Принципы раскрытий – новый вебинар от Совета МСФО

IAS 1 Представление...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 29 Мая 2017

В рамках этой веб-презентации член Совета по МСФО Гари Кабурек (Gary Kabureck) вместе с членами рабочей группы представит новую разработку – “Принципы раскрытий” в рамках общей инициативы, известной многим как “Инициатива по раскрытиям”. Напомним, что дискуссионный документ уже вышел в марте этого года, и по нему IASB продолжает собирать комментарии всех, кому данная тема небезразлична. Тема, отметим, довольно обширная – настолько, что даже Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) решила в этот раз не ограничиваться традиционной публикацией промежуточного письма со своими комментариями, а представила на днях лишь предварительный набросок пришедших в голову идей и предложила (в первую очередь, понятно, европейскому бухгалтерскому сообществу, чьи интересы она отстаивает) высказывать уже свои идеи, и лишь на втором этапе садиться за более-менее окончательный вариант письма с комментариями для Совета по МСФО. Об этом мы писали в новостной ленте совсем недавно.

Ну а сегодняшний вебинар покрывает следующие основные темы:

  • Предыстория и задачи проекта “Принципы раскрытий”
  • Актуальные проблемы с раскрытиями, которые обнаружил IASB
  • Возможные подходы к устранению этих проблем, предварительные взгляды разработчика
  • Вопросы, на которые Совету хотелось бы услышать отклик
Традиционно предлагаем Вашему вниманию его расшифровку.

Gary Kabureck

Добрый день, и спасибо что вы с нами. Я Гарри Кабурек, член Совета по МСФО, и здесь со мной Мишель Фишер (Michelle Fisher) и Мариэла Исерн (Mariela Isern), обе являющиеся старшими техническими менеджерами во главе рабочей группы по проекту, который является темой данного вебкаста. Мы рассмотрим исследовательский проект “Принципы раскрытий” более детально, чтобы далее обсудить дискуссионный меморандум, недавно опубликованный для комментирования. Начну с того, что ознакомлю с некоторой предысторией данного проекта, прежде чем передать слово Мишель и Мариэле для более детальных обсуждений.

Центральной темой работы Совета на следующие 5 лет является улучшение коммуникаций в финансовой отчетности. Это стало следствием последних консультаций относительно приоритетов на будущее – то, что мы ранее называли “консультациями по плану работы”. Выслушав отзывы, мы решили сосредоточиться на проектах, которые улучшат способы передачи пользователям и использования ими информации, содержащейся в финансовой отчетности. Мы смотрим и на то, как организовано содержание финансовых отчетов, и на то, как оно доводится до конечного пользователя. Исследовательский проект по основным формам отчетности фокусируется в основном на четырех основных формах отчетов, но наиболее вероятно, что львиная доля внимания будет уделена отчету о финансовых результатах с некоторыми целенаправленными усилиями в сторону отчета о движении денежных средств. Наиболее вероятно, что с балансовым отчетом и отчетом об изменении капитала ничего производиться не будет – с этой точки зрения охват проекта очень отличается от охвата другого проекта по представлению финансовой отчетности.

Касательно Таксономии МСФО: Таксономия является важной частью того, как раскрывается информация, и мы исследуем роль в этом электронной структурированной отчетности. Таксономия МСФО с нами уже многие годы, но в этом году мы получили мощный толчок со стороны американской Комиссии по ценным бумагам и биржам в отношении отчетности частных эмитентов, а также со стороны Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (ESMA). Начиная с 2017 года отчетность иностранным частным эмитентам необходимо будет представлять в SEC в электронном виде с использованием Таксономии МСФО, и то же самое будет верно с 2020 года для эмитентов в регулировании у ESMA.

История “Инициативы по раскрытиям” насчитывает приблизительно шесть лет, но рывок в развитии был сделан около 2013 года, когда председатель IASB Ханс Хугерворст одобрил план из 10 пунктов по решению так называемой “проблемы раскрытий”, что отражено на следующем слайде.

На самом деле проблема раскрытий очень проста: раскрытия в финансовой отчетности не несут в себе достаточно полезной информации, содержат слишком много ненужной информации, и в любом случае организованы неэффективно. Что у нас сегодня? Сегодня у нас много мелких деталей, мало информации, полезной для принятия решений, и в любом случае она не очень эффективно сгруппирована.

На слайде приведены все ключевые проекты в рамках “Инициативы по раскрытиям”. Мы не будем разбирать все, что есть на слайде, но несколько замечаний нужно сделать. Так, на левой стороне мы видим два проекта, которые уже были завершены. Мы говорим здесь об изменениях к IAS 1, итоговый вариант которых вышел в конце 2014 г., и этот проект дал составителям дополнительную свободу. Много раз мы подчеркивали необходимость применения суждений в раскрытиях и отхода от слепого “проставления галочек”. Многие стандарты оговаривают то, что вы должны раскрывать по минимуму, и хотя эти формулировки по-прежнему там, изменения в IAS 1 были предельно четкими: если что-то нематериально, раскрывать это вам не нужно, поэтому существенность или, наоборот, несущественность всегда будут выступать на первом плане в определении того, что должно быть раскрыто.

По центру слайда мы видим проекты внедрения концепции существенности, в частности, по определению существенности. Хотя мы не делаем никаких крупных изменений в старом определении существенного, у нас есть несколько немного отличающихся версий, которые, мы полагаем, нужно собрать в одном месте для единого описания.

В правой стороне мы видим упомянутый выше проект по основным формам отчетности и проект по “Концептуальным основам” (Совет закончил его обсуждения и сейчас находится в процессе написания документа для публикации приблизительно в конце этого года).

Наконец, “зеленая” секция – это исследовательские проекты по раскрытиям на уровне отдельных стандартов, последняя основная составляющая всей “Инициативы”. “Принципы раскрытий” – тема сегодняшнего вебкаста, в связи с чем, полагаю, пришло время передать слово Мишель для обсуждения того, где мы находимся сегодня.

Michelle Fisher

Спасибо. Поговорим о целях проекта “Принципы раскрытий”. Полученный нами отклик дал понять, что основная причина проблем с раскрытиями, которые были изложены на одном из предыдущих слайдов – поведенческая. Например, многие компании применяют требования к раскрытиям механически, вместо того чтобы использовать суждение и решить, что показать, и как именно лучше будет показать это инвесторам. Однако мы также часто слышали, что нехватка руководства по содержанию финансовой отчетности - в частности, примечаний к ней - усугубляет проблему недостатка суждений. Мы поняли, что Совет может повлиять на поведение, предоставив четкие принципы раскрытий, как для того, чтобы помочь составителям правильно применять суждение, чтобы повысить полезность финансовой информации для ее пользователей, так и чтобы помочь самому Совету с корректировкой требований к раскрытиям.

Таким образом, задачей проекта “Принципы раскрытий” является идентификация проблемы с раскрытиями и формулировка новых (или корректировка старых) принципов раскрытий для решения этих проблем. А когда мы говорим о принципах раскрытий, мы представляем целый их набор – начиная с концепций высшего уровня (например, общие принципы эффективных коммуникаций) и заканчивая общими требованиями к раскрытию информации. В рамках данного проекта Совет стремится либо внести изменения в IAS 1 – стандарт, покрывающий общие требования к раскрытиям – либо создать новый стандарт по раскрытиям, который заменит собой IAS 1.

Один из прочих проектов Совета, который я хочу упомянуть, также тесно связан с “Инициативой по раскрытиям” – это проект Концептуальных основ. Он посвящен концепциям отчетности общего назначения, в том числе по представлению и раскрытию финансовой информации. Таким образом, “Принципы раскрытий” также затрагивают некоторые концепции, обсуждаемые в рамках проекта Концептуальных основ.

Дискуссионный документ, который мы выпустили в марте, стал первой важной вехой в реализации проекта “Принципы раскрытий”, и с его помощью мы хотим узнать мнение стейхолдеров относительно проблем с раскрытиями, которые Совет по МСФО назвал по ходу обсуждений 2013 года, а также относительно подходов к решению этих проблем, включая предварительные взгляды Совета на те, что находятся в разработке. Совет также интересуется, есть ли другие проблемы с раскрытиями, которым нужно уделить внимание в рамках проекта.

Содержание дискуссионного документа

На диаграмме на слайде приведено краткое содержание тем, что в нем рассматриваются. Дискуссионный документ рассматривает ключевые принципы по каждой теме, показанной на диаграмме, и мы собираемся последовательно рассмотреть их все.

Итак, первая основная глава дискуссионного документа обсуждает принципы эффективных коммуникаций, которые организация обязана применять в процессе подготовки своей отчетности. Совет разработал семь принципов коммуникаций, а именно:

  1. Раскрываемая информация должна учитывать специфику компании. Поскольку информация привязана к уникальным условиям данной компании, она более полезна, чем общий “шаблонный” язык
  2. Информация должна раскрываться настолько прямо и просто, насколько это возможно
  3. Она должна быть организована таким образом, чтобы подчеркивать важные элементы; среди прочего это подразумевает раскрытие информации в правильном порядке
  4. Информация должна быть связана с другой информацией, если это актуально, или с другими частями годового отчета, дабы подчеркнуть взаимосвязь между различными частями информации и помочь инвесторам ориентироваться в финансовом отчете
  5. Информация не должна повторяться в других частях годового отчета
  6. Информация должна представляться таким образом, чтобы обеспечить оптимальное сопоставление отчетности с другими организациями и в рамках этой одной организации - на протяжении нескольких отчетных периодов
  7. Наконец, она должна быть представлена в формате, подходящем для этого типа информации. Например, списки и таблицы могут быть полезнее для пользователей в случае с информацией, содержащей множество данных, чем повествовательное изложение

На практике, однако, организации, скорее всего, придется выбирать между некоторыми из этих принципов в процессе подготовки финансовой отчетности. Например, если организация “заточила” раскрытия под свои уникальные особенности, это может обеспечить лучшее понимание ее бизнеса, но в то же время снизить сопоставимость с другими организациями. Следовательно, с применением этих принципов менеджменту придется использовать суждения с целью максимизации полезности информации для пользователей финансовой отчетности.

Итак, дискуссионный документ собирает отклик на эти принципы коммуникаций. Также там спрашивается, нужно ли делать применение этих принципов обязательным в стандартах МСФО или, например, их следует сделать частью необязательного руководства или образовательных материалов.

В рамках следующей секции обсуждается, должен ли возможный общий стандарт по раскрытиям оговаривать роли различных компонентов финансовой отчетности и то, как эти роли соответствуют целям финансовой отчетности. В секции предложено определение основной отчетности как состоящей из отчета о финансовом состоянии, отчета о прибылях и убытках и отчета о прочем совокупном доходе (в документах их все вместе называют “Отчетностью по финансовым результатам”), также отчета по изменениям в капитале и отчета о движении денежных средств.

Совету поступали жалобы, что компаниям трудно применять профессиональное суждение относительно того, должна ли какая-либо информация находиться в основных отчетах или же в примечаниях. Полученный отклик также дал понять, что на пользователей финансовой отчетности оказывает влияние то, где именно находится информация. Таким образом, это дает понять, что нахождение информации в или вне финансовой отчетности имеет значение.

Мы полагаем, что описание ролей основных форм отчетности в примечаниях будет полезным для компаний с точки зрения руководства по определению правильного местоположения информации в финансовых отчетах, а также поможет самому Совету с разработкой требований относительно того, должна ли информация идти в основные формы отчетности или же в примечания.

Таким образом, предварительное мнение гласит, что роль основных форм отчетности заключается в предоставлении структурированного и сопоставимого описания признанных организацией активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, которое обеспечивает обзор организации, а также делает возможным сравнения между организациями или самой организации между разными отчетными периодами. В то же время роль примечаний заключается в представлении дополнительной информации, необходимой для дизагрегирования, реконсиляции или иных объяснений составляющих основной отчетности, а также в дополнении основной отчетности информацией, необходимой для выполнения целей финансовой отчетности - например, она будет включать информацию о природе прочих признанных элементов данной организации. Дискуссионный документ собирает мнения по поводу этих ролей, а также возможного будущего руководства по содержанию примечаний.

Передаю слова Мариэле для обсуждения оставшихся разделов дискуссионного документа.

Mariela Isern

Спасибо, Мишель. Дискуссионный документ включает раздел по теме расположения информации. В частности, этот раздел приводит к сведению тот факт, что дублирование информации и ее раскрытие в неправильных секциях отчета делает ее трудным для анализа и понимания. Дискуссионный документ обсуждает две возможные ситуации, где это возможно. Первая ситуация – это когда информация, необходимая для выполнения требований стандарта, раскрывается вне финансовой отчетности. Вторая ситуация – когда информация, признанная информацией “не по МСФО” (т.е. не требуемой стандартами), раскрывается в составе финансового отчета. Примерами информации, признанной как информация “не по МСФО”, могут быть меры финансовой результативности (performance measures), не оговариваемые специально в стандартах МСФО, или нефинансовые показатели деятельности, такие как оборачиваемость кадров или доля рынка.

По первой ситуации: когда информацию по МСФО помещают вне финансовых отчетов, дискуссионный документ предлагает, чтобы общий стандарт по раскрытиям оговаривал отдельный принцип, согласно которому информация по МСФО могла бы раскрываться вне годовой отчетности, если такое ее расположение делает годовой отчет в целом более понятным, но в то же время финансовая отчетность остается доступной для понимания. При этом информация должна честно раскрываться, прозрачным образом представляться и иметь перекрестные ссылки из основной отчетности на другой отчет или другие секции годового отчета.

По второй ситуации: когда информация, не оговоренная стандартами МСФО, помещается в финансовом отчете, дискуссионный документ предлагает, чтобы общий стандарт по раскрытиям не запрещал организациям раскрывать не оговоренную стандартами МСФО информацию в составе годового отчета. При этом, однако, в дискуссионном документе призывают компании по возможности минимизировать такие раскрытия. В нем также делается допущение, что информация не по МСФО может размещаться в составе отчетности, если прямо указано, что она подготовлена не по стандартам МСФО, а также, если это актуально – указано, что она не прошла аудиторской проверки, и, если эту информацию сопровождают объяснения - почему она полезна.

Дискуссионный документ собирает мнения деловой общественности относительно подхода Совета к решению этих двух проблем и интересуется, есть ли какие-то особые разновидности информации, которые стоит из финансовой отчетности исключить – например, информация, не отвечающая стандартам МСФО – и если так, почему именно эту информацию нужно исключить.

Есть еще один раздел в дискуссионном документе, посвященный применению показателей результативности. По этой теме Совет уже получил определенный отклик, что, мол, некоторые такие показатели могут вводить в заблуждение. Тот факт, что организации пользуются широким спектром показателей для доведения информации до пользователей, в настоящее время является не только темой обсуждений, но и повышенного внимания со стороны регуляторов и пользователей, желающих знать, предоставляют ли эти меры полезную или же, напротив, вводящую в заблуждение информацию.

Пользователи отмечали, что эта информация может быть полезной, если она правдивым образом раскрыта, и это как раз та проблема, которую обсуждает дискуссионный документ, а именно – должен ли общий стандарт по раскрытиям включать отдельный принцип правдивого представления показателей результативности в финансовых отчетах. На данном этапе стоит отметить, что сам дискуссионный документ не содержит полноценного обсуждения включенных в финансовую отчетность показателей эффективности, поскольку данная тема тщательно обсуждается в рамках другого проекта (по основным формам отчетности). Однако Совет все равно использует эти публичные консультации, чтобы получить отклик по двум вопросам, который поможет его исследованию по проекту основных форм отчетности. Первый вопрос – это представление необычных или нечасто встречающихся элементов, а второй вопрос – это использование показателей EBIT и EBITDA в отчете о финансовых результатах.

Возвращаясь к правдивому представлению показателей результативности. В дискуссионном документе предлагается сделать общий стандарт по раскрытиям таким, чтобы:

  • показатели результативности раскрывались с равным или меньшим приоритетом, чем прочая информация по МСФО
  • по ним проводилась реконсиляция с ближайшими сопоставимыми показателями, которые оговорены в стандартах МСФО
  • их сопровождали объяснения в примечаниях, каким образом они служат целям доведения актуальной информации до пользователей, причины для внесения изменений в ближайшие сопоставимые показатели, оговоренные МСФО, и любая другая информация, необходимая для понимания показателей деятельности
  • они были нейтральными, свободными от ошибок, четко и понятно поименованными
  • сопровождались сравнительной информацией за предыдущие отчетные периоды; они должны быть классифицированы, последовательно измеряться и раскрываться, чтобы сделать возможным сравнение показателей за разные временные периоды. Они также должны раскрываться таким образом, чтобы было понятно, являются ли эти показатели частью финансовой отчетности, и проходили ли они аудиторскую проверку

По данной конкретной области дискуссионный документ собирает мнения о том, должен ли общий стандарт по раскрытиям прямо оговаривать, каким именно образом показатели результативности должны честно раскрываться в финансовой отчетности.


Следующая секция дискуссионного документа посвящена раскрытию учетной политики. Полученный от пользователей к настоящему моменту отклик говорит, что их часто беспокоит сегодняшний способ раскрытия учетной политики в отчетности. Они говорят, что компании часто представляют неактуальную информацию в раскрытиях по учетной политике, или что они представляют эту информацию весьма путанно.

В дискуссионном документе обсуждается будущее руководство для составителей отчетности, чтобы те обеспечивали пользователей более полезными раскрытиями учетной политики. Среди прочего, документ предлагает, что обязательными для раскрытия должны быть только те учетные политики, которые действительно полезны для понимания финансовой отчетности организации. Конкретнее - от организации следует потребовать раскрытия учетных политик, связанных с существенными элементами, транзакциями или событиями.

Следуя этой логике, дискуссионный документ предлагает, что от организаций не нужно требовать раскрытия учетных политик, относящих на элементы, транзакции или события, которые не являются для нее существенными. В дополнение предлагается, что нужно, напротив, запретить такие раскрытия, способные закрыть собой нужные раскрытия или сделать финансовую отчетность более трудной для понимания.

Дискуссионный документ также обсуждает, как данные по учетным политикам, а также существенным допущениям и суждениям, сделанным в рамках данной политики, должны располагаться в отчете и раскрываться наиболее эффективным образом. Предварительное мнение Совета в том, что здесь должно быть отдельное руководство, дающее возможность выбора, где именно раскрывать учетные политики. Например, все учетные политики вместе могут раскрываться в примечаниях, или же каждая учетная политика может раскрываться в отдельном примечании, к которому она относится, или можно попробовать использовать какое-то сочетание этих альтернатив.

Еще одно предварительное мнение Совета в том, что по этой теме должно быть дополнительное руководство, которое будет гласить: организация обязана раскрывать информацию о существенных допущениях и суждениях рядом с раскрытиями по связанной с ними учетной политике, если только организация не считает, что иной способ раскрытия информации по существенным допущениям и суждениям в ее случае более подходящий.

По данной конкретной области дискуссионный документ собирает мнения о том, должен ли общий стандарт по раскрытиям включать требования по определению того, какие учетные политики должны раскрываться, а также о том, должен ли Совет разработать руководство по расположению этих раскрытий учетных политик. Кроме того, касательно этого руководства дискуссионный документ спрашивает, должно ли оно быть обязательным или же добровольным.

Дискуссионный документ также включает раздел по целям и требованиям к раскрытиям. Отклик, который Совет уже получил по ходу предыдущих обсуждений, гласит, что отсутствие четких целей вкупе с нечеткими требованиями к раскрытиям может быть частью сегодняшних проблем с раскрытиями. В частности, отмечается, что отсутствие четких целей раскрытия затрудняет понимание самими организациями целей отдельных требований к раскрытиям, а кроме того – применение суждения относительно того, какие раскрытия необходимо делать, чтобы обеспечить выполнение целей отчетности.

Дискуссионный документ спрашивает, должен ли Совет разработать центральный набор целей раскрытий, чтобы они стали основами разработки более унифицированных целей раскрытий и требований в стандартах, которые также будут лучше соотноситься с целями финансовой отчетности.

Дискуссионный документ обсуждает различные подходы к разработке централизованных целей раскрытий. Среди прочего, Совет называет несколько методов, которые пока находятся на ранней стадии разработки – как следствие, Совет пока не имеет никаких предварительных мнений на их счет. Один из этих методов разработки централизованных целей раскрытий посвящен различного рода раскрываемой информации об активах организации, капитале и расходах. Второй указанный метод фокусируется на данных по осуществляемой организацией деятельности - он должен привнести последовательность в то, как организации оценивают свою деятельность, реализовать предпочтения многих пользователей относительно раскрытия информации отдельно по видам деятельности с целью оценки перспектив будущих денежных потоков организации и осмотрительности в управлении ресурсами организации ее менеджментом.

По данной конкретной области дискуссионный документ собирает мнения о том, должен ли Совет разработать централизованные цели раскрытий, а также интересуется у стейкхолдеров, какой из двух методов, предложенных для разработки централизованных целей раскрытий, они поддерживают.

Также дискуссионный документ собирает отклики на специфический подход, который разработали члены Новозеландского Совета по стандартам финансовой отчетности (NZASB) к обоснованию целей и требований к раскрытиям в стандартах. Главная идея данного подхода заключается в том, что каждый стандарт имеет общие цели раскрытий и более специфические дополнительные цели раскрытий. Кроме того, каждый стандарт имеет требования к раскрытиям, которые делятся на две категории – первую и вторую. Требования к раскрытиям первой категории связаны с общими требованиями к раскрытиям в стандартах, и требования к раскрытиям этой категории предназначены для представления общей информации, которая должна быть представлена организацией на основе оценки существенности. На этом этапе компании также придется решить, нужно ли ей раскрывать дополнительную информацию в зависимости о того, связана ли она с важным для нее элементом или транзакцией, и в зависимости от объема суждений, использованных в отношении этого элемента или транзакции. Эта дополнительная информация будет отвечать требованиям к раскрытию второй категории, связанных с упомянутыми выше специфическими дополнительными целями раскрытий.

Можно заметить, что данный подход потребует от организаций применения суждений в ходе принятия решений о том, какого рода и в каком объеме потребуется раскрывать информацию, чтобы выполнить оговоренные стандартами цели раскрытий.

В дополнение, еще одной отличительной чертой данного подхода является использование менее предписывающих формулировок в требованиях к раскрытию. Например, в рамках подхода избегают выражений “организация должна раскрыть” или “как минимум”, в результате чего многие сделали вывод, что концепция существенности, получается, не применима к этим требованиям.

Таким образом, в зависимости от отклика, который будет получен на данный подход, Совет может применить его в своей работе над проектом пересмотра требований к раскрытиям на уровне отдельных стандартов.

И напоследок – более общая тема. Дискуссионный документ также интересуется мнением стейкхолдеров, что они думают по поводу текущего подхода к разработке Советом стандартов МСФО – не усугубляет ли он проблему раскрытий?

Гарри Кабурек

Спасибо. Давайте напоследок по-быстрому взглянем на ожидаемое расписание работы над проектом. Дискуссионный меморандум увидел свет 28 марта. Мы предоставляем для него шестимесячный период комментирования, что по нашим стандартам еще считается долгим сроком, но с учетом важности проекта мы решили, что более продолжительный период комментариев, конечно, более подходящий.

В предположении, что мы получим отклик и успешно проведем расширенные публичные консультации, и что заключения одобрят наше продвижение вперед, следующим шагом станет начало обсуждений в 2018 году, которые приведут к предварительной версии. Конец 2018 года – пожалуй, самая ранняя дата для нее. Что мы предложим в предварительной версии – отдельный стандарт для раскрытий, капитальный пересмотр требований к представлению информации в финансовой отчетности общего назначения IAS 1 или даже, возможно, что-то еще – только время покажет. Мы также планируем использовать полученный на дискуссионный меморандум отклик в работе над нашим проектом по основным формам отчетности, а также по ходу последней важной фазы “Инициативы по раскрытиям”, которая представляет собой пересмотр индивидуальных требований к раскрытиям на уровне отдельных стандартов.

Теги: принципы раскрытий  Совет МСФО  “Инициатива по раскрытиям”  IASB  проблемы с раскрытиями  улучшение коммуникаций  финансовая отчетность  основные формы отчетности  отчет о финансовых результатах  представление финансовой отчетности  Таксономия МСФО  раскр