Автор оригинальной статьи: Брайан Пекарелли (Brian Peccarelli), один из операционных директоров Thomson Reuters
Источник: CFO
Никто в здравом уме не спутает налоговый или юридический департамент с центрами прибыли, это понятно. Так или иначе, эти две, да и многие другие функции существуют в организациях, чтобы не допустить ненужных денежных потерь – и с этим они справляются отлично, не только избавляясь при грамотном управлении от причин отсутствия эффективности, но и открывая новые источники оной. Однако доходы они в традиционном смысле не генерируют – что правда, то правда.
Однако современный бизнес живет в цифровую эру. Крупные корпорации по всему миру за последние несколько лет колоссально вложились в свои системы управления данными и аналитический инструментарий, а это значит, что им постепенно начинают открываться источники прибылей в областях, относимых ранее к средоточию накладных расходов.
Чтобы это стало возможным, пришлось отказаться от традиционно характерной для них “защитной” модели и простой минимизации рисков. Важно объединить накопленный опыт, знания с одной стороны, и расширенные данные, ставшие доступными недавно – с другой. Только так получится поставить у руля нужных людей, способных увидеть “большую картину”. Посмотрим, как это возможно на примере налогового и юридического департаментов, в исторической перспективе никогда не бывших центрами прибыли, но традиционное представление начинает меняться с привлечением Больших данных и других современных технологий.
Если спросить кого-то об основных функциях налогового департамента еще каких-то десять лет назад, ответом, вероятно, стал бы “комплайенс”. Это правильный ответ для большинства мировых юрисдикций. Всегда быть в курсе последних изменений национального, регионального или международного регулирования в каждой стране, где организация ведет свою деятельность, контролировать его соблюдение, стараться не упускать легальных возможностей получения налоговых вычетов и использования положенных налоговых льгот. Хорошо знакомая рутина, и если делать ее правильно, можно считать, что работу свою специалист знает.
Или уже нет? Сегодня, как оказывается, это даже не половина того, что нужно, чтобы считаться профессионалом. Мир не просто изменился за последние десять лет – он еще и продолжает это делать буквально на наших глазах. Совсем недавно G7 согласовала новые требования по минимальной ставке корпоративного налога. А во всем мире готовится к введению цифровой налог (впрочем, с переменным успехом).
С такими фундаментальными изменениями налоговые департаменты – это уже не просто комплайенс, но полноценное стратегическое планирование. Налоговые специалисты сегодня играют ключевую роль в бизнес-моделировании, участвуя в стресс-тестировании согласно множественным сценариям будущих изменений налогового законодательства, не забывая при этом и про свои традиционные обязанности обеспечения налогового комплайенса.
То же самое можно сказать и в отношении представителей юридических департаментов, ранее отвечавших преимущественно за подготовку договоров и иных юридических документов, а также, если потребуется - за решение юридических споров. Теперь же корпоративный юрист – уже больше доверенный консультант.
Как показал недавний опрос среди более 300 корпоративных юристов, проведенный американской консалтинговой компанией AlixPartners, корпоративные споры юридического плана в прошлом году резко скакнули вверх, причем не только в связи с проблемами COVID-19, но и в связи нарушением сохранности персональных данных и проявлениями коррупции. Теперь юридические департаменты крупных компаний постоянно пребывают в состоянии боевой готовности.
И правильно делают. Как показывает отчет Thomson Reuters уже этого года, многие юридические департаменты значительно расширили сферу своих обязанностей по сравнению с прошлым годом, и в 79% случаев их рабочая загрузка возросла в связи с пандемией. 43% при этом отметили существенные изменения в типах юридических вопросов, которыми им приходится теперь заниматься, причем связали эти изменения именно с пандемией. Простая минимизация судебных рисков и юридическая защита более не являются достаточными: теперь от кандидатов на работу по этим направлениям требуют стратегического мышления, способности предвидеть и готовности менять рабочие стратегии по мере развития событий.
Большие данные и ИИ
Казалось бы, эта перестройка сознания должна занять не одно десятилетие и проходить очень болезненно, но все облегчают вынесенные в заголовок Большие данные и другие современные технологии. Сложный характер бизнеса и риски, так совпало, пришли вместе с революционными изменениями в обработке данных и аналитике. Появились большие возможности, а вместе с ними, как всегда бывает, пришла большая ответственность.
Налоговые и юридические департаменты компаний сегодня уже не блуждают в потемках в построении прогнозов, сценарном планировании и антикризисном управлении, ведь у них есть расширенные базы данных с информацией, начиная с огромного множества мелких деталей на самых разных организационных уровнях (детали совершаемых в реальном времени транзакций, последние вступившие в силу требования к корпоративной отчетности в той или иной юрисдикции), и заканчивая глобальными угрозами. Аналитические инструменты при этом позволяют моделировать множество исходов с использованием программного обеспечения на основе искусственного интеллекта.
С такими объемными данными и мощными аналитическими инструментами на руках вполне логично, что юридические и налоговые департаменты, внутренний аудит и контроль, бухгалтерия и не только превратились из тех, кто реагирует, в тех, кто действует на упреждение и принимает непосредственное участие в определении стратегии развития. Они используют все свои знания и опыт, комбинируя их с точными данными и определяя уже со своей стороны различного рода стратегии: выход на новые рынки, слияния и поглощения, планирование расходов, расширение производства.
Еще пять лет было ясно, что технологическая революция вокруг искусственного интеллекта, Больших данных и аналитики позволит профессионалам освободиться от рутинной работы и проводить больше времени над тем, что создает реальную стоимость их организациям. Так все и произошло на самом деле, просто пять лет назад мало кто мог представить, с какой скоростью это случится.