Совет по МСФО подводит итоги июню

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 27 Июня 2020


По материалам: IFRS

Разработчики международных стандартов финансовой отчетности провели очередные ежемесячные обсуждения 23-25 июня - как и в предыдущие разы, в формате видеоконференции, не рискуя пока что собираться за одним столом. Из основных тем этого обсуждения две рассматриваются в рамках общей “Инициативы по раскрытиям” - это “Учетные политики” и целевые корректировки требований к раскрытию информации в отдельных стандартах.

Далее имеем:

  • Классификацию обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных;
  • Добывающие отрасли;
  • Вторую фаза проекта по теме реформы базовых ставок.

Плюс еще пара потенциальных (почему это ключевое слово, станет понятно чуть ниже) улучшений к отдельным стандартам, с которых, пожалуй, и начнем, поскольку информации по ним немного. 

Здесь два интересных вопроса. Первый посвящен ситуации продажи дочернего предприятия клиенту и учет такой транзакции по IFRS 15 “Выручка по договорам с клиентами” - а не по IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, как можно было бы предположить. То есть конкретно для такой ситуации, когда происходит продажа определенных типов дочерних предприятий клиенту, можно было бы потребовать от организаций использовать IFRS 15. Однако - нет, этого не будет. Совет по МСФО решил такой проект в работу не брать. Пусть и не все, но, по крайней мере, восемь членов IASB это решение поддержали, так что вопрос закрыт.

Второй вопрос на повестке дня также был закрыт: с ним решили работу не продолжать. Речь идет об изменении учетной политики, теме, по которой в конце марта 2018 года выходил предварительный вариант будущего стандарта IAS 8. Обращаем внимание - именно в марте 2018 года, потому что в октябре того же года к тому же стандарту выходили поправки еще и по теме существенности, причем в окончательном варианте, и с ними-то все было благополучно доведено до логического завершения: они действуют с 1 января этого года.

Основной целью мартовских изменений было упростить порядок изменения учетной политики вследствие решений, принятых и озвученных Комитетом по Интерпретациям. Еще раз напомним тем, кто мог забыть, что на рассмотрение данного Комитета поступают специфические ситуации, в учете которых компании не могут разобраться. Задачей Комитета является разобраться в них самому и объяснить, какие принципы и каких стандартов там применимы (если это на самом деле так, и доработки МСФО не требуется - чаще всего так и бывает). В результате озвученных разъяснений многие компании на МСФО-отчетности меняют свои подходы к учету, следовательно - официально закрепленную учетную политику.

Выходит, формальной спецификации этих изменений в учетной политике теперь ждать не стоит, раз IASB решил проект не продолжать? Очень жаль, если так.

“Инициатива по раскрытиям” – Учетные политики

Впрочем, учетные политики рассматриваются в рамках более общей “Инициативы по раскрытиям”, и это может быть одной из причин, почему Совет по МСФО решил не распылять свои силы. Точнее предположить не можем.

Раскрытие учетных политик - еще один важнейший нюанс, только рассматривается он уже в рамках другого стандарта, IAS 1 “Представление финансовой отчетности”. В соответствии с изложенными в “Концептуальных основах МСФО” ключевыми принципами, раскрытию в финансовой отчетности подлежит исключительно существенная информация, поэтому в сентябре 2017 были предложены предварительные изменения к стандартам IAS 1, IAS 8 и Практическому руководство PS 2 “Вынесение суждений о существенности”. Окончательный вариант этих поправок появился через год, в конце октября, и действует с начала этого года. Возникает резонный вопрос: почему 24 июня, в ходе очередной своей встречи, Совет по МСФО снова обратился к тем далеко не новым откликам на предварительный вариант?

Дело в том, что, согласно принятому новому решению по теме существенности, Совет по МСФО отныне официально считает, что любые типы данных по учетной политике должны подлежать проверке на существенность. Это значит, что на концепцию существенности придется ориентироваться и тогда, когда компания решает, раскрывать ли ей стандартизированную учетную политику (что означает - политику, которая просто дублирует и так всем известные требования стандартов МСФО, достаточно открыть сборник стандартов и прочитать). То есть если такая информация по учетной политике существенна, она все равно подлежит раскрытию.

Также Совет по МСФО решил добавить в стандарт IAS 1 конкретный пример “прочих положений применяемой учетной политики, которые являются уместными для понимания финансовой отчетности” (п.117B), который прояснит, что существенная информация по учетной политике вполне может содержать стандартизированную информацию или информацию, просто дублирующую (как вариант - описывающую в общем виде) требования отдельных стандартов МСФО. Такие ситуации могут возникать при раскрытии информации по непростым по своей сути транзакциям или обстоятельствам, которые без информации по учетной политике могут остаться просто непонятными пользователями отчетности.

Как конкретно Совет собирается это оговорить в стандарте? Для этого он добавит дополнительный параграф с разъяснениями, в котором будет сказано, что “организациям разрешено раскрывать несущественную информацию по учетной политике, если она не закрывает собой существенной информации по учетной политике”. Этот же параграф будет требовать, чтобы организации проверяли, не заслоняет ли собой несущественная информация по учетной политике существенную информацию. В Практическое руководство PS 2 будут добавлены дополнительные корректировки, имеющие отношение к упомянутому параграфу 117B стандарта IAS 1 и добавленному новому параграфу, суть которого была описана только что.

Уже на следующей встрече Совет примет решение относительно подготовки к составлению формального сборника изменений к стандарту.

“Инициатива по раскрытиям” - целевые корректировки требований к раскрытию информации в отдельных стандартах

Новой информации, к сожалению, немного. Уже давно известно, что в качестве своего рода эксперимента Совет по МСФО решил поработать над улучшением требований к раскрытию информации в двух стандартах: IAS 19 “Вознаграждения работникам” и IFRS 13 “Измерение справедливой стоимости”. В феврале конкретики было чуть больше: тогда даже рассказали о том, какие именно изменения хотят предложить. Если говорить в общем, то основная задача – заставить организации лучшее соотносить свои раскрытия с ключевыми целями раскрытий.

Сегодня, однако, стало известно, что предварительный вариант изменений выйдет лишь в марте следующего года, и что после этого будет предоставлено аж полгода (180 дней, если точнее) на публичные консультации. Детали содержания будущей публикации не уточнялись.

Классификация обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных

Сам документ вышел еще в январе, однако речь на собрании шла не о нем (тем более что версия была уже окончательная, а посему обратного отклика на нее саму давно не принимается), а об отсрочке даты вступления измененного стандарта IAS 1 в силу на один год, до 1 января 2023 г. Эта пропозиция была выставлена на публичные консультации в самом начале мая, с консультационным периодом очень короткой продолжительностью буквально в один месяц.

Это значит, что комментарии были получены - и, судя по всему, положительные, поскольку Совет по МСФО утвердил эту отсрочку как окончательную. Не очень ясен смысл повторной публикации той же самой январской версии стандарта IAS 1, просто с исправленной датой - но, по-видимому, таковы требования стандартной процедуры разработки стандартов МСФО. Это случится в июле.

Добывающие отрасли

Этот проект в работе у IASB относится к категории исследовательских. На заседании 24 июня члены Совета, как давно уже планировали, обсуждали результаты исследовательских наработок по теме учета добычи полезных ископаемых, имея перед собой одну главную задачу: четко определиться - возможно, уже в следующий раз - нужно ли им заменить или хотя бы просто внести какие-то изменения в стандарт IFRS 6 “Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов”.

Текущие исследовательские наработки были дополнены откликом, который Совет по МСФО получил от различных групп стейкхолдеров в разных юрисдикциях. Среди них были и национальные разработчики стандартов учета, которые когда-то давно (еще в 2010 году) помогали Совету с дискуссионным документом “Добывающие отрасли”. Забавно, но к этому документу IASB вернулся девять лет спустя, в марте прошлого года.

Вторая фаза проекта по теме реформы базовых ставок “IBOR”

Несмотря на то, что основная часть работы по этому проекту уже вроде бы позади (в апреле выходила предварительная версия изменений к пяти стандартам - IFRS 9, IAS 39, IFRS 7, IFRS 4 и IFRS 16, а уже в конце мая публичные консультации по ней завершились), в этот раз обсуждения вышли особенно долгими и подробными. Оно, в принципе, и понятно: Совет по МСФО обсуждал полученный отклик.

Разработчики международных стандартов финансовой отчетности на основе всех комментариев приняли решение одобрить в окончательном варианте – и без внесения каких-либо существенных исправлений – изменения к стандартам IFRS 9 “Финансовые инструменты”, IFRS 4 “Договоры страхования” и IFRS 16 “Аренда”, которые касаются темы модификаций финансовых активов и финансовых обязательств вследствие перехода на новую базовую ставку.

Совет по МСФО также принял решение одобрить в окончательном варианте свои предложения, касающиеся изменения определения отношений хеджирования (пп. 6.9.7-6.9.10 IFRS 9 и 102O–102R IAS 39). Совет по МСФО предложил в тогда в апреле, чтобы организации вносили одно или несколько изменений в формальное определение отношений хеджирования после разрешения неопределенности вследствие реформы базовой процентной ставки (то есть когда устраняется неопределенность в отношении хеджируемого риска, времени или величины зависящих от базовой процентной ставки денежных потоков).

Какие именно это изменения, было оговорено в п. 6.9.7. Поскольку официального перевода на русский, о котором нам было бы известно, пока не существует, попробуем справиться своими силами: “Когда и если неопределенность, возникающая вследствие реформы базовой процентной ставки, более не действует в отношении хеджируемого риска и/или времени и величины основанных на базовой процентной ставке денежных потоков по хеджируемому элементу или инструменту хеджирования (см. пп. 6.8.9-6.8.12), организация меняет задокументированное ранее формальное определение отношений хеджирования”.

Далее разъясняется, какого рода изменения должны быть внесены в этой связи. Это изменения, учитывающие одно, два или все из следующих условий:

  • выбор альтернативной базовой ставки (оговоренной или не оговоренной в договоре) в качестве риска хеджирования;
  • изменение описания хеджируемого элемента таким образом, что оно теперь относится к альтернативной базовой ставке;
  • изменение описания инструмента хеджирования таким образом, что оно теперь относится к альтернативной базовой ставке.

Кроме того, Совет по МСФО уточнил, что изменения в отношениях хеджирования должны вноситься до конца отчетного периода, в течение которого разрешилась неопределенность относительно какого-либо элемента отношений.

IASB также окончательно одобрил техническое послабление по отдельной идентификации не оговоренной в договоре рисковой компоненте (альтернативная базовая ставка будет отвечать требованиям IFRS 9 и IAS 39 на этот счет тогда и только тогда, когда, согласно обоснованным ожиданиям организации, эта альтернативная базовая ставка будет оставаться отдельно идентифицируемом в течение 24 месяцев со дня ее отнесения к рисковым компонентам - см. п. 6.9.16).

По раскрытиям. Совет по МСФО принял решение одобрить изменения, изложенные в параграфах 24I–24J апрельской публикации, где речь идет о том, что организации обязаны раскрывать количественную информацию о непроизводных финансовых активах, непроизводных финансовых обязательствах и производных инструментах (все это по отдельности), если в конце отчетного периода они сохраняют привязку к процентным индексам, на которые повлияла реформа базовых ставок. Дезагрегирование этой информации должно осуществляться по каждому процентному индексу по отдельности в случае выполнения критерия существенности.

При этом раскрытия, предложенные в апреле в параграфе 24J(c), для финальной версии были вычеркнуты. То есть, выходит, организации не нужно будет по каждой альтернативной базовой ставке (в случае выполнения критерия существенности) приводить описание того, как она определила базовую ставку и связанные корректировки к ней, включая существенные суждения о выполнении оговоренных параграфами 6.9.3 и 6.9.5(b)–6.9.5(c) условий.

И по срокам вступления в силу. Разработчики приняли решение окончательно одобрить 1 января 2021 года в качестве той даты, после которой организации уже обязаны следовать новым требованиям при подготовке годовой отчетности. Впрочем, делать на добровольных началах это можно уже сейчас.

Переходные положения также были одобрены в том виде, в каком они излагались в апрельской публикации, за исключением одной-единственной корректировки в требованиях по прерванным отношениям хеджирования. Так, организация обязана будет восстановить прерванные отношения хеджирования тогда и только тогда, когда:

  • Эта организация прерывала отношения исключительно вследствие изменений, накладываемых реформой базовой процентной ставки; и
  • На дату первого применения изменений эти прерванные отношения хеджирования по-прежнему отвечают целям управления рисками, на основе чего они были ранее квалифицированы как подходящие для отчетности хеджирования, и по-прежнему отвечают всем прочим критериям для квалификации (с учетом всех изменений).

Здесь также оговаривается 24-месячный период на это с момента первого применения изменений.

По ходу следующего июльского заседания Совет по МСФО собирается обсудить оставшиеся отклики по некоторым нерассмотренными вопросам и, возможно, даст отмашку на формальную подготовку всех поправок к внесению в окончательном варианте.

Теги: Совет по МСФО  международные стандарты финансовой отчетности  “Инициатива по раскрытиям”  учетные политики  раскрытие информации  реформа базовых ставок  добывающие отрасли  классификация обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных  IFRS 15  выру