По материалам: IFRS
Председатель попечителей Фонда МСФО Эркки Лииканен (Erkki Liikanen) выступил с речью на конференции Eurofiling Conference 2019 (во Франкфурте, Германия), где поделился своими ожиданиями относительно влияния цифровизации на производительность мировой экономики, а также рассказал об инициативах по цифровой трансформации самого Фонда МСФО.
Фото: https://www.ifrs.org
По роду своей деятельности на возглавляемом им сегодня посту Эркки Лииканен вместе со своими коллегами-попечителями занимается вопросами управления, стратегий и надзора за Советом по международным стандартам финансовой отчетности. В былые годы, впрочем, ему пришлось побыть и европейским комиссаром (с 1995 по 2004 г.), что имеет большое значение, потому что именно Эркки Лииканен по ходу своего второго срока в Еврокомиссии отвечал за европейский подход к новым технологиям и Интернету. После этого он встал во главе Центрального банка Финляндии, в прошлом году освободился и с тех пор представляет всех попечителей Фонда МСФО.
Несмотря на кажущуюся эклектичность его обязанностей на всех этих несхожих между собой позициях, г-н Лииканен отмечает, что со временем и опытом начинаешь видеть взаимосвязи. Центральные банкиры – охочие читатели финансовой отчетности по МСФО от банков, за которыми они присматривают. Также центральные банки внимательно следят за всеми новыми технологиями и их влиянием на экономический рост. Фонду МСФО же необходимо одному из первых грудью встречать новые технологии и цифровизацию, разбираясь в том, как она повлияет на подготовку и получение финансовой отчетности, какие сложности могут встретиться в учете криптоактивов, и как можно с помощью технологий улучшить собственную эффективность и производительность.
Таким образом, теперь все взаимозависимо и взаимосвязано – подчеркивает ключевой момент председатель попечителей Фонда МСФО. Почти все, что мы делаем сегодня, имеет дополнительное измерение – цифровое. Все чаще в последние годы оно к тому же является единственным. Для законодателей во всем мире это представляет как большие сложности, так и возможности.
Когда в 2004 году Эркии Лииканен стал управляющим Банка Финляндии, одним из основных катализаторов экономического роста в мире была глобализация, а главными тенденциями – все более тесная экономическая интеграция, разрушение торговых барьеров и снижение препятствий для международных экономических транзакций. Если не рассматривать период мирового кризиса, глобализация действительно помогала мировой экономике расти, причем как развитым, так и развивающимся рынкам.
Однако в наши дни экономический рост уже находится на своей более пологой стадии, и множество факторов могут повлиять на его дальнейшую продолжительность. Сама по себе глобализация сталкивается с политическим давлением – например, из-за политических предпочтений лидеров таких стран как США. Рост глобальной экономики замедляется на фоне угроз торговых войн, “Brexit”, замедления развития китайской и европейской экономик. Как же законодателям обеспечить всеобщую доступность выгод глобализации, чтобы страны мира получали их более равномерно? Ответ на этот вопрос может стать важным ответом на всю волну мирового антиглобализационного популизма.
Тем временем статистические данные говорят, что темпы роста производительности крупных экономик на протяжении последних десяти лет составили примерно половину темпов роста производительности на протяжении предыдущего десятилетия [1]. Низкие темпы роста производительности и угрозы для глобализации кидают серьезные вызовы для руководства центральных банков.
Экономика цифровизации и оцифровывания
В английском языке эти два слова звучат еще более схоже: “digitalization” и “digitisation”. Для некоторых отраслей они ближе друг другу, чем для других. Интересные споры идут сегодня в академических кругах: сможем ли мы в полной мере воспользоваться ростом производительности в результате цифровизации, чтобы противостоять экономической турбулентности, о которой говорилось чуть выше? И вообще, станет ли цифровизация важным фактором для роста производительности, как это раньше уже случалось с передовыми технологиями?
Как только у нас будут готовы качественные стандарты для цифровизации, все транзакции можно будет проводить в электронной форме “от” и “до”. Если представить, что этими данными можно будет обмениться с незначительными усилиями, улучшит ли это в будущем производительность? Расходы на переход к цифровой отчетности, понятно, намного легче оценить, но перевесят ли их выгоды от роста производительности?
Пессимисты и оптимисты
В экономической теории успели уже даже вырасти две школы – назовем их условно “пессимисты” и “оптимисты”, продолжает Лииканен. К представителям первых можно отнести современного американского экономиста Роберта Гордона (Robert Gordon), который утверждает, что ожидания относительно будущих выгод цифровизации сегодня завышены из-за “хайпа”, создаваемого “техно-оптимистами”. В большинстве своем “пессимисты” склонны видеть выгоды цифровизации в таких областях как развлечения и коммуникации (где они очевидны), но при этом не думают, что это как-то поможет с увеличением производительности, поскольку “встречный ветер” сегодня слишком силен [2].
Также среди пессимистов выделяются и такие экономисты как Тайлер Коуэн (Tyler Cowen) – он говорит, что самые богатые страны, конечно же, первыми добрались до самых низко висящих “фруктов”, испытали бурный рост, а сегодня вышли на историческое “плато” [3]. Подкреплением для преставителей пессимистической школы выступает и сформулированный еще в 1987 году “компьютерный парадокс” лауреата нобелевской премии по экономики Роберта Солоу (Robert Solow). Его суть в том, что увеличение инвестиций в информационные технологии в целом не приводит к росту производительности в индустрии. Зато приводит к еще большим инвестициям в информационные технологии.
Но есть на противоположной стороне и многочисленные оптимисты, такие как Эрик Бриньольфсон (Erik Brynjolfsson), который отмечает, что сами по себе инновации, может, и не потянут за собой производительность, зато потянут сопутствующие бизнес-процессы и человеческий капитал. IT создает запрос на развитие навыков, а для корпоративной структуры в целом – на использование создаваемых преимуществ [4]. Согласен с коллегой и Джоэль Мокир (Joel Mokyr), американо-израильский историк-экономист. Он отмечает, что история далеко не всегда является лучшим предсказателем для будущего, и если мы пока “ничего не видим”, это лишь значит, что лучшее впереди [5]. А известный футуролог Рой Амара (Roy Amara) уже давно отметил любопытную особенность: в краткосрочном периоде мы обычно переоцениваем то, что могут обеспечить технологии, а вот в долгосрочном периоде – напротив, недооцениваем.
По ходу одной из лекций, устроенных уже в этом году Фондом финского экономиста Юрьё Янсона (Yrjö Jahnsson, 1877-1936), американский экономист турецкого происхождения Дарон Аджемоглу (Daron Acemoglu) предложил то, что можно назвать компромиссной точкой зрения где-то посередине [6]. Он говорит, что в роли “затычек” для роста производительности могут выступать самые разные факторы. Кроме того, далеко не все технологии развиваются с одинаковым темпом, и далеко не все вообще готовы немедленно начать пользоваться преимуществами этих технологий. Многие институты, в особенности органы регулирования, на первых порах банально не имеют возможностей. Также очень большую роль играет нехватка образования, ведь сегодняшних студентов мы учим технологиям 21-го столетия, но образовательными методами, созданными еще в середине века 20-го.
Как говорит в своем выступлении Эркки Лииканен, именно компромиссная точка зрения Дарона Аджемоглу ему более близка, ее он разделяет. Технологии – очень важный катализатор, то и ему нужно еще себя наработать, и лишь затем приходят все преимущества.
Инвесторы как основные пользователи отчетности по МСФО, как известно, ищут диверсификации и новых инвестиционных возможностей. Цифровизация финансовой информации удовлетворению их запроса будет лишь способствовать, поэтому очень важно продолжать работать на развитие международной торговли и прозрачных, эффективных финансовых рынков в сегодняшнем цифровом мире.
Цифровизация в Фонде МСФО
А что по данному поводу делает лично разработчик международных стандартов финансовой отчетности? Глава попечителей напоминает, что уже многие годы именно его организация остается на передовой цифровизационных процессов, разрабатывая и совершенствуя Таксономию МСФО для подготовки отчетности в электронном формате.
Сейчас мы все наблюдаем, как регуляторы по всему миру внедряют у себя электронную отчетность на основе Таксономии МСФО – она используется, например, в Чили, Перу, Мексике, Южной Корее, ЮАР, Австралии и США. В случае с США речь идет об иностранных компаниях с местным биржевым листингом, которые, по указанию Комиссии по ценным бумагам и биржам, переводят в электронный формат как основные формы отчетности, так и примечания. Эти данные ныне доступны и Фонду МСФО, который учитывает их в ходе работы над стандартами.
Чуть раньше в этом месяце Европейская Комиссия завершила работу над предварительным вариантом будущих требований для биржевых компаний, от которых могут потребовать подготовки консолидированной отчетности по МСФО (по части основных форм отчетности) в электронном формате уже с 1 января следующего года. Эти требования – часть более общей инициативы по переходу ЕС на единый формат электронной отчетности (European Single Electronic Format), который должен облегчить доступ и улучшить прозрачность финансовой информации. Отличные новости для тех, кто ждет полной реализации всех преимуществ электронной отчетности, когда весь мир, наконец, перейдет на Таксономию МСФО.
Все это очень важные моменты выстраивания институциональной инфраструктуры, важность которой подчеркивал экономист Дарон Аджемоглу. Частью этой инфраструктуры является и Фонд МСФО, который осознает свою важность и роль в разработке качественной системы Таксономии МСФО. Совет по МСФО, к слову, недавно поставил одного из своих членов руководить разработкой стандартов по связанным с технологиями темам. В рамках этой работы они продолжат изучать, как получают сегодня финансовую информацию ее пользователи, что это может означать для дальнейшей работы с Таксономией, и какое влияние на процесс разработки стандартов оказывают технологические инновации.
В то же время Фонд МСФО не только говорит, но и действует – отмечает Лииканен. Вот-вот начнется процесс цифровой трансформации самого Фонда. По ходу последней встрече попечителями бы подписан долгосрочный план, в соответствии с которым Фонд МСФО обязан полностью перетряхнуть свои технологические системы и со временем обеспечить “цифровым опытом” своих ключевых стейкхолдеров по всему миру. “Дорожная карта” того, как именно это сделать, будет разработана чуть позже.
В полном соответствии с видением Эрика Бриньольфсона, эту программу в Фонде назвали “бизнес-процесс и технологии” – заголовок, отражающий тот факт, что преимущества из технологий сами по себе не возникают, а приходят вместе с переосмыслением деловых процессов, создающих дополнительную стоимость для стейкхолдеров. В случае с Фондом МСФО это трехлетняя программа инвестиций, – делится деталями Эркки Лииканен, - однако они уже сейчас ощущают ее будущий потенциал. Как признание важности данной инициативы, в составе попечителей была даже сформирована постоянная подкомиссия по технологиям, которая проконтролирует реализацию программы.
1Conference Board (2019), “Global Productivity Growth Remains Weak, Extending Slowing Trend”, www.conference-board.org
2Gordon (2016), ‘The Rise and Fall of American Growth”
3Cowen (2011), “The Great Stagnation”
4Brynjolfsson (2014), “The Second Machine Age”
5Mokyr (2018), “A Culture of Growth”
6Acemoglu (2019), www.yjs.fi