками стандартов. Раз ему было оказано такое доверие, теперь вся ответственность за будущую разработку лежит на Фонде МСФО.

Скоординированные действия

Но заниматься этим он будет не один. Климатические изменения и вопросы устойчивости – это глобальные вопросы, которые создают тем больше сложности, чем больше расходятся интересы отдельных личностей и общества в целом (а это здесь очень характерно). Это дилемма, которую можно решить лишь совместными усилиями, и примеров сделанных на пути к этому важных шагов уже немало – вспомним хотя бы Киотский протокол 1997 и Парижское соглашение 2015 года. В феврале этого года с приходом новой президентской администрации в Парижском соглашении вновь участвуют Соединенные Штаты. Мир тем временем готовится к конференции по климату в Глазго COP26, которая состоится в конце ноября.

С климатом требующая разрешения дилемма стоит особенно остро из-за того, что Марк Карни (Mark Carney, экс-глава Банка Англии, вице-председатель Европейского совета по системным рискам и глава Совета по финансовой стабильности – GAAP.RU) назвал “трагедией горизонта”: действия, предпринятые сегодня, окупятся очень нескоро, далеко за пределами обычного для бизнеса горизонта прогнозирования. В одной из своих недавних книг он описывает три ключевые составляющие решения: 1) Государственная политика, 2) Корпоративные планы трансформации и 3) Раскрытие связанных с климатом рисков/возможностей. Пройдет, наверное, еще немало климатических саммитов, на которых определят ключевые цели, но достижение этих целей потребует скоординированных действий многих сторон-участников, у каждой из которых своя роль.

Взять для примера правительства мировых стран – перед ними стоит задача проводить четкую и понятную политику регулирования. Инвесторы затем принимают решения в отношении распределения капитала, исходя из этих политик государственного регулирования, что влияет на компании в долгосрочном периоде, стимулируя их внедрять у себя устойчивые модели развития. Создается целая цепочка, эффективность функционирования которой прямо зависит от наличия качественной и сопоставимой в глобальном масштабе информации, на основе которой инвесторы оценивают риски устойчивости и принимают взвешенные решения.

Примерно так раскрывается роль ориентированных на инвесторское сообщество международных разработчиков стандартов, подобных Фонду МСФО. Их задача – обеспечивать реализацию определяемых в отдельных юрисдикциях и в рамках международных соглашений государственных политик, разрабатывая стандарты, которые несут с собой последовательность и прозрачность глобальным рынкам капитала.

Необходимость разделения ролей и ответственности уже была подчеркнута в книге нобелевского лауреата Жана Тироля (Jean Tirole), который назвал экономику наукой об инструментах, а не целях. Общие цели для общества в значительной мере зависят от их ценности. Цели определяются правительствами. Экономика и рынки, в свою очередь, дают возможности для достижения целей с наименьшими издержками. Жан Тироль далее ведет к тому, что рынок – это инструмент, а не сама цель. Так и стандарты раскрытия не определяют цели политики, но они могут стать ценным инструментом для обеспечения реализации этих целей.

Консультации, спровоцированные спросом

Спрос к теме ESG есть, а ESG-инвестиции колоссально выросли. В то же время исследования четко показывают, что притоку капитала в область устойчивых инвестиций сильно препятствуют низкокачественные данные. Данным недостает строгости, и их непросто сопоставлять. Многие инициативы были направлены на улучшение сопоставимости, но из-за их количества это привело к еще большим расхождениям.

Если способствовать достижению общих целей государственных политик просят отчетность устойчивого развития, логично допустить, что ответственность ложится на избранные органы и институты, и это целиком правильно. Возникает дополнительный вопрос: не получится ли так, что глобальные стандарты будут нужны исключительно ради ограниченной цели обеспечения инвесторов связанными с темой устойчивости раскрытиями? Этот вопрос в последнее время часто задают Фонду МСФО по причине его опыта в сфере международной отчетности.

Более 20 лет назад, когда при активной поддержке со стороны IOSCO были сформированы Фонд МСФО и Совет по МСФО, финансовая отчетность и климатические изменения никак между собой не пересекались. Сегодня, в 2021 году, все изменилось. Так что для ответа на ключевой поставленный вопрос попечители инициировали пересмотр дальнейшей стратегии развития, где особый фокус делается на устойчивой отчетности. В консультационном документе сентября прошлого года два первых ключевых вопроса звучали так: 1) Есть ли спрос на глобальные стандарты, и 2) Если да, нужно ли Фонду МСФО участвовать в разработке таких стандартов?

В Фонде МСФО дали очень четко понять, что эта работа будет проводиться только при наличии спроса: если нужно, они готовы. Было получено огромное множество писем в ответ на консультации – с ними при желании можно со всеми ознакомиться на сайте. Ошеломляющее множество ответов на первые же консультации показали наличие острого и растущего спроса на единую систему глобальных стандартов связанных с устойчивостью раскрытий. Чуть меньше, но также много респондентов заявило, что Фонду МСФО действительно нужно участвовать в разработке таких стандартов.

Реконсиляция национальных и международных требований

Уже после завершения консультаций Фонд МСФО подчеркнул важный момент: он не участвует в определении требований к отчетности устойчивого развития, необходимой с целью достижения широких целей государственной политики. На уровне отдельных юрисдикций определением связанных с устойчивостью приоритетов будет заниматься государственная политика, и именно ее приоритеты определяют, какую информацию компаниям придется раскрывать в каждой отдельной юрисдикции. Для примера, в ЕС была предложена Директива отчетности устойчивого развития CSRD – ключевого элемента Европейского “Зеленого соглашения”. Представляется вероятным, что другие юрисдикции (США, Азия) примут уже свои подходы, так что их требования к устойчивой отчетности будут отличаться.

На международном уровне, с другой стороны, действуют стандарты, распространяющиеся на многие категории стейкхолдеров. Самые известные – добровольные стандарты GRI, и есть еще множество различных инициатив по устойчивости, ориентированных на инвесторов и рынки капитала. Ориентированные на инвесторов инициативы включают творчество рабочей группы по климатическим раскрытиям TCFD, Фонда стоимостной отчетности (Value Reporting Foundation, продукта слияния SASB и IIRC) и Совета по климатическим раскрытиям (Climate Disclosure Board). Организации, стоящие за этими инициативами, подтверждают: консолидация действительно нужна. Они приветствовали решение Фонда МСФО создать новый Международный совет по стандартам отчетности устойчивого развития в составе своей структуры управления и сегодня принимают участие в подготовительных мероприятиях.

Общая цель у них у всех – ввести глобальные базовые стандарты устойчивых раскрытий, ориентированных на информационные потребности мировых инвесторов, которым необходимо оценивать стоимость организации. Снова эта ключевая концепция – стоимость организации (enterprise value), призванная отражать собой ожидаемое создание стоимости организаций в кратко, средне- и долгосрочной перспективе, причем процесс этот будет взаимозависимым с созданием стоимости для общества в целом и окружающей среды.

Для примера, глобальная базовая система стандартов может описывать в целом, как организациям нужно раскрывать влияние климатических рисков и связанных возможностей на финансовые результаты – включая планы распределения свободного капитала, изменения в каналах поставок, инвестиции в новые технологии или новые сферы бизнеса. Новый ISSB начнет свою работу тоже с климата, но, по ожиданиям, в своей работе не будет отставать в плане рассмотрения других вопросов, также важных с точки зрения стоимости организации.

Внимание мировых инвесторов к стоимости организации – это та область, где Фонд МСФО способен посодействовать больше всего. Новый разработчик ISSB будет заниматься стандартами связанных с темой устойчивости раскрытий, однако его работа будет логично дополнять собой работу Совета по МСФО. Факторы устойчивости и так уже тесно связаны с содержанием финансовой отчетности, а инвесторы уже заинтересованы в информации по устойчивости независимо от того, где она расположена – в финансовой или же расширенной корпоративной отчетности.

Подход Фонда МСФО к разработке глобальных стандартов основан на потребностях рынках и фактическом спросе на них. Фонд создает условия для совместной работы инвесторов, регуляторов, организаций, академиков и разработчиков стандартов со всего мира над решением актуальных проблем. Работа осуществляется согласно прозрачному и всеохватывающему регламенту, который служит образцом для многих других организаций-разработчиков. За процессом присматривают попечители, которые, в свою очередь, подотчетны Наблюдательному совету из представителей общественных организаций. В состав последнего входят члены IOSCO, Европейской комиссии, Комиссии по ценным бумагам и биржам США и др.

Наблюдательный совет выполняет ключевую роль в системе руководства Фонда МСФО, поскольку служит важным связующим звеном между ним и другими ключевыми общественными организациями по всему миру. Более того - хотя Фонд МСФО отвечает за разработку международных стандартов финансовой отчетности, отдельные мировые юрисдикции сохраняют за собой право на решение относительно внедрение нового стандарта в свои собственные требования и способы реализации этого.

Система руководства со временем эволюционировала. Сегодня попечители проводят консультации относительно дальнейших возможных изменений в ней и в конституционных положениях, чтобы обеспечить место для нового Совета. Комментарии и предложения по дальнейшим улучшениям будут приниматься до 29 июля.

Будущее – не за чем-то одним, а за национальными и международными стандартами вместе. Именно за такой подход выступают IOSCO и другие организации. Вопрос сегодня в том, как состыковать одно с другим. Попечители Фонда МСФО сформировали рабочую группу, которая ищет способы обеспечить работоспособность этой модели на практике. Это потребует политической воли, компромисса и гибкости от всех сторон-участников, и от Фонда МСФО в том числе. Успех пока что ничем не гарантирован, но если вы действительно желаете для инвесторов единых раскрытий по теме устойчивости, это, по крайней мере, возможный путь к заветной цели – подчеркнул Эркки Лииканен, завершая свою речь.

Теги: попечители Фонда МСФО  Эркки Лииканен  Erkki Liikanen  Совет по международным стандартам отчетности устойчивого развития  ISSB  информационные потребности  раскрытие информации  устойчивость  стоимость организации  enterprise value  национальные требовани